Публикации конспект урока по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"
Автор: Шулякова Наталья Андреевна

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа
основная общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза В.П. Иваненко станицы Махошевской
муниципального образования Мостовский район
Конспект урока по биологии, 9 класс
Тема: Качество жизни и факторы здоровья.
Учитель биологии, химии, географии
Шулякова Наталья Андреевна
2023 г.
Цели: дать представление о том, что такое качество жизни и факторы здоровья; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.
Задачи:
Образовательные:рассмотреть вопросы о качестве жизни и факторах здоровья.
Развивающие:развивать мыслительные операции, творческое мышление и умение грамотно излагать свои мысли.
Воспитательные:воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, как важнейшей составляющей здоровья человека.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование познавательных интереса и мотивов, направленных на сохранение здоровья;
- формирование личностных представлений о ценности и значимости соблюдения основ здорового образа жизни как важнейшего фактора в сохранении и укреплении здоровья;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками, учителем;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости здоровья и образа жизни.
Предметные:
- закрепление понятия, что основой крепкого здоровья является забота о себе;
- овладение умением оценивать свои действия относительно влияния их на своё самочувствие;
- умение ставить вопросы, делать выводы;
- ознакомление с составляющими здоровья человека.
Метапредметные:
- умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Ход урока.
I.Организационный момент. В начале урока учитель объявляет тему, цели урока и делит класс на 2 команды (слайд 1,2).
II. Изучение новой темы.
1.Качество жизни и здоровье населения.
Учитель: Понятие качество жизни включает в себя социально- экономическую, политическую, культурную и экологическую обстановку, в которой существует человеческая общность. Высокое качество жизни подразумевает, что все стороны существования людей – от условий труда и отдыха, организации сферы обслуживания, здравоохранения, образования и состояния окружающей среды до наличия политических свобод и возможности пользоваться всеми достижениями культуры – отвечают потребностям современного человека.
Здоровье населения – наиболее яркий и всеобъемлющий показатель условий жизни.
Omnia mea mecum porto (лат. - все свое ношу с собой) — сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека - он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия.
До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ ), здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
2.Факторы здоровья.
А сейчас от каждой команды приглашаются по 3 человека , которые хорошо разбираются в вопросах здоровья и будут участвовать в викторине ( каждый правильный ответ - 1 балл).
Викторина (слайд 3)
1.Согласны ли вы, что зарядка - источник бодрости и здоровья? (Да.)
2.Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет.)
3.Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет).
4.Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да.)
5.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
8.Отказаться от курения легко? (Нет.)
9.Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет.)
10.Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да.)
11.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
13.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да.)
14.Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да.)
15.Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет).
А остальным предлагаю ответить на следующий вопрос.
- Как можно назвать разминку, физнагрузку, зарядку, одним словом?(Активный образ жизни)
-Он способствует укреплению здоровья или нет?( Да.)
На доске Факторы здоровья учитель записывает активный образ жизни ( слайд 4) в графу положительных ответов.
-Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел? А кто более один раз в году? А кто более 2 и более раз?
Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150—200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет - это почти то же самое, что умереть в колыбели.
Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, т.е от экологии, 10% - от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни , который он ведёт. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Здоровье - основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности, японцы начинают закаляться с 4 лет, т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье, закаливание.( слайд 5)
Учитель делает соответствующую запись на доске Факторы здоровья.
Учитель. Часто спрашивают: Как закаляться, чтобы не простужаться?
Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата - они перестали бояться холода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали и, естественно, закаливаться прекращали. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов. которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей.
Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем — это уже стресс. Уроки - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.
Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью теста "Твоё здоровье" . Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ да, в противном случае - нет. Если затрудняешься с выбором, поставь оба ответа.
Тест (слайд 6-8)
1 У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения
Подсчитай баллы
Учитель. Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений с сверстниками, родителями. Главное| - не зацикливайся на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.
Учитель записывает на доске хорошее настроение. ( слайд 9)
Учитель. Есть еще одно замечательное средство от стресса — это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь. Учащимся предлагается спеть песню.
Учитель. Один из способов быть счастливым, считают-американцы, - проявлять физическую активность. Пока не совсем понятно, почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И.С. Павлов назвал это мышечной радостью.]По мнению некоторых ученых, при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца - все, что доступно. А на нашей доске появляется еще одна запись в графе положительных факторов — спорт.(слайд 10,11)
Сейчас в нашей стране огромное внимание уделяется спорту. Увеличивается количество спортивных комплексов в населённых пунктах Кубани.
В Сочи создан современный курорт для спортивного, рекреационного и делового туризма, который может принимать гостей круглый год.
Наш край давно заслужил добрую славу лучшего курортного региона России . Край способен ежегодно принимать миллионы отдыхающих и всех накормить качественным продуктом – кубанским.( слайд 12)
Учитель: А сейчас послушайте сообщения Агропромышленные комплексы Кубани.
Учитель. Как сказал один из известных диетологов: Одно только поколение людей, питающихся правильно и качественной продукцией, возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное. А молодому растущему организму еженедельно требуются разнообразные продукты. Какие, вы сейчас скажете сами.
Каждое объединение должно перечислить продукты, необходимые для организма человека.
Команда, лучше справившаяся с этим заданием, получает 5 баллов..
После учитель записывает правильное и качественное питание в графу положительных факторов.( слайд 13)
Учитель. Здоровье — не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействует социальная среда, в которой он живет - общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей моей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.
Учитель.
К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко распространены соредии молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.(слайд 14)
А сейчас конкурс пословиц и поговорок. ( слайд 15) Попробуй объяснить их смысл. От каждой команды приглашаются по одному человеку. (От 1-4 баллов)
1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
2. Что у трезвого на уме – у пьяного на языке.
3. С хмелем познаться - с честью расстаться.
4. Пить до дна – не видать добра.
После учитель записывает вредные привычки в графу отрицательных факторов на доске.
III. Подведение итогов (слайд 16,17)
Учитель: Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу формула здоровья - это...?
Будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!!!
В конце урока подводятся итоги, выявляется команда-победитель и наиболее активные участники.