Публикации Развитие речи в современной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи в современной школе
Автор: Ольга Александровна Злобина

Развитие речи в современной школе
Злобина Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ Верх-Тулинская СОШ №14
С давних времен не ослабевает интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. На сегодняшний день развитие речи остается важнейшей и актуальной темой в современной школе. Работа над развитием речевых умений должна являться одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя.
В нашем современном мире ребенок большую часть свободного времени проводит за компьютером или у телевизора. А такое занятие, как чтение, слушание рассказов и сказок из уст взрослых или посещение театров, вообще редкость. К сожалению, принимая ребят в 1 класс, учитель все чаще и чаще сталкивается с большими проблемами в развитии речи младших школьников:
Скудный словарный запас.
Плохая дикция
Неспособность вести диалог и построить монолог
Отсутствие умения обосновывать свои утверждения
Употребление в речи нелитературных слов и выражений
Отсутствие навыков культурной речи
Эти проблемы несут за собой большие трудности в становлении личности ребенка, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
О необходимости работы над речью, создания системы работы, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи: Л. Выготский, С. Рубинштейн. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания родного языка должна обращать внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать оптимальные условия для их активной речевой деятельности. Считаю, что каждому учителю нужно грамотно выстроить эффективную систему работы по развитию речи в своем классе.
Во-первых, системный подход должен опираться на рекомендуемую образовательную программу. В своей работе использую программу курса по развитию речи Речь для учащихся начальных классов, составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой. Программа соответствует требованиям Федерального государственного стандарта по формированию метапредметных и личностных результатов. В рамках курса представлена развернутая система подробных занятий по развитию речи. Важнейшим средством развития речи в данной программе служит грамотно подобранная система упражнений.
Перечислю некоторые виды используемых мною работ и упражнений.
Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.
Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста.
Изложение по вопросам, по плану.
Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение - описание, сочинение-рассуждение.
Диалоги по различным темам.
Составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, впечатлениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.
Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить речевые высказывания, отстаивать собственные мнения и представления.
Во-вторых, с детства развитие речи ребенка неразрывно связано с его отношением к книге. Огромная сила литературы всегда использовалась в педагогике, как важнейший фактор воспитания и образования детей, могучее средство развития и обогащения их речевой культуры. Поэтому, считаю важным использование на всех без исключения уроках различных видов литературных произведений (считалок и чистоговорок, пословиц и поговорок, песен и стихотворений, сказок и рассказов, и т.д.) Использование разнообразных литературных жанров придают урокам неповторимую эмоциональную окраску, делают речь ребенка более тонкой и богатой в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни.
Третьим элементом системы является предметная интеграция, которая дает возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний литературы, музыки, живописи, способствует развитию речи и формированию личностных результатов учащихся.
Четвертым, важнейшим фактором в этой системы является сотрудничество с родителями учащихся.
Чтобы работа над развитием речи дала ожидаемый результат, она должна быть регулярной и систематической, обучение должно строиться на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок. Опыт моей работы показывает, что данные формы работы могут сделать учебный процесс успешным. А игры, различные индивидуальные и групповые задания повышают мотивацию к обучению, формируется навык самостоятельной деятельности. Различные формы работы помогают не только повышать уровень языкового развития школьников, но и активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Список используемой литературы:
А. Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Москва. Мозаика-Синтез, 2005г.
О.М. Ельцова. Организация полноценной речевой деятельности. Санкт-Петербург, 2008г.
Л. Д. Мали , О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе Речь, Пенза, 1997г.
Т.П. Сальникова. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи Москва, 2000г.
HYPER13PAGE HYPER15
4