Публикации Методическая и теоретическая база при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Девичьи секреты»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая и теоретическая база при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Девичьи секреты»
Автор: Марина Петровна Шумакова

Шумакова М.П.,педагог дополнительного образования МАУДО «Дом детства и юношества»Г. Златоуст, Челябинская областьМетодическая и теоретическая база при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Девичьи секреты»Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Девичьи секреты» предназначена для обучающихся в возрасте с 7 до 15 лет. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах, и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени способности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия, лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, республики. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы: - репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Педагогические технологии, используемые на занятияхПринципы организации образовательного процессаЗа основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:• самостоятельность учащихся;• развивающий характер обучения;• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения учащимся предыдущих заданий;• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;• принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.Основными формами организации образовательного процесса являются:• ГрупповаяОриентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у учащихся получались быстрее и качественнее.• ФронтальнаяПредполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся детей через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.• Индивидуальная Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсахДополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:• традиционное занятие по алгоритму:— вступление,— объяснение темы,— практическая часть,— подведение итогов;• занятие-экскурсия:— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);• беседа-презентация по алгоритму:— вступление,— объяснение темы,— наглядная демонстрация,— обсуждение,— подведение итогов;• итоговое занятие— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся;— мастер-класс — проведение открытого занятия для родителей в формате практической деятельности обучающихся.В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.Использованная литература:1.Ермолаева Тамина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей. // Вопросы психологии 1975г.-№5.2.Кряжева Н. П. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996г.3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000г.