Публикации РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА
Автор: Чечиль Ольга Владимировна

О.В. Чечиль
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА
21 век – период развития изобразительного искусства, рождения новых стилей и направлений, а также видов деятельности художника. Именно в наше время одной из ведущих профилей работы для художников стал игродел, что позволило превратить игровые локации в произведения визуального наслаждения. На большинство современных игр смотреть интересно и приятно - рассматривая детали, игроки обращают внимание на цвета и формы, освещение и композицию. Но, кроме насмотренности, игры могут подарить детям и ряд пассивных навыков, поэтому стоит их рекомендовать для организации досуга юных художников.
Разберем примеры полезных игр.
Apotheon - игра в жанре "экшн", разработанная компанией Alientrap, действие которой происходит в Древней Греции. Герою игры предстоит взойти на гору Олимп, отнять у божественного пантеона его силу и спасти человечество [17]. Это двумерная игра с героическим сюжетом, основанном на древнегреческих мифах. Игра имеет стилистику греческой вазописи, поэтому отлично подойдет для изучения искусства Древней Греции.
Message Quest – сюжетная игра с использованием головоломок, разработанная компанией Royal Troupe, где в основе лежит витражный стиль оформления. Жанрово это двухмерная графическая приключенческая игра с point-and-click-механикой и головоломками. Битвы с боссами выполнены в стиле JRPG. Геймплей стандартно для жанра состоит из исследования локаций, решения головоломок и диалогов [4]. Игра подойдет для изучения тем Витраж по учебному предмету История искусств и Стилизация по учебному предмету Композиция. Она показывает отличный пример стилизации элементов пейзажа и портрета под витраж. Кроме этого, головоломки помогут игрокам развить внимание, логику.
Apocalipsis: Harry at the End of the World – аркадная головоломка в стиле средневековой европейской гравюры 15-16 веков. Уникальный графический стиль помогает поведать историю о сердечной тоске, искуплении и конце света. Протагонист игры - Гарри, для которого потеря возлюбленной как раз и стала концом света. Чтобы вернуть ее, он отправляется в странные и негостеприимные края, где на своем пути встречает фантастических существ прямиком из воображения художников средневековой Европы. Мир игры вдохновлен Откровением Иоанна Богослова и полон отсылками к средневековой философии и вере, а также заимствованиями из "Божественной комедии" Данте Алигьери. Каждая локация и персонаж в игре созданы под влиянием деревянных гравюр, выполненных такими художниками как Ганс Гольбейн, Михаэль Вольгемут и Альбрехт Дюрер [5]. Эта игра также является отличным вариантом для закрепления знаний по предмету История искусств, так как позволит проанализировать стиль средневекового рисунка, стилизации фигур, а также позволит обучающимся отыскать отсылки к творчеству Питера Брейгеля Старшего. Головоломки помогут развить внимание, мышление и анализаторские качества.
Продолжает тему Средневековья Potion Craft: Alchemist Simulator – симулятор алхимика, выполненный в уникальном визуальном стиле, вдохновленном средневековыми манускриптами и медицинскими фолиантами. Игра разработана niceplay games. Игрок отправляется во времена средневековья и исполняет роль настоящего алхимика. На протяжении всего игрового процесса он будет заниматься открытиями и изучением все новых и новых рецептов данной сферы, исследовать окружение и раскрывать мрачные тайны; а также выполнять роль торговца, у которого есть собственная лавка по продаже зелий. Свой бизнес необходимо тщательно развивать, чтобы привлечь больше покупателей, тем самым зарабатывая ещё больше денег для совершенствования. Основная цель игры – создание новых, мощных и интересных зелий, совершенно уникальных и необычных, что сделает игрока лучшим в своем деле. Чем больше прибыли, тем больше открывается возможностей, в том числе и возможность закупок ценных ресурсов и различных атрибутов для создания чего-то ещё более магического [11]. Крафт, менеджмент ресурсов, исследование рецептов, торговля – все это позволит игрокам развить свои мыслительные способности, память и научат анализировать ситуацию. Кроме этого, стиль оформления игры поможет обучающимся проанализировать особенности иллюстрирования книг эпохи средневековья, стилизацию светотени и контуров объектов.
От европейского Средневековья к восточному. Okami – ролевая игра с элементами головоломок, разработанная японской студией Clover Studio. Она оформлена в стиле традиционной японской техники рисования тушью сумиэ. Специальные фильтры делают так, что трёхмерное изображение игры выглядит как классическая целлулоидная анимация, так называемый сэл-шейдинг. Главным персонажем игры является богиня Солнца японского пантеона синто по имени Аматэрасу, принявшая форму белой волчицы. Ее целью является победа над Ороти - жестоким восьмиглавым демоном, опустошающим земли. Восполняя свою магию от уровня к уровню, находя утраченные Техники Божественной Кисти, главная героиня движется к победе [14]. Особый интерес вызывает такой элемент геймплея как небесная кисть. С помощью нее игрок может рисовать на экране как на васи (традиционная японская бумага) - анимация повторяет эффект расплывающейся туши по этой тонкой бумаге. Кисть используется в бою, головоломках, а также в различных заданиях. Например, если нарисовать петлю, то можно вызывать сильный ветер; также можно нарисовать мосты через реку или разрубить противника пополам, проведя через него линию [14]. Новые возможности по использованию кисти открываются по мере продвижения сюжета. Игровые техники Оками неплохо развивают реакцию, моторику, мышление и память.
Нередко дизайн игры основывается на творчестве определенного художника. К ним можно отнести:
- Black Book – игра пермской студии Morteshka в жанре RPG-приключение, основанная наславянской мифологии, вдохновленная иллюстрациями к сказкам И.Я. Билибина. Действие игры происходит в Чердынском уезде Пермской губернии Российской империи в 1879 году и в значительной части опирается на русский фольклор и коми-пермяцкую мифологию, а также основано на быличках (сказках) [4]. Чтобы обеспечить достоверность отображения мифов и реальных мест, разработчики работали совместно с российскими этнографами. В игре игроки управляют Василисой — молодой знаткой (ведьмой), которая путешествует по сельской местности Чердынского уезда и решает различные квесты. Для разрешения многих из них достаточно выбрать те или иные варианты ответов в диалоговом окне, но в других игроку придётся сражаться с помощью пошаговой карточной боевой системы [15]. Эта система позволяет развивать игрокам стратегическое мышление, память и внимание.
- Abyss Odyssey - приключенческая игра в жанре платформер от разработчика ACE Team. Сюжет игры следует за группой героев, которые сражаются, чтобы добраться до чернокнижника, чьи мечты заражают реальность [13].Abyss Odysseyсочетает в себе элементы нескольких жанров видеоигр, обладает уникальным художественным стилем, основанным на движениимодерн, в частности на творчестве Альфонса Муха, и персонажами, основанными начилийской мифологии. Плавные линии и органичную стилистику модерна можно увидеть и в игровом интерфейсе и в дизайне персонажей.Сложная боевая система, вдохновлённая файтингами, уникальные движения и способности персонажей позволят развить игроку реакцию, мышление и воображение. Процедурная генерация меняет бездну с каждой новой игрой, начиная от планировки уровней с их различными ловушками и монстрами, которыми они переполнены, до местоположений торговцев, уникальных находок, сокровищ и особых персонажей - это позволяет развить способность ориентироваться по ходу ситуации, реагировать в кратчайшие сроки на события игры.
- Transistor - научно-фантастическая инди-игра в жанре Action RPG от создателей Bastion, в которой также в качестве вдохновения используется творчество Альфонса Муха, а также Густава Климта. Картины этого художника-модерниста отличают наличие золотого цвета, абстрактных узоров из овалов, треугольников - все это используется в оформлении антуража игры. Игроку предстоит путешествовать по завораживающему футуристическому городу, защищая свою жизнь при помощи невероятного оружия неизвестного происхождения под названием Transistor. Игра органично сочетает тщательное стратегическое планирование и динамичные боевые столкновения, продуманный игровой процесс и увлекательный атмосферный сюжет. По мере развития событий игроку предстоит собрать головоломку Транзистора из разрозненных фрагментов, преследуя бывших владельцев этого оружия [7]. Игра поможет развить стратегическое мышление, внимание, память.
- The Medium – психологический хоррор с видом от третьего лица от разработчика Bloober Team, вдохновленный творчеством польского художника Здислава Бексиньски. Игроку предлагают разгадать мрачную тайну, раскрыть которую под силу лишь медиуму, исследуя реальный мир и мир духов одновременно. Игровой процесс позволяет использовать возможности ясновидения, чтобы решать загадки, связывающие два мира, открывать зловещие тайны; покидать собственное тело, чтобы дух мог изучить такие места, куда не попасть живому человеку [10]. Мир духов представляет собой сюрреалистическое измерение, где находят свое отражение человеческие эмоции, страсти, тайны. Игра позволяет развить внимание к деталям, память, восприятие.
- Creepy Tale – квест с point-and-click-механикой от разработчика Creepy Brothers, вдохновленный работами датского художника и иллюстратора Джона Кенна [9]. Атмосфера сказок Братьев Гримм, где волшебные существа живут с человечеством в одном мире, передана с помощью стиля покадровой анимации и внимания к деталям [3]. Игра развивает внимание, скорость реакции, память, мелкую моторику.
- The Banner Saga - тактическая ролевая игра, разработанная американской студией Stoic Studio. Игра совмещает в себе статичные иллюстрации в стиле, намеренно подражающем работам Эйвинда Эрла, и ротоскопированную двухмерную анимацию в духе мультфильмов Ральфа Бакши и Дона Блута. Действие The Banner Saga происходит в вымышленном мире, основанном на скандинавской мифологии. В соответствии с сюжетом игры, люди и рогатые великаны-варлы объединяются против угрозы со стороны враждебного народа драгов [16]. Игра сочетает в себе пошаговые сражения и интерактивную историю, меняющуюся в зависимости от сделанных игроком решений, поэтому она хорошо развивает тактическое мышление.
Для расслабления психики существует жанр игр Hidden Object (поиск предметов). Это поджанр головоломок, в котором нужно находить предметы из заданного списка, спрятанные на картинке. Фоны для игр подбираются так, чтобы маскировка вещей на них была максимально естественной, такие, где спрятанные предметы сливались бы с окружающим фоном и ничем себя не выдавали. Например, золотистые часы могут замаскировать среди желтеющей листвы, а серебристый кинжал положить на стальные перила. Вторым вариантом, который запутывает и сбивает игрока с толку, является переполнение антуража разнообразными объектами. Скажем, устроить беспорядок на кухне и вывалить напоказ все, что обычно хранится в шкафчиках и ящиках или стоит на полках. Среди такого хаоса тоже непросто найти необходимую вещь. Помимо цветовой и количественной маскировки, в играх на поиск предметов используют отвлекающие факторы: поблёскивание чего-либо, шевеление, монотонное движение и т.п. Все это также отвлекает игрока, мешая ему сконцентрироваться на детальном поиске. Эти приемы помогают развить внимание, наблюдательность. Есть уровни с названием Мемори. Этот подкласс направлен на развитие зрительной памяти. Игрок должен запоминать какая карточка где лежит. Немаловажное значение имеет и игровой таймер, встраиваемый в некоторые сюжеты. Он ограничивает время поиска, вынуждая игрока активизировать свои способности [8]. К этому жанру относится серия игр Hidden World of Art - где поиск предметов осуществляется на полотнах знаменитых художников, что способствует запоминанию шедевров мировой живописи.
Продолжая жанр головоломок, хотелось бы выделить "Microsoft Pandora's Box". Это красочный пазл, где собраны семь видов головоломок. Эта игрушка для всех возрастов, основу которой составляют произведения искусства разных народов и времен - от Древнего Египта до современных небоскребов. Качественные фотографии, репродукции известнейших художников и скульпторов - всё это служит фоном для отличных, умных игр. Сюжет прост: случилось так, что Пандора приоткрыла свою заветную шкатулку, кусочки ее разлетелись в разные стороны и семь великих обманщиков вышли вершить свои черные дела на просторы нашего мира. Чтобы остановить их, нужно отыскать потерянные части шкатулки. Автором этого шедевра является легендарный создатель Тетриса - Алексей Пажитнов - в те времена программист Вычислительного центра Российской академии наук [12].
Все эти игры помогут при закреплении соответствующих тем по учебному предмету "История искусств".
Отличились и игры для смартфонов. "Блендоку" - это игра о цветах и оттенках - тренажер для зрительной памяти. Головоломка основывается на особенностях человеческого зрения сравнивать и выделять разницу - чтобы пройти уровень, нужно выстроить последовательно растяжку оттенков от одного цвета к другому. Это развивает цветовосприятие обучающегося, умение анализировать и видеть различия, что очень пригодится на занятиях по учебному предмету "Живопись".
Кроме игр, привязанных к определенным предметам, рекомендую познакомить обучающихся с играми, выполненными в определенном изобразительном стиле, чтобы увидеть возможности знакомых с первого класса материалов и техник. Вот некоторые из них:
-Sunlight – стиль локаций имитирует масляную живопись,
-Cuphead – стиль диснеевской анимации 30-х годов,
-Papetura – бумагопластика – модели локаций и героев созданы в стиле Stop motion анимации из бумаги,
-Mundaun – стиль угольного рисунка,
-The Dream Machine – модели локаций и героев созданы в стиле Stop motion анимации из пластилина,
-Inked – стиль рисунка шариковой ручкой в тетради,
-Aviary Attorney – стиль книжной гравюры,
-Child Of Light – стиль акварельной живописи.
Компьютер, компьютерные игры, доступ к интернету нынче доступны каждому желающему. Пользуясь этими возможностями, разработчики создают около 1000 игр ежегодно – и в создании каждой принимает участие хотя бы один художник, создающий визуализацию персонажей, уровней, анимаций. Таким образом, прохождение игры можно рассматривать как посещение выставки художника-игродела.
Кроме этого, компьютерные игры несут массу положительных эффектов: увлечение компьютерными играми может положительно сказываться на развитии когнитивных функций. Отличия обнаруживаются в развитии и простых функций, таких как более широкое поле внимания, способность отслеживать многочисленные объекты, лучшие зрительно-моторные координации, более высокие показатели селективности внимания, больший объем рабочей памяти, и в сложных. В частности, геймеры демонстрируют более высокую скорость принятия решений, лучшую способность к параллельному выполнению нескольких задач, более успешны в задачах, связанных со стратегическим планированием. У них также лучше развиты пространственные способности (spatial abilities – способности ориентироваться в пространстве), способности мысленно визуализировать объекты, решать задачи на мысленное вращение, представлять сложные пространственные конфигурации объектов [2, с. 20]. Эти навыки не будут лишними при обучении молодого художника, они положительно повлияют на формирование его творческих способностей.
Ну и наконец, играть в игры – весело!
Причины, по которым учащимся нравятся компьютерные игры:
• Компьютерные игры представляют фантазии и следуют простому принципу: выигрыш или проигрыш с мгновенным результатом;
• Игры используют эстетическое моделирование и узнаваемые черты для привлечения к себе внимания обучаемого с визуальной обратной связью;
• Игры представляют собой интерактивную среду и обеспечивают полное погружение в нее;
• Игры открывают различные способы решения проблем [1].
У современных школьников огромная загруженность в школе и на дополнительных занятиях, что способствует быстрой усталости и выгоранию, из-за этого страдает художественное образование. Поэтому, рекомендую использовать компьютерные игры в организации досуга обучающихся, что позволит им расслабиться после занятий, не прекращая пассивное обучение. Ведь компьютерные игры – это источник вдохновения, новых знаний и впечатлений, насмотренности, тренировки памяти и внимания, что очень важно для обучения молодого художника.
ЛИТЕРАТУРА
Бершадский, А.М., Янко, Е.Е. Игровые компьютерные технологии в системе образования [Электронный ресурс] / А.М.Бершадский, Е.Е. Янко // Современная техника и технологии. - 2016. - № 9. Режим доступа:
Макалатия, А.Г., Матвеева, Л.В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков / А.Г. Макалатия, Л.В. Матвеева // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 15-24.












Чёрная_книга_(игра)


Чечиль О.В. Роль компьютерных игр в обучении начинающего художника
В данной статье приводятся полезные факторы использования компьютерных игр в качестве элемента досуга обучающегося-художника. Автором приведены примеры компьютерных игр, которые будут полезны в обучении.
Ключевые слова: компьютерные игры, обучающийся, художник, развитие