Публикации
«Повествование. Рассказ» (развитие речи)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Повествование. Рассказ» (развитие речи)
Автор: Попова Татьяна Робертовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Повествование. Рассказ» (развитие речи)
Автор: Попова Татьяна Робертовна
Тема: Повествование. Рассказ (развитие речи)
Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний)
Форма урока: игровая (деловая игра)
Цели:
-деятельностные:
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
- развивать мышление, внимание, память;
содержательные:
-дать понятие о повествовании и его отличительных признаках;
-сформировать способность к нахождению типа речи повествования среди текстов других типов речи;
воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, умения работать в паре, в группе;
- воспитание эстетических взглядов.
Планируемые результаты
Знать:
- особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- отличительные признаки текста-повествования (рассказа), его структуру и языковые особенности.
Уметь:
- определять тип и стиль речи текста;
- составлять план текста;
- выявлять элементы структуры рассказа.
Ход урока
1.Этап мотивации
- Добрый день, ребята. Сегодня урок развития речи. Мы будем работать с текстами
2. Актуализация знаний
-Повторение. Вспомним, что знаем о тексте.
3.Этап выявления места и причины затруднения
- Расскажите, пожалуйста, что мы сделали сразу после звонка (зашли в класс, приготовились к уроку, поприветствовали друг друга).
- Можно ли перечисление этих действий считать текстом? (нет)
- А если попытаться на основе этих глаголов составить предложения и расположить их в определенной последовательности, получится ли текст о том, как начинается урок? (вполне возможно).
- Известно ли вам, какой текст по типу речи состоит из определенной смены действий? (повествование).
- И если я вас попрошу рассказать, что вы делали сегодня утром, как провели вчерашний вечер, когда, как , в какой последовательности готовили уроки к сегодняшнему дню, то какой текст по типу речи у вас получится? (повествование)
- Какая часть речи является основной при создании подобных текстов? (глагол).
- Известны ли нам особенности построения текста-повествования или, по-другому, рассказа?
- Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели (узнать, что такое рассказ, как строится текст такого жанра). Тему записывают в тетрадь.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
- Послушаем небольшое выступление вашего одноклассника по теме урока, сопровождающееся компьютерной презентацией (запись в тетрадях - отличительные признаки повествования).
Доклад (1 слайд презентации)
Текст-повествование обычно пишется в художественном стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля, чтобы передать особенности речи героев. Составим кластер, что такое рассказ (3 слайд – запись в тетради). Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Конечно, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ. Как же написать рассказ в художественном стиле? Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.
Первое правило(4 слайд).У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!
Второе правило(5 слайд). Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Часть речи, которая обозначает действие – это глагол. В рассказе должно быть много глаголов!
Третье правило(6 слайд – желательно записать в тетради). Старайся придерживаться структуры рассказа:
1.Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Далее следует завязка сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в Кавказском пленнике: …Пришло ему раз письмо из дома.
2. Основная часть. Повествование разворачивается. События следуют одно за другим. Можно употребить здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, в эту минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичькульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего и рассказывается эта история. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной.
Итак, придуман интересный сюжет рассказа, продуман план
(композиция) повествования. Посмотрите, при каком условии рассказ может быть интересен читателю (слайд 7). Теперь можем приступать к написанию сочинения!
Вопросы к учащимся после доклада:
- Структура (план теста-повествования). (Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка)) - записать в тетрадях.
- От какого лица ведётся повествование? (Повествование может вестись от 3-го лица (авторское повествование), от 1-го лица (рассказчик назван или обозначен личным местоимением я) – записать в тетрадях.
5. Этап реализации построенного проекта
Деловая игра
Работа в группах (5 групп). Ребята, переходя от станции к станции, работают с текстами, стараются найти тексты-повествования, учитывая элементы повествования. Выделите в нём структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку), их структуру, составляют план, придумывают варианты заголовка. Результаты записываются в специальную карту. На самом деле им будет предложено
3 текста-повествования, текст-рассуждение и текст-описание. Основная задача детей – узнать повествовательные тексты и работать с ними, а у остальных текстов только указывать тип речи. Тексты взяты из учебника А.Д.Шмелевой.
Текст №1
Шел дождь. Было холодно. Чтобы не простудить львенка, я положила его за пазуху и села в трамвай. От движения ли трамвая или оттого, что меховая подкладка моего пальто напоминала львенку мать, только он неожиданно завозился. Напрасно я старалась тихонько поглаживать малыша, чтобы его успокоить, - ничего не помогало. Он больно царапался острыми коготками, старался выкарабкаться и вдруг пронзительно мяукнул. Мяукнул – если только можно так назвать этот протяжный, хриплый звук, похожий на скрип двери. (По В.Чаплиной)
Текст №2
У нашей кошки Снежинки недавно появились котята. Мы устроили для них настоящую колыбель: обшили мягкой байкой большую корзину и уложили в нее пушистых крошек. Сначала каждый, кто хотел дотронуться до котят, слышал угрожающее шипение недовольной мамаши. Сейчас она успокоилась, но не спускает глаз с детей. Они чудесные: две кошечки снежно-белые, как мать, а котик – рыжий.
Когда кошечка выпрыгивает из корзины, чтобы полакомиться молочной кашей или кусочком курицы, малыши недовольно пищат. Она отвечает им громким мурлыканьем.
За окнами мечутся на ветру желтые листья, моросит дождь, а в комнате тепло и уютно. Тикают часы на стене, чуть дрожит на столе тень от абажура. Счастливая Снежинка щурится, глядя на горячее пламя в чугунной печурке.
Текст№3
Купили в магазине цыпленка, принесли домой и назвали Цыпом.
Цып был слабый и клевал только мягкую кашу.
В квартире жила большая собака Зента. Она учуяла птицу, вбежала в столовую и остановилась над бедным Цыпом. Совсем близко к цыпленку придвинулась ее огромная морда. Цып пискнул и поднял розовый клювик. Тут все увидели, что у Зенты на носу – крупинка каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка пропала. Собака не испугалась, но удивилась и растерялась.
Она оглянулась и тихо вышла из комнаты.
(Б.Емельянов)
Текст №4
Было ясное июньское воскресенье, когда Нехлюдов, напившись кофею, с записной книжкой и пачкой ассигнаций в кармане своего лёгонького пальто вышел из большого с колоннадами и террасами деревенского дома и по неочищенным, заросшим дорожкам старого английского сада направился к селу, расположенному по обеим сторонам большой дороги. Нехлюдов был высокий, стройный молодой человек с большими, густыми, вьющимися, тёмно – русыми волосами, со светлым блеском в чёрных глазах, свежими щёками и румяными губами, над которыми только показывался первый пушок юности. Во всех движениях его и походке заметны были сила, энергия и добродушное самодовольство молодости.
(Л. Н. Толстой)
Текст №5
Писатель Тургенев говорил, что русский язык великий и могучий. Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантом мучился. Но, может, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались, не снижали отметки за грязь и за всякие безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных гласных столько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!
(А. Алексин )
Отчёт групп о проделанной работе
В помощь группам при ответе даются вопросы:
- Какой тип речи является изображением какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Описание) Под каким номером были тексты такого типа речи?
- Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли аргументация и выводы – это? (Рассуждение) Под каким номером были тексты такого типа речи?
- Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности, о следующих друг за другом действиях – это? (Повествование) Номер текстов-рассказов?
Проверка карт.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с текстами-рассказами.
- О чём повествуется в текстах? Понравились ли они вам? Какие заголовки подобрали? Найдите начальную часть текста №3. Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы (проследим последовательность действий). Можно ли по этим глаголам воспроизвести текст?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Сравните темы сочинений:
Мой котенок Барсик.
Как Барсик однажды рыбу ловил.
Почему я люблю моего котенка Барсика.
- Какая тема соответствует типу речи повествование (рассказ)?
8. Этап включения в систему знаний и повторения
- Даны глаголы: притаился, подпрыгнул, испугался, взъерошил, убежал, спрятался. Работа в парах: составить текст – повествование (устно).
9. Этап рефлексии учебной деятельности
- Дайте самооценку своей работе. К какому типу речи относятся составленные Вами предложения на этапе рефлексии?
Задание на дом (учащиеся выбирают)
Составить собственный текст-рассказ Проделки моего домашнего животного, используя его структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку), дать заголовок.
Или: найти примеры текстов-повествований из произведений писателей (80-100 слов)
Примеры отрывков из рассказов ребят
У нас дома живут попугайчики. Их имена Гринька и Снежинка. Гринька зеленого цвета, а Снежинка бело-голубого. Гринька, когда залезает на кольцо, любит покачаться, ему это нравится. Он может также слезать с него вниз головой и прыгать на жердочку. Снежинка любит просто сидеть. Утром, когда я приношу им завтрак, она всегда идет есть первая. А Гринька, как, джентльмен, ей уступает. В этом отрывке ученица (Тихонова Н.) дает описание внешности птиц и особенности их поведения. Использована нейтральная лексика. Сравнение как джентльмен помог сделать текст более выразительным, эмоциональным.
Более подробно останавливается на деталях в поведении своего любимца следующий ученик (Прытков В.): Прошло некоторое время, и Кеша перестал быть пугливым. Он начал передразнивать людей, играть, показывать свой характер, плескаться в воде, смотреться в зеркало, смотреть телевизор. Кеша любит быть в центре внимания. С помощью ряда однородных членов (глаголов) создается динамичная картина активного поведения попугая.
У нас в доме есть кот. Зовут его Террорист. Так назвал его мой дедушка из-за особенностей характера. Однажды зимой я пришел домой и слышу, что из подвала раздается странное мяуканье кота, оно повторялось несколько раз, как у привидения. Мне стало жутко. Я пошел в подвал, включил свет и увидел, что Террорист засунул голову в банку. Поэтому звуки были как у привидения. В тексте сделан акцент на забавную кличку животного, после чего должен был последовать рассказ, доказывающий, что кот на самом деле такой. Учащийся (Жегулин П.) использовал легкий юмор, описывая проделки любимца. Лексика в основном нейтральная, много глаголов, усиливает впечатление сравнение как привидение.
Однажды белки находились на столе и грызли клетку. Они до того ее разгрызли, что могли вылезти. Зубы чешутся, и им нужно хоть что-то грызть. В этот момент я делала уроки. И слышу:
- Маша! Белка вылезла! Лови ее! – кричала мама. Я быстро прибежала в комнату и начала ее ловить.
- Поймала! – крикнула я. Это была Пуля, она дергалась в руках и царапалась. В сочинении особенности поведения белок подчеркивается однокоренными словами, помогающими связывать предложения между собой (грызли, разгрызли, грызть), глаголами, рисующими особенности поведения животных, фразеологизмом зубы чешутся и самой ситуацией – ловкая белка сбежала. Ученица (Бутрина М.) вставила диалог, что украсило текст, сделало его более живым.
Данный рассказ полностью выдуман ученицей (Драгунова К.)
Необычная дружба кота и вороны
Однажды мой кот Цыган поймал ворону. Мы поймали кота и спасли птицу. Но ворона вылетела из рук и полетела к коту, села ему на спину. Кот ей ничего не сделал, он просто оглянулся назад и затих. Тогда мы сняли ворону со спины и отпустили ее на волю. Она улетела.
На следующее утро ворона стала стучаться в окно. Я проснулась и впустила ее. Она подлетела к коту и дала ему корку хлеба. За это Цыган угостил ворону кусочком сыра.
Мы прозвали ворону Хвостик, потому что она ходила за Цыганом туда-сюда, даже спала с ним. И эта ворона стала другом нашей семьи. Это небольшое повествование – выдумка. С помощью глаголов ученица создает четкую последовательность развития событий, главными героями которых являются интересные представители живого мира. Автор явно мечтает о несбыточном : о дружбе врагов, что говорит о мирном и добром характере девочки. Вероятно, в обыденной жизни девочки не хватает общения с животными, ей хочется иметь настоящих друзей семьи.
Внезапная атака
Моя кошка Васька появилась в нашей семье по моей инициативе. Мне подарили ее на день рождения, так как я давно мечтал о пушистом друге. Когда Васька была маленькой, она помещалась в ладошке, а теперь это взрослая, красивая, умная кошка белого окраса с черными пятнами. Но очень озорная, любит играть, как маленький котенок.
Вечером, когда я хожу пить на кухню, Василиса прячется за углом и наблюдает за мной, выжидая момента для нападения. Как только я подхожу ближе, она меня атакует. Вы не представляете, какой раздается вопль! Вася впивается когтями в мою штанину, громко мяукает, а я кричу, кричу на нее. Васька, испугавшись, убегает и прячется. Подобные атаки повторяются постоянно и являются нашей особой игрой.
А совсем недавно я купил Васе подарок под названием Дразнилка для кота. Василиса очень радовалась этому подарку. Она играет с дразнилкой как с мышкой. Никто не прыгает при этом, как она, и никто так не смеется, как я!
Я люблю свою кошку именно за эти проделки. Они доставляют мне радость и позитив!
Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний)
Форма урока: игровая (деловая игра)
Цели:
-деятельностные:
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
- развивать мышление, внимание, память;
содержательные:
-дать понятие о повествовании и его отличительных признаках;
-сформировать способность к нахождению типа речи повествования среди текстов других типов речи;
воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, умения работать в паре, в группе;
- воспитание эстетических взглядов.
Планируемые результаты
Знать:
- особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- отличительные признаки текста-повествования (рассказа), его структуру и языковые особенности.
Уметь:
- определять тип и стиль речи текста;
- составлять план текста;
- выявлять элементы структуры рассказа.
Ход урока
1.Этап мотивации
- Добрый день, ребята. Сегодня урок развития речи. Мы будем работать с текстами
2. Актуализация знаний
-Повторение. Вспомним, что знаем о тексте.
3.Этап выявления места и причины затруднения
- Расскажите, пожалуйста, что мы сделали сразу после звонка (зашли в класс, приготовились к уроку, поприветствовали друг друга).
- Можно ли перечисление этих действий считать текстом? (нет)
- А если попытаться на основе этих глаголов составить предложения и расположить их в определенной последовательности, получится ли текст о том, как начинается урок? (вполне возможно).
- Известно ли вам, какой текст по типу речи состоит из определенной смены действий? (повествование).
- И если я вас попрошу рассказать, что вы делали сегодня утром, как провели вчерашний вечер, когда, как , в какой последовательности готовили уроки к сегодняшнему дню, то какой текст по типу речи у вас получится? (повествование)
- Какая часть речи является основной при создании подобных текстов? (глагол).
- Известны ли нам особенности построения текста-повествования или, по-другому, рассказа?
- Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели (узнать, что такое рассказ, как строится текст такого жанра). Тему записывают в тетрадь.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
- Послушаем небольшое выступление вашего одноклассника по теме урока, сопровождающееся компьютерной презентацией (запись в тетрадях - отличительные признаки повествования).
Доклад (1 слайд презентации)
Текст-повествование обычно пишется в художественном стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля, чтобы передать особенности речи героев. Составим кластер, что такое рассказ (3 слайд – запись в тетради). Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Конечно, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ. Как же написать рассказ в художественном стиле? Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.
Первое правило(4 слайд).У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!
Второе правило(5 слайд). Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Часть речи, которая обозначает действие – это глагол. В рассказе должно быть много глаголов!
Третье правило(6 слайд – желательно записать в тетради). Старайся придерживаться структуры рассказа:
1.Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Далее следует завязка сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в Кавказском пленнике: …Пришло ему раз письмо из дома.
2. Основная часть. Повествование разворачивается. События следуют одно за другим. Можно употребить здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, в эту минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичькульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего и рассказывается эта история. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной.
Итак, придуман интересный сюжет рассказа, продуман план
(композиция) повествования. Посмотрите, при каком условии рассказ может быть интересен читателю (слайд 7). Теперь можем приступать к написанию сочинения!
Вопросы к учащимся после доклада:
- Структура (план теста-повествования). (Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка)) - записать в тетрадях.
- От какого лица ведётся повествование? (Повествование может вестись от 3-го лица (авторское повествование), от 1-го лица (рассказчик назван или обозначен личным местоимением я) – записать в тетрадях.
5. Этап реализации построенного проекта
Деловая игра
Работа в группах (5 групп). Ребята, переходя от станции к станции, работают с текстами, стараются найти тексты-повествования, учитывая элементы повествования. Выделите в нём структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку), их структуру, составляют план, придумывают варианты заголовка. Результаты записываются в специальную карту. На самом деле им будет предложено
3 текста-повествования, текст-рассуждение и текст-описание. Основная задача детей – узнать повествовательные тексты и работать с ними, а у остальных текстов только указывать тип речи. Тексты взяты из учебника А.Д.Шмелевой.
Текст №1
Шел дождь. Было холодно. Чтобы не простудить львенка, я положила его за пазуху и села в трамвай. От движения ли трамвая или оттого, что меховая подкладка моего пальто напоминала львенку мать, только он неожиданно завозился. Напрасно я старалась тихонько поглаживать малыша, чтобы его успокоить, - ничего не помогало. Он больно царапался острыми коготками, старался выкарабкаться и вдруг пронзительно мяукнул. Мяукнул – если только можно так назвать этот протяжный, хриплый звук, похожий на скрип двери. (По В.Чаплиной)
Текст №2
У нашей кошки Снежинки недавно появились котята. Мы устроили для них настоящую колыбель: обшили мягкой байкой большую корзину и уложили в нее пушистых крошек. Сначала каждый, кто хотел дотронуться до котят, слышал угрожающее шипение недовольной мамаши. Сейчас она успокоилась, но не спускает глаз с детей. Они чудесные: две кошечки снежно-белые, как мать, а котик – рыжий.
Когда кошечка выпрыгивает из корзины, чтобы полакомиться молочной кашей или кусочком курицы, малыши недовольно пищат. Она отвечает им громким мурлыканьем.
За окнами мечутся на ветру желтые листья, моросит дождь, а в комнате тепло и уютно. Тикают часы на стене, чуть дрожит на столе тень от абажура. Счастливая Снежинка щурится, глядя на горячее пламя в чугунной печурке.
Текст№3
Купили в магазине цыпленка, принесли домой и назвали Цыпом.
Цып был слабый и клевал только мягкую кашу.
В квартире жила большая собака Зента. Она учуяла птицу, вбежала в столовую и остановилась над бедным Цыпом. Совсем близко к цыпленку придвинулась ее огромная морда. Цып пискнул и поднял розовый клювик. Тут все увидели, что у Зенты на носу – крупинка каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка пропала. Собака не испугалась, но удивилась и растерялась.
Она оглянулась и тихо вышла из комнаты.
(Б.Емельянов)
Текст №4
Было ясное июньское воскресенье, когда Нехлюдов, напившись кофею, с записной книжкой и пачкой ассигнаций в кармане своего лёгонького пальто вышел из большого с колоннадами и террасами деревенского дома и по неочищенным, заросшим дорожкам старого английского сада направился к селу, расположенному по обеим сторонам большой дороги. Нехлюдов был высокий, стройный молодой человек с большими, густыми, вьющимися, тёмно – русыми волосами, со светлым блеском в чёрных глазах, свежими щёками и румяными губами, над которыми только показывался первый пушок юности. Во всех движениях его и походке заметны были сила, энергия и добродушное самодовольство молодости.
(Л. Н. Толстой)
Текст №5
Писатель Тургенев говорил, что русский язык великий и могучий. Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантом мучился. Но, может, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались, не снижали отметки за грязь и за всякие безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных гласных столько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!
(А. Алексин )
Отчёт групп о проделанной работе
В помощь группам при ответе даются вопросы:
- Какой тип речи является изображением какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Описание) Под каким номером были тексты такого типа речи?
- Разъяснение, подтверждение какой-либо мысли аргументация и выводы – это? (Рассуждение) Под каким номером были тексты такого типа речи?
- Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности, о следующих друг за другом действиях – это? (Повествование) Номер текстов-рассказов?
Проверка карт.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с текстами-рассказами.
- О чём повествуется в текстах? Понравились ли они вам? Какие заголовки подобрали? Найдите начальную часть текста №3. Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы (проследим последовательность действий). Можно ли по этим глаголам воспроизвести текст?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Сравните темы сочинений:
Мой котенок Барсик.
Как Барсик однажды рыбу ловил.
Почему я люблю моего котенка Барсика.
- Какая тема соответствует типу речи повествование (рассказ)?
8. Этап включения в систему знаний и повторения
- Даны глаголы: притаился, подпрыгнул, испугался, взъерошил, убежал, спрятался. Работа в парах: составить текст – повествование (устно).
9. Этап рефлексии учебной деятельности
- Дайте самооценку своей работе. К какому типу речи относятся составленные Вами предложения на этапе рефлексии?
Задание на дом (учащиеся выбирают)
Составить собственный текст-рассказ Проделки моего домашнего животного, используя его структурные составляющие (завязку, развитие события, конец события, развязку), дать заголовок.
Или: найти примеры текстов-повествований из произведений писателей (80-100 слов)
Примеры отрывков из рассказов ребят
У нас дома живут попугайчики. Их имена Гринька и Снежинка. Гринька зеленого цвета, а Снежинка бело-голубого. Гринька, когда залезает на кольцо, любит покачаться, ему это нравится. Он может также слезать с него вниз головой и прыгать на жердочку. Снежинка любит просто сидеть. Утром, когда я приношу им завтрак, она всегда идет есть первая. А Гринька, как, джентльмен, ей уступает. В этом отрывке ученица (Тихонова Н.) дает описание внешности птиц и особенности их поведения. Использована нейтральная лексика. Сравнение как джентльмен помог сделать текст более выразительным, эмоциональным.
Более подробно останавливается на деталях в поведении своего любимца следующий ученик (Прытков В.): Прошло некоторое время, и Кеша перестал быть пугливым. Он начал передразнивать людей, играть, показывать свой характер, плескаться в воде, смотреться в зеркало, смотреть телевизор. Кеша любит быть в центре внимания. С помощью ряда однородных членов (глаголов) создается динамичная картина активного поведения попугая.
У нас в доме есть кот. Зовут его Террорист. Так назвал его мой дедушка из-за особенностей характера. Однажды зимой я пришел домой и слышу, что из подвала раздается странное мяуканье кота, оно повторялось несколько раз, как у привидения. Мне стало жутко. Я пошел в подвал, включил свет и увидел, что Террорист засунул голову в банку. Поэтому звуки были как у привидения. В тексте сделан акцент на забавную кличку животного, после чего должен был последовать рассказ, доказывающий, что кот на самом деле такой. Учащийся (Жегулин П.) использовал легкий юмор, описывая проделки любимца. Лексика в основном нейтральная, много глаголов, усиливает впечатление сравнение как привидение.
Однажды белки находились на столе и грызли клетку. Они до того ее разгрызли, что могли вылезти. Зубы чешутся, и им нужно хоть что-то грызть. В этот момент я делала уроки. И слышу:
- Маша! Белка вылезла! Лови ее! – кричала мама. Я быстро прибежала в комнату и начала ее ловить.
- Поймала! – крикнула я. Это была Пуля, она дергалась в руках и царапалась. В сочинении особенности поведения белок подчеркивается однокоренными словами, помогающими связывать предложения между собой (грызли, разгрызли, грызть), глаголами, рисующими особенности поведения животных, фразеологизмом зубы чешутся и самой ситуацией – ловкая белка сбежала. Ученица (Бутрина М.) вставила диалог, что украсило текст, сделало его более живым.
Данный рассказ полностью выдуман ученицей (Драгунова К.)
Необычная дружба кота и вороны
Однажды мой кот Цыган поймал ворону. Мы поймали кота и спасли птицу. Но ворона вылетела из рук и полетела к коту, села ему на спину. Кот ей ничего не сделал, он просто оглянулся назад и затих. Тогда мы сняли ворону со спины и отпустили ее на волю. Она улетела.
На следующее утро ворона стала стучаться в окно. Я проснулась и впустила ее. Она подлетела к коту и дала ему корку хлеба. За это Цыган угостил ворону кусочком сыра.
Мы прозвали ворону Хвостик, потому что она ходила за Цыганом туда-сюда, даже спала с ним. И эта ворона стала другом нашей семьи. Это небольшое повествование – выдумка. С помощью глаголов ученица создает четкую последовательность развития событий, главными героями которых являются интересные представители живого мира. Автор явно мечтает о несбыточном : о дружбе врагов, что говорит о мирном и добром характере девочки. Вероятно, в обыденной жизни девочки не хватает общения с животными, ей хочется иметь настоящих друзей семьи.
Внезапная атака
Моя кошка Васька появилась в нашей семье по моей инициативе. Мне подарили ее на день рождения, так как я давно мечтал о пушистом друге. Когда Васька была маленькой, она помещалась в ладошке, а теперь это взрослая, красивая, умная кошка белого окраса с черными пятнами. Но очень озорная, любит играть, как маленький котенок.
Вечером, когда я хожу пить на кухню, Василиса прячется за углом и наблюдает за мной, выжидая момента для нападения. Как только я подхожу ближе, она меня атакует. Вы не представляете, какой раздается вопль! Вася впивается когтями в мою штанину, громко мяукает, а я кричу, кричу на нее. Васька, испугавшись, убегает и прячется. Подобные атаки повторяются постоянно и являются нашей особой игрой.
А совсем недавно я купил Васе подарок под названием Дразнилка для кота. Василиса очень радовалась этому подарку. Она играет с дразнилкой как с мышкой. Никто не прыгает при этом, как она, и никто так не смеется, как я!
Я люблю свою кошку именно за эти проделки. Они доставляют мне радость и позитив!