Публикации
Оценка достижений обучающихся
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оценка достижений обучающихся
Автор: Оксана Владимировна Сергиенко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оценка достижений обучающихся
Автор: Оксана Владимировна Сергиенко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия №1» Артемовского городского округа Методическая разработка Оценка достижений обучающихся Сергиенко Оксана Владимировна,Ковальчук Ирина Владимировна, учителя начальных классов,МБОУ Гимназия №1 им.В.А. СайбеляАртемовского городского округа2019 г.Одна из целей в системе школьного оценивания заключается в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. Важная цель безотметочного обучения в начальной школе – создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников. Фактически необходимо сделать так, чтобы безотметочное оценивание стало одним из принципов образования начальной школе. Построение новой системы оценивания - очень небыстрая, сложная работа, требующая участия каждого члена коллектива. Планируемые результаты по предметам за курс начальной школы разделили по годам обучения (в рабочих программах), соотнесли с УМК, по которому работает учитель. Планируемые результаты по предмету каждого года обучения занесли в таблицу Планируемых результатов, где будет отслеживаться динамика достижений по предметам Составили Лист индивидуальных достижений учащегося на основе таблиц планируемых результатов. Ввели в практику работы приемы формирующего оценивания. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель такого оценивания – увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей. Система оценивания в рамках формирующего оценивания для начальной школы:Диагностическая работа Домашняя самостоятельная работа Проверочная работа Решение проектных задач Участие во внеурочных видах деятельности Собеседование с детьми и их родителями Количество диагностических работ определяется количеством учебных задач. На каждый способ действия предполагается две диагностические работы: на «входе», т.е. в самом начале работы с понятиеми на «выходе», т.е. в тот момент, когда по замыслу учителя в принципе способ/средство действия (понятие) должно быть освоено большей частью класса. На основе результатов диагностической работы определяется индивидуальное (групповое) направление дальнейшей коррекционной работы. Коррекционная работа может проводиться как в рамках домашней самостоятельной работы, так и через систему дополнительных занятий. Нет смысла проводить диагностическую работу, если после нее не следуют рекомендации и коррекционная работа для конкретного ученика. Для такой оценочной процедуры используются специально разработанные диагностические задания на операциональный состав способа действия, а также бинарная система оценивания, предполагающая только двухбалльную шкалу: «+», «-» с обязательными рекомендациями по дальнейшей коррекционной работы. Результаты диагностических работ не влияют на конечный результат обучения. Домашняя самостоятельная работа заменила каждодневные домашние задания по отдельным учебным предметам. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели. Поэтому за учебный год можетбыть проведено 5-6 таких работ. Педагог по своему учебному предмету разрабатывает систему двухуровневых заданий (базовый и расширенный уровень) по тем содержательным линиям (областям), которые были выделены при планировании учебного содержания. Все 5-6 таких работ в год строятся на однихи тех же принципах: В рамках выполнения домашней самостоятельной работы учителем организуется система занятий-консультаций, на которые учащиеся приходят по собственной инициативе (или инициативе родителей учащихся) с целью задать необходимые вопросы, которые возникают у учащихся в ходе выполнениядомашней самостоятельной работы. Время проведения консультаций определяет учитель. Проверочные работы по каждому предмету представляют собой систему: в течение учебного года должен быть выполнен определенный цикл таких работ (план-график контрольных мероприятий). В течение каждого раздела планируются текущие проверочные работы. При контроле анализируется процесс формирования способа действия, заложенного в той или иной теме (разделе). В конце каждой темы (раздела) планируется контрольная проверочная работа. В апреле планируется итоговая проверочная работа. На контроль выносятся целевые предметные умения данного года обучения, результаты найдут отражение в оценочном листе за год обучения. В апреле проводится итоговая проверка грамотности чтения. Критерии оценки, объем текста, формулировка и набор заданий в соответствии с классом обучения. Результаты проверки грамотности чтения найдут отражение в оценочном листе за год обучения. Данная схема применима к основным предметам начальной школы Принципиально отличается контроль по иностранным языкам: он предполагает на каждом этапе учебного года (четверти или др.) контроль по каждому виду речевой деятельности. По творческим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, технология) контроль – это накопление работ и презентация их. По физкультуре контроль – это годовой мониторинг различных показателей физического развития. Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям• по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;- базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения. - повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их. Разрабатывая новую технологию контроля и оценивания предметных достижений, мы исходили из того, что в работе должно быть не менее 75% заданий базового уровня, остальные 25% - повышенного уровня. Каждому ученику обязательно должно предоставляться право выполнить задания повышенного уровня. Какие задания можно отнести к базовым? Это – типичные, отработанные на уроках, простые (в одно действие) задания. Задания повышенного уровня - новые, нетипичные, сложные, нестандартные задания. Если использовать в работе формулировку «найди и исправь ошибку» - это всегда задание повышенного уровня.Выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществляется на основе правила: «достиг – не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием».Содержание выполненных заданий базового и повышенного уровня позволяет установить возможности ученика и перспективы его развития.Оценка выполнения учащимся контрольного диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (сучетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило). Проектная задача как средство формирования и оценки уровня сформированности учебной деятельности школьника. Через опыт решения серии подобных задач на протяжении первых лет обучения в школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. Решение проектных задач–комплексная оценочная процедура, которая позволяет отслеживать, как формируются не только предметные, но и метапредметные, личностные образовательные результаты. Таким образом, использование проектных предметных задач как оценочной процедуры позволяетучителю в модельной, игровой ситуации методом встроенного наблюдения, с помощьюспециальных экспертных карт отслеживать формирование метапредметных образовательных результатов младших школьников. Оценивание результатов производится с помощью нескольких оценочных процедур: проверки выполнения отдельных предметных заданий; экспертной оценки наблюдателей (старшекласников) с помощью специально созданных экспертных карт; публичной защиты результатов решения проектной задачи. Предметные проектные задачи проводятся не меньше двух раз в год с целью освоения приемов учебного сотрудничества и практического навыка переноса предметных способов/средств действия в болееширокий контекст, в нестандартную ситуацию. Этап решения проектной задачи - специальное место в образовательном процессе, где младшие школьники могут, работая в малых группах, продемонстрировать свои возможности культурного использования открытых для себя способов действий.Включение в образовательный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в течение учебного года наблюдать и отслеживать пути становления способов работы и способов действий как отдельных обучающихся, так и целой группы школьников в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т. е. дает возможность осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников методом встроенного наблюдения и экспертной оценки.Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Прежде всего меняются объекты оценивания. В первую очередь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.Ключевой способностью, которая может быть сформирована в рамках проектной деятельности, а в проектных задачах она только начинает оформляться и проявляться, является учебно-практическая самостоятельность. Именно этапы становления этой способности и могут стать предметом особого мониторинга при решении проектных задач Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. Необходимо отметить, что в начальной школе на этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Представляя итоговый «продукт», ученик или группа учеников не отчитываются о способе выполнения проекта. Учитель оценивает непосредственно результат, а процесс проектирования оценивается самими школьниками.В традиционном образовательном процессе практически все, что делает ученик, оценивается внешним экспертом — педагогом. В нашей же ситуации оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку учащихся. Участие во внеурочных видах деятельности Участие во внеучебных видах деятельности можно отнести тоже к одним из параметров оценки качества образования. Важно, чтобы большая часть детей получали современное образованиене не только в рамках учебной деятельности, но и в других (внеучебных) видах деятельности. В связис этим мы учитываем по возможности пожелания детей и их родителей. В нашем учреждении мы предлагаем учащимся начальной школы следующие виды внеурочной деятельности:Подвижные игры народов России Курс «Азбука нравственности» Курс «Все цвета, кроме черного» БаскетболШахматы Курс «Разговор о правильном питании» Собеседование с детьми и их родителями как оценочная процедура комплексной оценки результатов образования младших школьников. Проводим два раза в год (зимой – январь ; весной –май ). Собеседование (по Положению об оценивании) по желанию прежде всего родителей (хотя педагогический коллектив может и сам пригласить родителей для собеседования). Цель подобных собеседований – всеми участниками образовательного процесса (педагогическим коллективом, учащимся и их родителями) ситуацию с образованием конкретного ребенка на конкретный период времени и сформулировать рекомендации и для родителей, и для учащихся, и для педагогов на следующий период обучения. На собеседовании каждый имеет возможность высказатьсвое мнение по всему кругу вопросов, связанных с образованием ребенка. Итогом собеседованияявляется качественная оценка результатов образования ученика, а также письменно оформленныерекомендации как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Протокол собеседованияведет один из педагогов. Само собеседование проводит классный руководитель. В ходе беседык диалогу подключаются все педагоги, работающие в данном классе (в начальной школе – учителя английского языка и физкультуры). Ценность такой процедурыв том, что можно коллегиально обсудить ситуацию вокруг конкретного ученика, понять причины тех или иных его действий и выработать план совместных действий на следующий этап школьного образования. Рекомендации письменно оформляются, сообщаются классным руководителем на собеседовании родителям (или выдается в руки родителям). Второе собеседование в учебном году будет начинаться с анализа тех рекомендаций, которые были сформулированы на предыдущем собеседовании. Оценка по предмету выражается в характеристике (устной /письменной) учителем, продемонстрированного учеником в данном году (полугодии) уровня возможностей. Итоговая оценка озвучивается каждому родителю на процедуре собеседования, например, так:За полугодие (год) ученик (Ф.И.) ________________продемонстрировал владение всеми (некоторыми – какими именно) требуемыми умениями по предмету ____________. Из них на базовом уровне – ___________________________________, на повышенном уровне – частично ____________,полностью ____________.на низком уровне _____________________ Особые успехи были отмечены по линии развития____________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали учебные задачи наумение ___________________. Рекомендации ___________________________________________________________ ЗаключениеНа сегодняшний день нами разработан локальный акт школы о безотметочном обучении, по которому работают учителя начальной школы, создается банк проектных задач, проверочных и контрольных работ с удобными инструментами оценивания результатов, куда включаются базовые задания, задания повышенного уровня, в том числе задания на проверку предметных и метапредметных результатов; разработаны оценочные листы индивидуальных учебных достижений (для отслеживания и оценивания предметных знаний), портфель класса по каждому учебному предмету.Уже второй год мы организуем решение межпредметных проектных задач для учащихся 2-5 классов. Данная процедура отражена в рабочих программах учителей. В сентябре и мае мы изменяем линейное расписание для организации этой оценочной процедуры.В системе применяем домашнюю самостоятельную работу, рассчитанную на 3-4 недели. Сравниваем ее результаты с результатами проверочных работ. Итак, опыт работы по применению системы оценивания достижений щкольников позволяет сделать вывод о том, что они:формируют у детей навыки контрольно-оценочной деятельности; стимулируют к реализации учебно-познавательной деятельности; делают оценивание более «прозрачным» и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей); способствует снижению школьной тревожности ученика; позволяет снять эмоциональный негатив с оценки, создать психологически комфортную среду; учащиеся становятся субъектами образовательного процесса и умеют адекватно воспринимать оценку учителя в последующем; критериальный подход делает процесс оценивания объективным; способствует повышению интереса к учебному процессу Такая система позволяет учителю делать на акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться, все это делает процесс гуманным и направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои результаты.Список литературы Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. , БиболетоваМ.З. и дрПланируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). Банникова Т. В. Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС / Т. В. Банникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. – М.: Рассказов, 2002. Воронцов А.Б. Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества общего образования / Москва, 2012 Воронцов А. Проектная задачакак инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе/ Воронцов А.Б. и др. – М.; Просвещение, 2011. Воронцов А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей/ А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, О.В. Раскина и др. – Вып.1,2. – М.: Просвещение, 2012 Внутришкольная система оценки качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО: Методическое пособие /Авт.-сост. И.Е. Терещенко, И.В. Крайняя; научный редактор И.Е.Терещенко. - Хабаровск: ХК ИРО, 2012. Кузнецова О.В., Мелехина Ю.А. Формы и методы педагогической диагностики индивидуального прогресса учащихся./ Журнал «Управление начальной школой», сентябрь, 2013 Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. . Введение в школьную жизнь. М., МЦКО, 2010 Цукерман Г.А. «Оценка без отметки». Электронная система образования . Приложение Планируемые результаты по предмету «Окружающий мир»1 классЧеловек и природаВыпускник научится:узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения. Выпускник получит возможность научиться:осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. 2 классЧеловек и природаВыпускник научится:узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно-научные тексты (на бумажных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 3 классЧеловек и природаВыпускник научится:узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 4 классЧеловек и природаВыпускник научится:узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 1 классЧеловек и обществоВыпускник научится:узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться:осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Приложение Оценочные листы предметных результатов1 класс2 класс3 класс3 класс4 класс4 класс1 класс2 класс3 классПриложениеОтзывы детей . Рефлексия «Что дала мне проектная задача»