Публикации "Использование метода творческих проектов на занятиях в объединении «Девичьи секреты "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование метода творческих проектов на занятиях в объединении «Девичьи секреты "
Автор: Марина Петровна Шумакова

Шумакова М.П.,педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества»Г. Златоуст, Челябинская область"Использование метода творческих проектов на занятиях в объединении «Девичьи секреты " В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача педагога научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Проект с точки зрения педагога – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные на разных этапах обучения.Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Творческий проект – это метод обучения, который:– может применяться во время учебных занятий;– ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален;– проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен;– проект дает учащимся опыт реальной деятельности.Проект – это “шесть П”:1. Проблема.2. Проектирование (планирование).3. Поиск информации.4. Продукт.5. Презентация.6 “П” проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.Применение метода творческих проектов.На учебных занятиях я активно использую метод творческого проекта. Мы с учащимися выполняли творческие проекты по различным видам декоративно-прикладного творчества. Хочу поделиться опытом применения метода творческого проекта. В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы.Этапы выполнения проекта. Деятельность педагога и учащихся в ходе работы над проектом различна, но неотъемлема друг от друга. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и мн. др.На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать друг друга, расширить зону для самооценки.Кроме этого, групповая работа:– даёт возможность учащимся объединиться по интересам;– обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;– воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;– предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;– является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;– позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.Для педагога и учащегося важен проект – как продукт труда и проект – как метод познания.При работе над проектом является очень важным:1. определение целей и задач;2. набор первоначальных идей;3. проработка идеи;4. изготовление изделия;5. бизнес-план (эстетическое, экологическое и экономическое обоснование);6. испытание и самооценка изделия.Также приветствуются – историческая справка, реклама и др., всё что созвучно с проектом и интересно учащемуся.Таким образом, внедрение метода творческого проекта в образовательный процесс педагогом дополнительного образования декоративно-прикладного направления целесообразно и эффективно.Положительные черты проектного метода:– Возможность дифференцированного подхода.– Возможность работать с “ограниченной” материальной базой.– Широкие возможности развития ребенка.– Возможности комплексного применения знаний.– Стимул учащихся к творчеству.Список использованной литературы
  • Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. № 9. – С. 27–30.
  • Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. – С. 7–12.
  • Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Приложение к газете “Первое сентября”). 2002. № 20. – С. 1–2.
  • Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. – С. 11–17.
  • Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами.. 1999. № 2. – С. 21–27.