Публикации ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Автор: Дарья Алексеевна Морякова

УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Морякова Дарья Алексеевнаучитель физики МАОУ Видновская СОШ №10
Аннотация: в статье обсуждаются результаты опроса студентов, обучающихся по профилю подготовки Математика и физика Липецкого государственного педагогического университета, по формированию рефлексии в рамках обучения.
Ключевые слова: педагогическое образование, студенты, рефлексия, исследование, анкетирование.
FORMATION OF REFLECTION IN STUDENTS STUDYING IN THE DIRECTION OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Bezdelina Daria Alekseevna
Будущие учителя и учителя, которые только начинают свой профессиональный путь в школе, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Если спросить о том, что это, то в ответ последует фраза да, конечно, знаю, но определяют они это как самооценку детей. На практике же зачастую этот этап урока представлен в виде банальных смайликов, пальчиков вверх, листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно клеят на доску в конце урока и радуются тому, что этот этап все же завершился. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: Вам понравился урок? Все ученики отвечают: Да! — и все довольные расходятся по домам: плюсик они уже получили. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия проводилась, оценка выставлена, в учебном плане этап прописан, все хорошо. И никаких претензий. Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, очень помогает ничего не упустить. Не стоит забывать и о том, что рефлексия – то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться, что, к слову, и требуют стандарты образования второго поколения. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать тот опыт, который он получает в деятельности, сравнить свои успехи с успехами других учеников, а главное, чтобы эта оценка была адекватной.
В данный момент, требования ФГОС еще полностью не вошли в силу, и многие учителя пытаются обойти стороной такую часть урока, как рефлексия. В структуре урока, соответствующего требованиям стандарта, рефлексия является обязательным этапом урока. Особое внимание уделяется следующим критериям:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий [6].
Применительно к урокам, рефлексия – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, в чем учителя, несомненно, правы, называя это самооценкой, хотя смысл этого понятия намного глубже.
К функциям рефлексии в рамках урока можно отнести:
диагностическую – выявление уровня эффективности взаимодействия в педагогическом процессе, уровня взаимодействия между участниками;
проектировочную – представляет собой моделирование, проектирование планируемой деятельности, взаимодействия, целеобразования в той или иной деятельности;
организаторскую – определение эффективных способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия в образовательном процессе;
коммуникативную – рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
мотивационную – определение в рамках урока направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную – побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия, а так же к самооценке [2].
Благодаря влиянию на многие сферы жизни и образования, рефлексия так же способствует тому, что развиваются три самых важных качества человека, которые потребуются ему в современном мире, чтобы не чувствовать себя лишним в обществе. Это:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, пользуясь анализом, умение которого формируется в школе, осознаёт свои возможности, сам определяет свой выбор в жизни, а так же меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может сделать что-то прямо в данный момент времени, чтобы стало лучше, а так же усовершенствовать уже имеющееся. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно [3].
В применении рефлексии на уроках важен психологический подход. Задача педагога создать для ребенка такие условия, чтобы он сам захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это практикуется, но и на любом его этапе, главное осуществить это правильно. Она может быть проведена по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения новой темы, учебной четверти, года и т.п. [1]. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности того материала, что планируется изучить, способы и методы обучения этой теме, возрастные и психологические особенности обучающихся. Если учитель твердо уверен в том, что будет проводить эту часть урока, то ему следует знать, что существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока [4].
Традиционно рефлексию классифицируют, исходя из положений:
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая – ученик использует карточки, смайлики, жетоны, чтобы оценить. Устная рефлексия подразумевает то, что ребенок сможет сам связанно описать свои мысли. Письменная – самая сложная и занимает больше всего времени, так как не все дети могут писать быстро.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
В таком порядке, в котором эти виды работы написаны, и нужно приучать детей. Сначала работать всем классом, т.е. коллективно, затем по группам, а потом провести фронтальный опрос. Это подготовит детей к самостоятельной работе.
III. По цели:
Эмоциональная. Оценивает эмоциональное состояние ребенка. Это полюбившиеся всем смайлики, пальчики вверх / вниз и все остальные вариации из категории понравилось / не понравилось, интересно / скучно, было весело / грустно.
Рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Здесь возможно использование лесенки успеха, дерева успеха, вагончиков, графического представления, анкет.
Приведенная классификация так же может быть использована учителями, которые только начинают работать в сфере образования, а точнее – в школе. Она применима на всех уроках, в том числе уроках математики, что является определяющим в нашем исследовании. Так как со следующего года ФГОС входят в силу уже в 11 классах, то молодому учителю нужно обязательно быть компетентным в сфере рефлексии и ее применения. В этом будущим учителям, которые с уверенностью думают, что будут работать в школе, помогает педагогический университет, в стенах которого и начинается формирование рефлексии. Только после полного обучения студент может быть уверен в том, что он компетентен в сфере проведения данного этапа урока на практике. Но все ли будущие учителя считают целесообразным отводить время урока на самооценку учеников? Нужна ли рефлексия, как этап урока? Для этого мы составили небольшую анкету, которую заполняли студенты, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое направление. Исходя из ответов на вопросы анкеты, мы получили следующие результаты (Рис.1):
Видим, что большинство опрошенных положительно относятся к рефлексии; 30% – не определились; 11% ответили, что отрицательно относятся к рефлексии в школе.
Результаты ответов на вопрос о частоте проведения данного этапа урока, представлены на Рис.2.
Большинство, как видно на диаграмме, придерживаются мнения, то рефлексию нужно проводить один раз в месяц, чуть меньше опрошенных считают, что это нужно делать 1-2 раза в неделю. Меньшее количество студентов выбрали в конце каждого урока, в конце учебной недели и проводить не нужно.
Третий вопрос был о том, будут ли они использовать рефлексию во время работы в школе. Мы получили следующие результаты (Рис.3):
51% респондентов будут использовать рефлексию в своей работе, 38% – не определились, и только 11% из них не будут использовать рефлексию на уроке.
Исходя из полученных результатов, можно сделать некоторые выводы:
1. Более 51% опрошенных студентов готовы к тому, чтобы применять рефлексию на уроках;
2. 59% студентов ярко выделяют значимость рефлексии, как этап урока;
3. Исходя из письменных ответов в нашем опросе, можно сказать, что есть процент тех, кто готов подходить с творчеством к организации этого этапа;
4. Большинство из тех, кто ответил, что рефлексия на уроке нужна, считают, что важным являются взаимоотношения учителя и его учеников, которые регулируются именно в этот период урока;
5. 11% опрошенных студентов не придает значения рефлексии;
6. Более 51% студентов на данный момент готовы проводить рефлексию на уроке в рамках требований ФГОС.
Таким образом, в настоящее время студентов педагогических направлений готовят к проведению рефлексии. Студенты отмечали в своих ответах, что многие преподаватели, ведущие математические дисциплины и дисциплины методического плана, уделяют внимание формированию рефлексии на своих занятиях, используя разные средства и методы. Это, несомненно, способствует формированию внутренней готовности и потребности ее осуществления [5, с. 52], что в итоге благотворно скажется на подготовке студентов к реализации требований нового стандарта в обучении школьников.
Список литературы
1. Давыдов В.В. Уровень планирования как условие рефлексии. Новосибирск, 1987.
2. Рукавишникова Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2000.
3. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии. Сб. ст. АН СССР, Сибирское отделение: Наука, 1987.
4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология // Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
5. Фомина Т.П. Рефлексия как компонент профессиональной подготовки будущих учителей математики // Continuum Математика. Информатика. Образование. Выпуск № 3(15). Елец, 2019. С. 51-55.
6. Федеральный государственный стандарт [Электронный ресурс], (Дата обращения: 15.09.2019)
Рис. 1 Отношение к рефлексии
Рис.2 Частота проведения этапа рефлексии
Рис.3 Использование рефлексии во время работы в школе