Публикации Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе. Представление опыта работы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе. Представление опыта работы.
Автор: Казакова Ольга Ивановна

«Формирование навыков осознанного чтения в начальной школе». (Представление опыта работы)«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро).Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.Смысловая:
  • понимание содержания и смысла читаемого.
  • Техническая:
  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.
  • В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.В метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента включено:- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение). На втором году обучения — постепенное введение чтения про себя. На третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного. Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого- то из детей умения текущего этапа не успевают сформироваться, т.е. достаточно автоматизироваться за, то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не, потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться. С первых дней обучения в школе необходимо прививать любовь к чтению.Для успешного обучения на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, я на своих уроках использую упражнения для развития навыков осознанного чтения (вот несколько из них):
  • Выделение слов из потока букв.
  • Перевод с «марсианского».
  • Ритмическое чтение.
  • Деление сплошного текста на предложения и на слова.
  • «Перевёртыши» (В стихотворении меняю строки местами, дети должны поставить их в правильном порядке).
  • Различные виды словарной работы.
  • Работа над планом прочитанного произведения.
  • Работа с деформированными текстами и неоконченными рассказами.
  • Творческий пересказ.
  • Различные упражнения по развитию речи.
  • Так как с первого класса учащиеся знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи. В процессе выполнения различных упражнений, учащиеся осознают, что значит говорить связано, говорить по порядку, раскрывать основную мысль. Их рассказы оживляют урок, вырабатывают у детей воображение, общительность, инициативность.Развитие навыков чтения будет эффективным, если понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на понимание прочитанного, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого, осознанного чтения, делает уроки интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению. Если ребенок овладел навыками полноценного чтения, то это в большей мере определяет успех в учебной деятельности по всем предметам.Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка осознанного чтения?Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте я уделяю внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно провожу работу над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка осознанного чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать художественный текс и научно-популярный. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которым сегодня встречаются обучающиеся, требуют от нас, учителей, продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроке. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные.С какими проблемами сталкивалась я при формировании навыков осознанного чтения?Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание».Пути решения проблемы. Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.Проблема 2. Работа по формированию навыков осознанного чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту.Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. В своей работе я практикую использование таких тетрадей. Их активное использование так же способствует формированию навыков осознанного чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы как нельзя лучше работают на формирование навыков осознанного чтения.Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.Шаги: Для решения данной проблемы я использую возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, необходимо раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагаю школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.Шаги: Важна помощь родителей при обучении детей. В беседах, на родительских собраниях на открытых уроках для родителей убеждаю их в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребёнка необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Родители должны проявлять интерес к содержанию текста читаемого ребёнком, должны быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков осознанного чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие осознанного чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков осознанного чтения.Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать совместно с педагогом-психологом работу по ликвидации трудностей.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.Следовательно, работа по формированию навыка осознанного чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков осознанного чтения.В завершение своего выступления делаю вывод, что в ходе исследования по формированию навыков выразительного, осознанного и беглого чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Дети стали с интересом читать, появилась беглость и осознанность чтения, повысилась успеваемость. Это можно увидеть по результатам проверки навыков чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых принимают участие дети и родители. Список литературы.1.Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003 Гл.5 «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.4. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.5. Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010.8. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46.