Публикации Статья: «Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) посредством декоративно-прикладного творчества в условиях школы-интерната»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) посредством декоративно-прикладного творчества в условиях школы-интерната»
Автор: Бабкина Елена Сергеевна

Статья: «Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) посредством декоративно-прикладного творчества в условиях школы-интерната»Автор: Бабкина Елена Сергеевна Воспитатель ОГБОУ « Рязанская школа-интернат»Аннотация: В статье рассмотрены и кратко описаны приёмы и способы развития творческих способностей, влияния на их развитие с помощью декоративно-прикладного творчества у детей с умственной отсталостью.«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский. Современное развитие коррекционной педагогики переходит от дисциплинарной и унифи-цированной модели к личности ориентированной и вариативной. Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя разнообразные методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, автор пришел к выводу о том, что трудовая деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью моей работы является влияние художественной деятельности на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями, посредством декоративно-прикладного искусства. Перед собой я ставлю следующие задачи:- развить творческие способности учащихся;- развить интеллектуальные способности;- развить социально-личностные способности(коммуникативности, лидерства);- самореализация обучающихся во внеурочной деятельности. Одной из основ развития творческих способностей детей является декоративно-прикладное искусство. Декоративно – прикладное искусство- это народное творчество. А народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия: раннее начало, создание специальной обстановки и атмосферы свободного и радостного творчества, разнообразия творческой деятельности и умелое руководство. Занятия по декоративно-прикладному искусству развивают не только эстетический вкус, но и прививают любовь к народному творчеству, развивают их творческие способности. Прививают интерес к красивым вещам и манере красиво одеваться, знакомят их с произведениями народного искусства, дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Занятия рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и квиллингом – замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же проводятся «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Ребята придумывают последовательность выполнения работы. Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов. После обсуждения предложенного, я предлагаю свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем всего занятия, а доброжелательным помощником. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству мною используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли - конструктора, художника, гримера, которые также способствуют развитию творческих способностей.Это прослеживается и конкурсах « Наряди живую ёлку»,«Народная сказка». Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с «бросовым материалом». Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например: из пластиковой бутылки – вазу или бокал, из одноразовых вилок и ложек веера и замечательные картины, из яичной скорлупы: матрешку, рыбок, осьминога, петушка, котика и многое другое. Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в школе-интернате строится так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами. Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца. Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха наказания, то знания и умения ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться.Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов занятия сопровождаются художественным словом, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у обучающихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.Развитие творческих способностей учащихся во время внеурочной деятельности приобрело в настоящее время большое социальное значение. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Грамотно организованная система данной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, а также обеспечить воспитание свободной личности. Дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами. Задача воспитателя – это организация жизни детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в конкурсах, разнообразных делах, мероприятиях школы, района, республики. Ребенок стремится выразить свое «Я». Творческие способности заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира, но еще лучше, если он и творит эту красоту. В своей работе я выискиваю новые, интересные работы, материалы для работы выбираются доступные. Работу планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширили и углубляли знания и умения детей. Занятия стараюсь проводить так, чтобы ученики узнавали новое, успевали выполнить практическую работу, стараюсь научить детей мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение у воспитанников. Каждая поделка имеет свой смысл как по внешнему виду и по содержанию. Очень часто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии не могут найти сюжет для своей работы и связать его с внешней формой. Здесь моя задача в том: подсказать интересную мысль и выразительную форму (это – сказки, басни, стихи, рассказы). В группе есть очень любознательные и талантливые дети. Желание познавать, развивать что-то новое растет у них с каждым днем. И нам, педагогам, хочется дать им как можно больше знаний, умений, научить видеть прекрасное в окружающем мире, отражать свое отношение через трудовую деятельность во внеурочной деятельности. В каждом ребенке есть задатки творческих способностей. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. Поэтому я стараюсь повысить и разнообразить интерес детей, что приводит к стабильным и хорошим результатам. В течение всего учебного года мы участвуем на школьных, районных, всероссийских конкурсах.Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой личностью. Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять постепенно, в несколько уровней: 1.Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства. 2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составление композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания. 4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость. 5.Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность. 6.Создание продукта творческой деятельности. Очень важно при работе с детьми с ограниченными возможностями учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и другие).
  • Начинать разговор с похвалы.
  • Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.
  • Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.
  • Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.
  • Не приказывать, а задавать вопросы.
  • Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
  • Создавать детям хорошую репутацию.
  • Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
  • Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.
  • Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Список использованной литературы:1. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии. 1996. №3 с. 282. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 1013. Выготский Л.С .Психология искусства. М.: Искусство, 2006.4. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзова. – Самара, 1994.5. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 6. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 266. 7. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности: пособие для педагогов ИЗО.- М.: АРКТИ, 2008.- 24 с.