Нетрадиционные методы и приемы, применяемые при овладении грамматическим строем речи. ( из преддипломной практики Лутфуллиной Л.Г.)Формирование грамматического строя речи учащихся с нарушением интеллекта начинается на основе знаний общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей и анализа причин грамматических ошибок.Грамматические ошибки обучающихся 3 «А» класса, ГБОУ Уфимской коррекционной школы – интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлены разными факторами:ограниченными возможностями здоровья ребенка – состояние нервных процессов, развитием внимания, памяти, мышления;уровнем усвоения и трудностями овладения грамматическим строем языка – морфологией, синтаксисом, словообразованием;недоразвитием, либо истощением речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия;объемом знаний об окружающем мире и запасом словаряНеблагоприятным влиянием окружающей речевой среды - неправильной речью родителей и воспитателей. А в нашем мире все чаще общение близких людей заменяется излюбленным приемом родителей - современными электронными носителями информации. Где ребенок с нарушениями интеллекта не «черпает» информацию для развития, а автоматически без определенных навыков и надобности нажимает на экран.Педагогическая запущенность и недостаточность внимания к детской речи умственно отсталого ребенка становится еще одним дополнительным отрицательным фактором. Все эти отрицательные моменты, несомненно, влияют на грамматический строй обучающегося с «особыми педагогическим потребностями». Одним из первостепенных условий грамотной речи детей, является создание подходящей, благополучной языковой среды. Надо помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу особенностей развития ребенка с нарушением интеллекта и большой «штампованности» речи, обучающийся «впитывает» от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. Чаще это происходит в том случае, если после неправильного произношения слов идет эмоциональный всплеск и слова с ошибками произносятся с меньшим усердием для речевого аппарата.Рассмотрим направления в формировании грамматического строя речи:развитие навыков словообразования, изменение грамматических форм в согласовании частей речи, и конструированию предложений как глубинной, так и поверхностной структуры. Развитие связанной речи. Так как формирование речи идет двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении стоит обратить внимание на выбор дидактического взаимодействия.Способы дидактического взаимодействия на уроке: объяснительно-репродуктивное изложение и репродуктивная деятельность с учетом особенностей восприятия, осмысления и запоминания обучающихсяорганизация практических упражнений педагогом и применение знаний на практике обучающимися;алгоритмизированное обучение и овладение материалом на основе алгоритмов мышления и действий (обучение с поэтапным формированием умственных действий) Создание проблемных ситуаций учителем и самостоятельная поисковая деятельность обучающихся, самый сложный этап в освоении учебного материала, который рассматривается на нетрадиционных уроках для детей с нарушениями интеллекта.Говоря об оптимальных способах овладения грамматическим строем речи на нетрадиционных уроках, стоит обратить внимание на следующие виды упражнений:овладение грамматическими категориями имени существительного - изменение в роде, числе и падежеовладение грамматическими категориями имени прилагательного, причастий, наречий – изменение слов по образцуовладение грамматическими категориями глагола – изменение по числам и временамовладение предлогами – составление предложений с предлогами .На данных занятиях ведется работа и над грамматическим оформлением речи. Одним из показателей проверки связанной речи становится - формирование разговорной речи (диалога). Она осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словосочетания и словообразования. Работая над текстом, ребенок с нарушением интеллекта учится анализировать наглядную ситуацию, располагать смысловые звенья в определенной последовательности, постепенно развивая умения связывать предложения в тексте.Развитие связанной речи в коррекционной школе проводится в определенной последовательности:- пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;- пересказ по сюжетной картине; - пересказ без опоры на картинки;- рассказ по серии сюжетных картинок;- самостоятельный рассказ. Из всего выше сказанного и проведенного анализа исследования выстраиваем порядок проведения коррекционной работы в трех направлениях, которые помогут сформировать навыки:Понимания и усвоения словообразования.Понимание и усвоение грамматических форм.Понимание предложения. Однако стоит отметить, что занимаясь, нетрадиционными формами обучения мы и здесь, проводили нетрадиционную коррекцию. Мы отошли от стандартных изучений правил, не рассматривали изменения форм слов в отдельности. Мы старались формировать грамматический строй речи изменяя форму слова «в строю», в предложении. Для исправления ошибок, нами были проведены следующие работы, мы провели интеграцию темы «детеныши» по всем предметам. Вставляя нетрадиционные формы в этапах урока, предотвращая «не полные» ответы, либо предложения с «пропуском» предлогов, мы изначально диктовали верную часть, акцентируя голосом предлоги. Каждое предложение - ответ, дублировался учениками.На уроке чтении, при ознакомлении с произведением «Листопадничек» по произведению Соколова - Микитова, была использована презентация, в которой демонстрировались сюжетные картинки, к данному рассказу.- Ребята, подскажите, кто появился осенью у мамы – зайчихи? - Осенью у мамы-зайчихи, появился зайчонок.- Значит у зайчихи детеныш – зайчонок.-Почему его назвали «листопадничек» (когда он появился)?-Потому что он появился, когда падали листья.- Время, когда опадают листья с деревьев, называется листопадом.- Кого увидел в небе зайчонок?- Зайчонок в небе увидел птиц. -Но ведь и у птиц есть «детеныши», как их называют?- Детенышей птиц, называют – птенцами.-Зайчонок увидел перелетных птиц, а те птицы, что остаются на зиму и никуда не перелетают, называются - оседлые. И они тоже вывели своих птенцов. А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Выручай скорее». У нас две команды – 1 ряд и 2 ряд.Я называю маму – животное, либо маму-птицу. Вы должны назвать детеныша. Если кто-то из команды неправильно назвал, он встает, а ему на помощь приходят, другие члены команды. Как только появляется правильный ответ, можно будет сесть за парту. Подсказывать соперникам нельзя. Мы начинаем. Молодцы, продолжаем.- С кем повстречался зайчонок в лесу?- Зайчонок повстречался с…(бобрами).- Что он узнал у бобров?- Бобры готовились к …(зиме).- Как бобры готовились к зиме?- Бобры строили хатки и делали запасы на зиму.- А как зовут «детенышей» бобров?У бобра – бобренок, если один, а если два или три то, бобрята.Следующее задание. Читаем текст шепотом, затем будем читать его вслух. (Мы остановимся на отдельных этапах уроков).Русский язык. 3 класс. Тема: Подбор слов- признаков предметов по смыслу (закрепление).Цели и задачи:коррекционно-образовательные: усвоение навыков подбора слов- признаков к словам-предметам;формирование навыков построения предложения в соответствии с задаваемыми вопросами;закрепление навыков образования существительных;мотивирование на изучение предметакоррекционно – развивающие: формирование навыков работы в команде;развитие знаний об окружающем мире;развитие находчивости, сообразительностикоррекционно – воспитательные: Оборудование: картинки с изображением животных (как вариант подсказок для детей, обучающихся по второму варианту), индивидуальные карточки.Ход урока:1.Орг. момент2.Сообщение темы и целей урока.- Сегодня необычный день, что ни урок, то сказка. И снова мы отправляемся к нашим друзьям в лес. В лесу интересно, забавно, прекрасно здесь можно увидеть: животных, деревья, ягоды, грибы.- Ребята, ответьте, пожалуйста, что и кого можно увидеть в лесу? (Ответы учащихся).- Все слова, которые вы произносили, обозначают предметы и отвечают на вопрос (кто? или что?). А наша с вами тема: «Слова - признаки предмета» (Тема прописана на доске). На уроке мы продолжим с вами определять признаки предметов по их свойствам – цвету, форме, вкусу и даже месту проживания.- Как называются животные, которые живут в лесу? Прочитаем предложение, выберем правильный ответ и запишем его.В лесу живут….(дикие, дикая) животные.- О ком, говорится в предложении? (о животных).- В предложении говорится об одном или нескольких животных? (о нескольких).- Подставьте вопрос к слову «животные» - они мои или она моя (они мои).- Это, какое число – единственное (когда предмет один) или множественное (когда предметов много)?- Как правильно задать вопрос животные (какие?) или животные (какая?)?- Какое слово, подходит к нашему предложению. Записываем в тетради верный вариант.3.Работа на соотнесение форм существительных и прилагательных- А сейчас мы проверим наши знания и поиграем в игру « кто живет в лесу».На доске для двух команд слева записаны, животные, а справа их признаки, ваша задача правильно подобрать к предмету его признак.-Молодцы, скажите, каких животных мы определили по окрасу (цвету)?Выпишем, словосочетания, по образцу.Лиса (какая?) рыжая, заяц (какой?) серый, ворона (какая?) черная, волк (какой?) серый, медведь (какой?) бурый.4.Динамическая пауза.5. Повторение темы образование существительных- Встретили мы в лесу животных, вспомним, как называют животных, когда они маленькие (детеныши). Игра называется «Большой – маленький». Первый ряд называет большое животное, а второй - маленькое (детенышей). Называть животное надо с его признаком, например: большая лиса – маленький лисенок. Всего по 5 животных. Затем меняемся.6. Самостоятельная работа по карточкам.-Многие в лесу бывали, ягоды там собирали, и домой несли в корзинах для варенья, для компота, ну а кто-то приготовил пастилу. Предстоит нам всем узнать, что же приготовили наши мамы. В ваших карточках записаны слова в два столбика. В первом столбике слова - предметы с подсказками: пастила (она), компот (он), варенье (оно); во втором столбике слова- признаки предметов, вам нужно правильно соединить слова.(Задание для детей с легкой умственной отсталостью, для детей с умеренной отсталостью цветные карточки с изображением соков – они вслух называют какой сок получится)7. Упражнение на развитие памяти и воображения. Игра «узнай меня». Я называю признаки животного, а вы должны их узнать. Но ответ принимается только тот, в котором названы все перечисленные мной признаки.Рыженький, маленький, хитренький…(лисенок).Серый, большой, злой…(волк).Серенький, маленький, глупенький…(зайчонок).Рыжая, небольшая, ловкая…(белка).Бурый, большой, угрюмый…(медведь).8. Подведение итога.Вот урок заканчивается. Понравилось вам на уроке?-Что мы с вами проходили на уроке?-На какие вопросы отвечают слова-признаки предметов? - У вас на карточках изображены животные «с настроением», выберите то животное, которое выражало бы ваше настроение, отметьте его .9. Домашнее задание.Урок у нас необычный и задание у вас «волшебное», вам предстоит узнать, какое варенье любят в вашей семье, какой сок и какую конфету любит ваш друг. Составьте предложения и запишите их в виде схемы.Урок математики. 3 класс. (Тема: Решение задач)- фрагмент урока.- Сегодня у нас необычный урок- В гости к нам пришли Белка, Лиса и Зайчиха. Вместе с собой привели ребятишек.- Белка с собой привела двух….(бельчат).- Лиса с собой привела – двух….(лисят).- Зайчиха с собой привела двух…(зайчат).-Что-то герои наши хотят? Каждая мама любит детей, но математику им не понять.- Вот перед нами белка и двое … (бельчат). Белка решила орехов им дать. Каждому хочется орешков по три, сколько всего-то орешков нести, маме белке ты помоги. -О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о белке). - Что, мы знаем о белке? (У белки двое бельчат).- Что, мы знаем о бельчатах? (Бельчата хотят орешки).- Сколько орехов хотят бельчата? (Мы не знаем). - Знаем, что каждый хочет по три ореха.- Что, означает, каждый бельчонок, хочет по три ореха? (Первому бельчонку три ореха и второму бельчонку тоже достанется три ореха).- Как это переводим на математический язык?2×3=6(ор.) Ответ: 6 орехов надо принести.Сколько орехов должна принести мама белка? Кому она их принесет? (Белка принесет орехи бельчатам).(По данной аналогии решались и другие задачи).Образование существительных в косвенных падежах удачно, на наш взгляд, мы закрепили на уроке развития речи. Проходя тему: «В библиотеке» изучая правила поведения в общественных местах и составляя рассказ по рисунку, мы обратили внимание учащихся на книгу, которую выбрала девочка.- Посмотрите, внимательно, как называется книга, которую выбрала Лена? (Имя девочки уже успели дать обучающиеся, предотвращая не полные ответы, мы сами начинали предложения)-Книга, которую выбрала Лена, называется…(русские народные сказки). -Молодцы, еще раз повторим все вместе предложение. «Книга, которую выбрала Лена, называется русские народные сказки» (это же предложение повторили те ученики, у которых в речи прослушивалось слово «книгу»).- К какой сказке относится фрагмент, который изображен на книге?-Фрагмент, изображенный на книге, относится к сказке…(репка).- Хорошо, повторяем всё предложение вместе (работа над предложением ведется по аналогии с предыдущими предложениями).-Вспомним, сказку. Посадил дед …(репку). Выросла…(репка большая – пребольшая).Стал …(дед репку тянуть). Тянет – потянет…(вытащить не может). Позвал дед на помощь…(бабку). … (Бабка) за деда, дед за…(репку). Вытащить не могут. Позвала (кто?)…(кого?)…. Внучка за...(бабку), бабка за…(деда), дед за …(репу). Тянут – потянут…(вытащить не могут). Позвала внучка собачку… (Как, звали собачку? - Жучка. А, если говорим «собачку», то…(зовем кого?) – Жучку). Жучка за…(внучку), внучка за ...(бабку), бабка за…(деда)…- Очень хорошо, когда вместе, а сейчас представим, что мы актеры и каждый получил свою роль (на данном этапе ребята сами определились по ролям, так как сказка уже обыгрывалась).-В русской народной сказке, ни кто из героев, ни чего не говорил. В нашей волшебной сказке все герои будут говорить. Мы будем с вами учиться просить помощи.Например: как вы думаете, что сказал дед бабке, чтобы она ему помогла? (Пожалуйста, помоги мне … репку из…). Как мы узнали, что выросла репка большая – пребольшая? Что для этого, делал дед? Педагог обращает внимание на доску, там парно написаны слова: ухаживал – поливал; мне – нам).Для построения, какого предложения нам понадобятся слова «ухаживал, поливал»?Дед что делал?…(ухаживал) (за чем?) за …(репкой). Поливал водою (что?)…(репку).-Начинаем нашу сказку, слова автора или рассказчика будет озвучивать Настя.Интересно и эмоционально провели и урок «ознакомления с окружающим миром».Предмет: Ознакомление с окружающим миром.Класс: 3Тема: Осень (обобщение по теме)Цели: развитие речи, на основе изученного материалаформирование навыков согласования прилагательных с существительным в предложении.развитие умения составлять предложения, дополняя его по смыслусоздание благоприятного психологического климата внутри класса.Осень:Всем хороша я, пригожа!Золота, листьев – не счесть!Яблоки, шишки, орехиВсе в сундуке моем есть!Я пришла на праздник к вам:Петь и веселиться.Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!-Угадали кто я? (Осень)Педагог: -Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок на тему осень. Мы проведем его как соревнование. За каждое правильно выполненное задание вы получаете «веселые листики», тот ряд, который соберет больше «веселых листьев» - будет сегодня победителем. Начинаем 1 конкурс.Какие признаки осени вы знаете?Я помогу вам, я начну предложение, а вы его повторите и закончите.1.Осень приходит к нам вслед за…(летом).2.Осенью становится…(холоднее).3.Осенью дни становятся…(короче).4 Листья на деревьях становятся…(желтыми, красными).5.Осенью тучи на небе…(темные, хмурые).Осень:Вновь осенняя пора ветром закружила.Чудо - красками она всех заворожила!Посмотри, какой ковер листьев у порога!Педагог:2. конкурс « Собери листочки»Задание: собрать на скорость листочки, посчитать и ответить, сколько листьев какого дерева вы собрали (кленовые, березовые, рябиновые, дубовые).Три кленовых листа.Семь березовых листьев.Два рябиновых листа.Шесть дубовых листьев.Педагог:3. конкурс «Что из чего и для чего?» - У меня в тарелках насыпаны продукты (пшено, рис, мука, сахар, соль, манка, гречка), вы должны определить какой продукт находится в тарелке, для приготовления каких блюд этот продукт используется.Пшено сделано из проса.Рис сделан из рисовой культуры.Мука сделана из пшеницы.Сахар сделан из свеклы.Манка сделана из пшеницы.Гречка сделана из гречихи.Осень:Посылает меня мама в огород,И капуста, и морковка тут растет.Но каких нарвать, не знаю, овощейДля салата, винегрета и для щей?Как мне только разобраться и узнать,Что мне надо для компота и для супа собирать?Кто бы в этом трудном деле мне помог?Педагог:4. конкурс «Фрукты и овощи».Вспомним пройденный материал: где растут фрукты?Где растут овощи?- Ваша задача: 1 ряд собирает овощи, 2 ряд собирает фрукты (картофель, томат, чеснок, свекла, морковь, виноград, яблоко, груша, вишня, слива).Далее вы должны будете назвать фрукт или овощ, и какой компот или суп получится из него.Картофель – картофельный суп.Виноград – виноградный компот.Педагог:5. Конкурс “Черный ящик”.Задание – отгадай, что в черном ящике.В старину этот овощ называли “любовное яблоко”, “золотое яблоко”. И сейчас у него есть два имени. Какой овощ лежит в черном ящике? (Помидор, томат)Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его “папой”. У нас этот овощ в старину называли “чертово яблоко”. Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идет речь? (Картофель).Педагог:У небесного причалаОсень лету проворчала:Осень:«Ваша песня, лето, спета.Что вы скажете на это?»Педагог:-Вместе с Осенью немного отдохнем и станцуем танец «тучки»Осень:Здесь, овощи веселые,Все лето поспевали.От солнечного света,Как в сказке, вырастализдесь овощи полезныеОт них крепчает силаКак хорошо, ребята,Что осень наступила! Педагог:На тарелочках представлены натертые овощи и фрукты. Надо (с закрытыми глазами) съесть предложенное, угадать название, и рассказать какое на вкус блюдо. (Например: свекла, редька, морковь, яблоко, капуста, лук, груша). Для того чтобы дети не пугались все приготовленные овощи были разложить по кругу на большое блюдо. Ребенок (с закрытыми глазами) показывает, пальцем, что он хочет попробовать.Осень:Как-то вечером на грядкеРепа, свекла, редька, лукПоиграть решили в прятки,Но сначала встали в круг.рассчитались четко тут же:Раз, два, три, четыре, пять…Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,Ну а я иду искать.Куда же спрятались овощи?Педагог:- Этот конкурс «домашнего задания».Надо слепить из пластилина овощ или фрукт, прочитать загадку и показать отгадку.Презентацию овощей проводим через загадки. Викторина (если остается время провидим, если его не хватает оставляем на следующее занятие, либо проводим на одной из перемен, как «открытие» - «А вы знаете …» ).Почему листья верхушек деревьев опадают последние? (Они самые молодые)У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)Корнеплоды, какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)Кто собирает яблоки спиной? (Еж)Единственный гриб, имеющий ухо. (Мухомор)Единственное растение, из которого делают мясо. (Соя)Животное – гриб. (Лисичка)Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь)Животное – безбилетный пассажир. (Заяц)Кого по осени считают? (Цыплят)Осень: Вот и закончился наш урок…Думаю, вам он поднял настроение!Хочется петь, улыбаться всегда…Дети, со мною согласны вы?Да! Подведем итоги. Подсчитайте сколько «веселых листочков» вы смогли собрать. Составьте правильно предложение по схеме:Осень прощается и уходит.Педагог:Понравился вам урок?Чем мы сегодня занимались?Что нового вы узнали?Для проведения нетрадиционных уроков, были проведены следующие подготовки, на переменах проводились игры с мячом, фишками, пазлами. Что создавало «иллюзию» игры с возможными вариантами проигрыша педагога, это поднимало настроение и ощущение грамотного культурного человека. Создавалась дружественная доброжелательная обстановка. Все игры были соизмеримы с возможностями обучающихся с умственной отсталостью. Игровые моменты вводились на разных этапах урока, начиная с первого класса.Игры с мячом проводились по одним правилам – назвал верно, шаг вперед. В них сочеталась физическая и умственная деятельность.« Кто быстрей до финиша» (образование косвенных падежей имени существительного в предложении).- Повтори за мной предложение и закончи его.Я держу мяч в …(руках).Красная коробка стоит на…(столе).Мусорное ведро стоит у …(двери).Лампа висит над…(столом).Влад сидит рядом с …(Сашей).Крот живет под…(землей).Белка прячет запасы в…(дупле).Игра «Ласковое слово» (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).Ведущий называет слово, как оно есть, а тот, кто ловит мяч – ласково.Стол - столик, шкаф – шкафчик, лимон-лимончик, бант – бантик, окно – окошечко, солнце – солнышко и так далее.« Мама и детеныш». Ведущий бросает мяч и называет «маму», а игроки, поймав мяч должны назвать «детеныша».В игре «мама и детеныш» частой ошибкой не только детей, но и взрослых является преобразование слов иностранного происхождения: панда – панденок, зебра – зебренок, жираф – жирафенок. Чтобы избежать речевых ошибок в данных случаях обучающимся стоит объяснить, что и панда, и коала- это разновидности медведей, поэтому «детеныши» у панды, коалы и медведя – медвежата. А у жирафа, так как это иностранное слово, то просто называется детеныш жирафа. По нашим наблюдениям именно эту информацию обучающиеся старались донести до своих родителей по окончании уроков.«Один – много» - первоначально играя и называя одно слово, мы изменяли только существительное в числе, затем, ввели словосочетания и рассматривали изменения слов в зависимости друг от друга.«Расскажи о себе» - игра на конструирование предложения. Педагог, бросая мяч ребенку, рассказывает о себе. Ребенок, обычно, повторяет эти же предложения с некоторыми изменениями.На мне сегодня серая блузка. (Р. – На мне сегодня белая блузка). Я хожу в школу по улице Ленина. (Р.- Я хожу в школу по улице Свободы).Изменяя предложение всего одним словом, ребенок делает усилия над собой, чтобы не повториться.Игры с фишками. Игры проводились на игровом поле стандартной игры « четыре в ряд», но с изменениями правил. В наших случаях выигрывал тот, кто первым заполнит ряд, для этого преимущество всегда отдавалось ребенку. Смысл игры – сказал правильно, ставишь в ряд фишку. Мы проводили игры со следующими названиями:«Какого цвета бывают…карандаши, краски»Карандаши бывают желтого цвета.Краски бывают синего цвета.« Это бывает…» игра позволяет закрепить знания о признаках предмета. Заменяя, предмет местоимением и описывая, признак предмета, мы просили показать рисунок с изображением предмета. В этой ситуации голосом выделяли местоимение.Он стеклянный, граненный, предназначен для жидкости (стакан).Она синего цвета, фарфоровая, предназначена для чаепития (чашка). Оно мягкое, комнатное, удобное, относится к мебели (кресло). Далее усложняя процесс игры добавлялись и «необычные» вопросы с подвохом:Большой, серый, добрый. Это слон или слоненок?Широкая, глубокая, судоходная. Это река или речка?Красное, спелое, вкусное. Это апельсин или яблоко?Река глубокая, а море еще …(глубже).Река маленькая, а ручей еще…(меньше).Данная игра очень заинтересовала учащихся, и мы часто использовали ее на переменах. Положительность игр сказалось на произношении слов, ведь ученики старались запомнить правильное произношение загадок для прочтения своим родителям. Верное произношение окончаний давало возможность определить на слух «путь» к разгадке, а подбор определений к прямому разгадыванию существительных. Развивая познавательные интересы детей, их речь, умение выделять основные признаки предметов, мы вводили ребенка в мир меткого слова.«Из чего делают…» Игра с несколькими вариантами. Первый вариант – педагог дает словосочетания, а ребенок определяет, какие материалы использованы для изготовления предмета, например: стеклянная посуда – посуда из стекла, деревянная ложка – ложка из дерева.Второй вариант – игра идет наоборот.Третий вариант – мы проверяли, на сколько, внимательные бывают обучающиеся в социальном отношении.Карандаши делают из…(пластика, дерева)Начинку для пирога делают из…(ягод, овощей, фруктов, мяса и так далее). Здесь важно следить, чтобы обучающийся правильно выстраивал предложения, не теряя предлогов и верно выговаривая окончания.«Без чего нельзя сделать…»Педагог задает опрос и выкладывает фишку, затем, обучающийся отвечает. Если ответил правильно – забирает оби фишки, если не правильно, то фишки достаются педагогу. Играя в игры с фишками, мы замечали, что обучающиеся с интересом относятся к играм и стараются помогать друг другу.Без чего нельзя сделать кашу? – Кашу нельзя сделать без…(крупы, молока).Без чего нельзя сделать стул? Стул нельзя сделать без …(досок, гвоздей, шурупов).Игра « Вчера, сегодня, завтра», позволяет изучать формы глагола с изменениями по временам. Очень важно подчеркивать голосом приставки и задавать вспомогательные вопросы. Так как в начальных классах еще нет понятий прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов, мы определяли ответы с помощью вопросов – что сделал? что делаю? что буду делать?Первый вариант – педагог предлагает предложения, а обучающиеся должны ответить, когда происходит действие.Я иду по школе.Я ходил по школе.Я пойду в школу.Второй вариант игры позволяет не только ребенку подобрать правильную форму глагола, но и определить свои режимные моменты.Педагог предлагает вопросы: Что ты делал вчера? Что ты делаешь сегодня? Что ты будешь делать завтра?«Короткое и длинное» - упражнение направлено на конструирование предложений. В первом варианте мы из большого предложения убираем по - одному слову не изменяя смысла предложения, во втором варианте мы короткое предложение распространяем с помощью добавления по одному слову.Часто бывает, что организационный момент урока учащиеся воспринимают с неохотой, ведь в понимание умственно отсталого обучающегося пришла время работы, время умственной деятельности, что не всегда по силам учащимся. Мы заменили организационную часть урока игрой с мячом, которая тоже имела свои цели: умение синтезировать слова в предложении, подбирая их по смыслу. Игра развивала быстроту реакции, внимание, творческое воображение, а главное мы повторяли правила поведения и закрепляли свои навыки.Начался…(урок).Урок русского…(языка).На уроке мы…(пишем, читаем).В тетрадях мы пишем …(ручкой).На доске мы пишем…(мелом).Что бы ответить на уроке, мы поднимаем…(руку).Незаменимыми помощниками педагогов являются раздаточные и демонстрационные материалы, позволяющие развивать грамматический строй речи. Все они сделаны на цветной печатной основе. Что вызывают эстетический вкус и эмоциональное восприятие. Одним неоспоримым условием работы с таким материалом является предварительная работа, которая проводится на переменах, либо на определенных этапах урока. Здесь же надо отметить, что каждый ученик должен попробовать все варианты игр. Это дает возможность повторного изучения (а для ребенка с нарушением интеллекта один и тот же материал, преподнесенный в разной форме - является новым). Часть дидактических игр, использованные нами на печатной основе, мы представляем в приложении 3. На своих занятиях мы старались учить детей увлекательно, при многократном повторе без принуждения. Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников. У всех детей: и слабых, и сильных создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций.Для учащихся коррекционных школ очень важно быть «полезным» учителю, поэтому, на мой взгляд, нужно чаще просить помощи, учить учащихся помогать и не бояться самим попросить помощи у учителя, у товарищей. Положительные эмоции очень важны, а они зачастую черпаются из игр.Незаменимой формой развития речи остаются чтение и изучение поговорок и скороговорок. Они снимают напряжения во время урока, дают возможность обучающимся прикоснуться к народному творчеству. В игровой форме одну и ту же скороговорку мы произносили с разной интонацией. Развивая познавательные интересы детей, старались вводить ребенка в мир меткого слова.Задачей обучающихся было не только повторить, но и определить настроение, с которым произносится скороговорка. Работая с интонацией над скороговоркой, можно добиться правильного произношения слов и развить чувство юмора, проговаривая вслух цепочкой «Веселые скороговорки»:Ели-ели Лена ела, есть из лени не хотела.Тащил Авдей мешок гвоздей, тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!Пошла Поля полоть петрушку в поле.Большинство детей с умственной отсталостью легче понимают, познают новое, если к ним применяют мультисенсорный подход, т.е. стараются задействовать все их органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков.Большим подспорьем в данной области являются кабинеты сенсорной разгрузки, где учащиеся не только рисуют на песке, но и рассказывают о своих действиях. Нетрадиционно, но оптимально верно подбираются глаголы во времени (рисую, нарисовал, буду рисовать).Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» - писала в своих трудах Сара Ньюмен, «Игры и занятия с особым ребенком».Сочетая уроки русского языка, с изобразительным искусством учащимся предлагается, выполнить пластилиновую живопись – вылепить цветы из пластилина, определенного цвета. Посчитать их рассказать, что и в каком порядке выполнялось. Беседы на уроках позволяют учащимся в формировании навыков составления предложений, если педагог учитывает только четкие верно построенные предложения. Не требует особой подготовки игра «Исчезающие буквы». Игра улучшает координацию движения глаз и руки. Задача заключается в следующем: учитель пишет на доске словосочетания без окончаний, ученика обмакивает кисточку в воде и прописывает окончания. Вода высыхает, окончания исчезают. Затем педагог просит обвести окончания. У ребенка была возможность запомнить написание словосочетания. Можно поставить и следующее задание, после того как доска высохнет написать словосочетание по памяти. «Исчезающие буквы», как прием полезен при изучении предлогов, это дает возможность сравнения предложений в правильной и неверной форме.Правильное употребление предлогов всегда рассматривается в контексте с построением предложения. Поэтому для более глубокого осмысления роли предлогов в предложении мы составляли предложения, после обыгрывания ситуации игрушками. В качестве наглядного примера выступали любимые герои сказок или мультфильмов.«Поставь игрушку в шкаф, на стол, под стол, рядом со столом, за столом и так далее»«Посади слоника рядом с Сашей, между Димой и Сережей, перед Олей». Для развития речи и запоминания роли предлога в предложении мы выучили стихотворение:Чтоб слова связать я смог,Очень, нужен, мне предлог – Без предлога предложениеНе заслужит уважения. Нельзя забывать и о динамических играх способствующих развитию грамматического строя речи ребенка. Часто на уроках эту функцию выполняют физкультминутки. Рассматривая нетрадиционные методы обучения, мы заменяли динамические паузы играми.Игра « Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем». Развивает не только внимание, логику, воображение, но и оказывает помощь для построения правильного предложения. Задача игры не просто назвать место и действие, а правильно выразить свою мысль. Здесь хотелось бы отметить, что при построении предложения дети часто используют слова с правильной основой, но неправильным построением окончаний, суффиксов, поэтому необходимо помогать учащимся в грамматическом построении речи.«Инстинкт самоутверждения. Вот какую важную роль в умственной жизни ребенка играет это «лингвистическое честолюбие». Оно чрезвычайно полезно ему в деле усвоения речи» - писал К. И. Чуковский, изучаю словообразования в лексике детей. Но школьная программа не позволяет учащимся бездумно использовать правила русского языка – правила построения грамматического строя речи.Игра « Что неправильно в этом стихотворении?», вызывает не только положительные эмоции, но и помогает найти ученикам слова, отвечающие на вопрос «что делают?», развивает внимание.Коровы запищали,Цыплята замычали,Захрюкали котята,Мяучат поросята.- Га-га! – гогочут утки. –Мы обожаем шутки!Правильно сконструировать свою речь помогают игры «Вспомни и собери», « Строки разбежались». Уже изученные отрывки из произведений или стихотворений разбиваются и в хаотичном порядке. В цветном печатном варианте, мы рассматриваем аналогичное упражнение как составление рассказа по сюжетным картинкам. Решать кроссворды для умственно отсталых учащихся сложно, но «Угадать слово» и ответить на вопрос – это под силу.Рассматривая игровые методы и приемы, применяемы при проведении нетрадиционных форм уроков, для лучшего овладении грамматическим строем речи у обучающихся по первому варианту Приказа 1599, мы выделили две заслуживающие внимания методики, «прямая последовательность»; «обратная последовательность». Любое действие можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов. «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг в цепи, и заканчиваете сами; «обратная последовательность» - ребенок заканчивает действие, которое начали вы. Совместная работа педагога и обучающего стирает стереотипы, вызывает доверие и уважение друг другу. Повышается статус ребенка в его «малой» социальной среде, он раскрепощается, становится уверенным.Не нарушая «инстинктов», развивая творческий потенциал, возможность ребенка, учитывая особенности психического и речевого развития умственно отсталого ребенка, игровые методы способствуют развитию грамматического строя речи. А учителю помогают найти слабые и сильные стороны учащихся и скорректировать методы и приемы, применяемы при овладении грамматическим строем речи.Нетрадиционные формы обучения повышают уровень формирования навыков образования глаголов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Усвоение речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизирует коммуникативную деятельность детей, пополняет его мир новыми открытиями. Расширяются знания детей об окружающих их предметах и явлениях. Стимулируются навыки к адекватному отношению при изучении грамматических норм языка. Здесь же надо сразу оговориться, что полного овладения грамматическим строем речи у младших школьников с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) не представляется возможным, но «фундамент» заложенный в начальном образовании очень важен.