Публикации Понятие « родительская компетентность» его содержание и сущность.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие « родительская компетентность» его содержание и сущность.
Автор: Светлана Николаевна Подковырова

 Понятие « родительская компетентность» его содержание и сущность.В соответствии с «Федеральным Законом об образовании  Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Родители-те люди, которые первые  закладывают  основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности своего ребенка. Результатом становится появление необходимости в обучении и формировании грамотного, компетентного родителя.Изучая источники всевозможных исследований следует, что  современным родителям дошкольников  приходится нелегко из-за занятости на работе, появляются разнообразного рода затруднения: недостаточное развитие навыков воспитания, опыта; недостаток свободного времени для качественного взаимодействия с ребенком, а также недопонимание взрослыми воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию детей;  самостоятельный(не всегда верный) поиск ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию, развитию ,обучению собственных  детей.Отсутствие у молодых родителей навыков воспитания, опыта и необходимого времени, нужного для качественного взаимодействия с ребенком, часто заменяется родительской излишней опекой, мало эффективными формами взаимодействия взрослого и ребенка. Это является отправной точкой к  накоплению отрицательных моментов в взаимоотношениях взрослых со своими детьми, изменению благоприятной ситуации в семье.  Весьма очевидны результаты подобного отношения и  воспитания прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей как отсутствие  необходимых мотиваций и желания к получению и накоплению новых интересных знаний и закреплению навыков. В результате и  появляется возможность использования современных, технологий, инновационных ,в том числе, в работе с родителями в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на повышение уровня их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на увеличение и улучшения качества психолого-педагогической компетентности родителей малышей. Родительство не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление.Для педагогов загвоздка сформированности компетентности родителей стоит в современном мире довольно актуальной как с научной, так и с точки зрения практики .Однако, прежде чем приступить к ее непосредственному рассмотрению, попробуем обратиться к теоретическому толкованию самого понятия «компетентность».Словари русского языка С. И. Ожегова, [4,с-68]  Д. Н. Ушакова[Электронный ресурс] : [и Обратный словарь русского языка на его основе] дают обоснование компетентности наличием и умением пользоваться глубокими познаниями в какой-либо из  областей;  осведомленность, грамотность ,авторитетность, что,  возможно, явилось причиной для понимания понятия компетентности как основы и следствия получения определенных знаний и умений. Отсюда и неслучайно, обьектом изучения, главным образом, считаются условия наличия у человека определенного вида компетентности, отличительные черты ее проявления в образовании, в профессиональной пригодности и работе , а также жизнедеятельности человека в целом.В. А. Болотов  [10, С. 8-14.]  обьясняет компетентность как возможную форму существования знаний, умений, образованности, помогающей личной самореализации, поиску человеком собственного места в мире . Обозначение  Симонова В.П. [С.164-174.] компетентность - это обширный фактор, характеризующий возможность и  способность личности к решению социальных и профессиональных задач, благодаря  знаниям и умениям, которыми эта личность обладает..А. В. Хуторской [// Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.  ] предлагает к пониманию понятие « компетентность»как владение, обладание человеком нужной компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету работы . Внутри самого понятия «компетентность», почти все научные разработчики выделяют и ее части. Исходя из мнения научных исследователей, основными структурными составляющими компетентности являются: знания о конкретном предмете деятельности, ценностные отношения к этим знаниям и предмету, готовность активно применять знания, умение без ошибок определять собственные запасы знаний, ставить перед собой задачи и выполнять нужное практическое действие по реализации этих знаний и конечно же совершенствование опыта работы.Анализ выше изложенного дает в целом возможность  нам предполагать, что ученые в контексте изучения понятия  «компетентность» выделяют в нем как качественные так и многофункциональные составляющие. Явления, определяющие основу понятия «компетентность» рассматриваются в контексте «специфической способности человека», «психологического состояния», «сочетания психических свойств», «навыков и способностей», «характеристики конкретного человека или его действий», «нужных умений и знаний», «совокупности компетенций», «социальных и, не исключая ,индивидуальных форм активности». Родительская компетентность-это обдуманный, грамотный подход в вопросах  развития, воспитания, образования своего ребенка.Компетентный родитель – это человек, который не испытывает тревожности, чувства вины или неуверенности за то, что он «плохой» . Это человек ,готовый правильно и верно оценивать реальную обстановку, в какой подрастает его ребенок и делать все  для того, чтоб ее поменять в нужное позитивное русло .Компетентный- это родитель, который понимает, что в случае если не может помочь одно – нужно пробовать другое итак до бесконечности. Компетентный родитель понимает,  для того чтобы выстроить правильную перспективу в образовании ребенка и направить его  в более благоприятную среду нужно уметь меняться и самому, пробовать, обучаться. Такой родитель станет достаточно сформированной и грамотной личностью, желающей и способной взять на свои плечи обязанность во всевозможных обстоятельствах, готовой открывать рубежи своих знаний и совершенствовать их. Компетентный родитель в любой момент времени ,в любой жизненной ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и иметь с ним «совместный язык». Известно ,что родитель-не педагог ,а значит , невозможно сформировать у него педагогическую компетентность в полном смысле этого слова. Согласно анализу проведенных анкетирований у педагогов появилась возможность увидеть, что  , что не каждая мама или папа могут объяснить ребенку непонятый ему материал, при этом родитель видя непонимание малыша, сам отлично владеет материалом, но не владеет возможностью объяснения. Поэтому  важно помочь родителю в этом, обогащать его представления о методах и приемах воспитания, о возрастных особенностях ребенка.Следовательно,  компетентность изучается в контексте полноценного родительского видения, проявляющегося в способности и умении родителей на основе известных психолого-педагогических знаний, умений и своего опыта в моментах обучения ребенка целенаправленно организовать эмоционально комфортную целостность совместного развития с ребенком, дающую ему субъектную нишу собственной жизни, изучая и  изгнания трудностей, появляющиеся в реалиях нашей жизни практики воспитания . Фундаментом родительской компетентности нужно рассматривать эффективное,  адекватное обучение детей жизненным нормам, задачам и ,на каждом последующем этапе роста и совершенствования ,их  индивидуальным возможностям; заинтересованность и желание взрослых на взаимную работу с грамотными специалистами для более плодотворного  развития ребенка; умение родителями понять и принять приемы социального воспитания детей на разных этапах жизненного цикла семьи, умеющих стать к безоговорочно успешной адаптации в меняющемся социуме.Библиографический список
  • Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологическихвыражений  Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., с-68
  • Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 164-174.
  • Ушаков Дмитрий Николаевич [Электронный ресурс] : [и Обратный словарь русского языка на его основе] : (Библиотека справочников и словарей; Вып. № 6)
  • А. В. Хуторской [Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.]