Публикации
«Прогулка зимой - это здорово!»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Прогулка зимой - это здорово!»
Автор: Галина Николаевна Головинова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Прогулка зимой - это здорово!»
Автор: Галина Николаевна Головинова
Консультация для родителей «Прогулка зимой - это здорово!»Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, как физического, так и умственного за счёт смены деятельности и обстановки, восстановление функциональных ресурсов организма, сниженных во время предыдущей деятельности.На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, на свежем воздухе улучшается аппетит, укрепляется дыхательная система и опорно-двигательный аппарат.В холодную погоду важна организация деятельности, способствующая оптимизации их двигательной активности, препятствующая их переохлаждению. Если ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается на санках, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать.Задачи: познакомить родителей с активностью детей в зимний период на прогулке.Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени; формировать готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения; помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки – это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками. Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше проводить на улице. Так, полезно прогуляться с ребенком по заснеженному парку или скверу, где в это время года особенно красиво, подышать свежим воздухом, покормить птиц, слепить снеговика. Если спокойные прогулки не очень привлекают ребенка, то на помощь придут санки, коньки и лыжи. Что же нужно для того, чтобы зимняя прогулка удалась? Хорошее настроение, немного фантазии и. подходящий наряд! Итак про одежду: Некоторые родители зимой гуляют очень мало с детьми, или вообще не гуляют, ссылаясь на холодную погоду, а если гуляют, то считают, что ребёнка надо одевать теплей, это заблуждение. Дети, которых кутают, чаще болеют, движения сами по себе согревают организм, и помощь в перегреве излишняя, так как в организме нарушается теплообмен, в результате такие дети болеют чаще, им достаточно лёгкого сквозняка, чтобы простыть.Одежда для прогулки предполагается удобная и практичная. Малыша надо «упаковать» так, чтобы он мог активно двигаться и при этом не замерз. Есть одно простое правило: подсчитайте, сколько слоев одежды на вас, столько же наденьте и на ребенка. Если на улице он будет бегать, снимите один слой, если же большую часть прогулки сидит в коляске, добавьте один слой. Чтобы удержать тепло, одежда не должна плотно прилегать к телу.Самое надёжное средство от холода — воздух, чтобы лучше защитить ребёнка от низкой температуры необходимо создать вокруг тела воздушнуюпрослойку, одежда должна быть тёплой и достаточно свободной. Сначала на тело ребёнка надо надеть майку или футболку из хлопка, которая хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях.На ноги следует надеть шерстяные носки и тёплые ботинки или сапожки на натуральном меху, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри. Боясь, что у ребёнка замёрзнут уши, родители кутают его голову в многочисленные платочки, шапочки, тем самым, принося вред, достаточно поплотнее закрыть шею и затылок ребёнка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. Да, и пожалуйста, не забудьте взять с собой запасную пару варежек.Многие родители считают, что простуженный ребёнок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребёнка неделями в квартире — не лучший выход и заблуждение родителей. На свежем воздухе, насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего если будет морозец, следите, чтобы ребёнок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, чтобы он не вспотел. Не надо позволять ему много двигаться, кататься с горки, достаточно пройти «за ручку» спокойным шагом, покормить птичек, понаблюдать за снегом и т.д.Чем же можно заняться на прогулке зимой? Я предлагаю поиграть в следующие игры «Скульпторы» Одно из самых любимых занятий детей зимой – лепить из снега. Этот процесс получится интереснее и веселее, если захватить из дома какие-нибудь предметы (морковку, пуговицы, шарфик или сломанные солнцезащитные очки) Представь, какой забавный получится снеговик? Чтобы ему было не скучно слепите ему подружку. Вообще, из снега можно слепить все, что угодно: колобка, черепаху, башню, крепость. «Меткий стрелок» Выбираем цель. Из снега лепим снаряды. А теперь направляем снежок прямо в цель. После каждого попадания хлопаем в ладоши – получилось. «Кладоискатели» Предложите малышу раскопать снег до земли и посмотреть, что под ним. А там, маленькое чудо - зелененькая травка. Расскажите ребенку, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит. А если ваша прогулка проходит в лесу, найдите старый трухлявый пень и отделите кусочек коры. Под ним вы увидите спящих насекомых - они заснули на зиму. Но когда придет весна и их согреет солнышко, они снова проснуться. «Необыкновенные художники» Рисовать на снегу – это так красиво! Можно пальчиком, прутиком, лопаткой, а можно – водой! Нам понадобиться пластиковая бутылка с подкрашенной водой и две крышечки. Одной крышечкой закрываем бутылку, чтобы удобно было нести. Во второй делаем отверстие. На прогулке меняем крышки. Инструмент для зимнего рисования готов! «Знакомство с деревьями» Расскажите ребенку, какие бывают деревья и как их можно различить друг от друга. Первое знакомство лучше начать с березы, рябины, елки или сосны. А чтобы лучше запомнить, поиграйте в игру: «Раз, два, три, к елочке (березке, рябинке) беги!» «Снежинки» Попробуйте поймать снежинки и рассмотреть их. Они очень красивые. И заметьте, они совсем не похожи друг на друга. А что такое снежинка? Это всего лишь замершая капелька воды. Положите ее на ладошку, она растает и опять превратится в капельку. Ну, разве не волшебство? А дома, когда наступит вечер, возьмите листок бумаги и сделайте малышу подарок – вырежьте для него снежинку, которая не тает. «Разведчики» Настоящие разведчики должны ходить так, чтобы не оставлять после себя следов. Как сделать? Очень просто – надо шагать след в след. Будет интереснее, если тот, кто идет впереди (например, папа, будет менять дистанцию между шагами или делать резкие повороты. Чем больше участников, тем играть веселее.Находилки - развивающая игра в необычном формате. Она знакомит детей с окружающим миром, развивает восприятие, внимание и зрительную память. Да и вообще, что может быть лучше игр на свежем воздухе? Правила игры. Распечатайте бланк с картинками, вложите его в твердую папку. А теперь одевайтесь потеплей и отправляйтесь с ребенком на прогулку по зимнему, предновогоднему городу. Ваш ребенок должен будет находить все, что изображено на рисунках, и отмечать находки галочкой. Или же вы вместе все находки фотографируете и делаете дома подробный фотоотчет.Зима - отличное время для прогулок. Прогулки зимой приносят детям особенную радость, ведь только в это время года можно покататься на лыжах, санках, коньках, сходить с родителями на горку и поиграть в снежки. Подвижные игры для дошкольником на прогулке в зимний период:«Снежинки и ветер» - младшая группа (Хоровод с котом, Лохматый пёс, Мой весёлый звонкий мяч, Беги ко мне, По ровненькой дорожке, Зайка беленький сидит)«Снежный ком» - средняя группа (Самолёты, У медведя во бору, Лошадки, Зайцы и волк)«Сбей мяч» - старшая группа (Мышеловка, Ловишки, Гуси-лебеди, Хитрая лиса, Мы весёлые ребята)«Два мороза» - подготовительная группа (Коршун и наседка, Горелки, Воробьи/вороны, Чьё звено скорее соберётся, Совушка, Пустое место)Специфичные зимние игры:- хоккей;- «Чей снеговик выше»;- эстафета на санках/ледянках;- метания снежков (добрось до снеговика, кто дальше бросит, попади в цель, сбей мяч, сбей кеглю);- слепи фигуру.Но если пренебрегать правилами безопасности, то прогулка может принести не радость, а неприятные ощущения, связанные с полученными травмами. Поэтому, что бы оградить своих детей от опасности, очень важно знать и соблюдать правила безопасных прогулок.Зимние забавы и безопасность. Лыжи — увлекательнейшее занятие, катание на них способно приносить настоящее удовольствие вашему ребенку укрепляя при этом его здоровье. Выбирая их в магазине, обратите внимание на то, чтобы они легко снимались и одевались. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет. Вышел из подъезда и катайся! Главное, о чём Вы не должны забывать — единственное, что может заставить детей кататься на лыжах — это их желание. Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.Катание на санках, ледянках Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее. 1. Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. 2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках. 3. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.4. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий. 5. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.6. Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу. 7. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Катание на коньках. В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее: 1. Катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах.2. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик. 3. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. 4. Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений. Зима тем и хороша, что за развлечениями далеко ходить не надо! Достаточно просто выйти из дома, вдохнуть свежий морозный воздух и поиграть в снежки. Это всегда вызывает смех и поднимает настроение.1. Детям следует объяснить, что нельзя брать в рот снег и сосульки, в них много микробов, из - за которых можно заболеть.2. Так же нужно не забыть объяснить правила игры в снежки, что снежные комочки нельзя кидать в лицо и голову, кидать нужно не с силой. 3. Рассказать, что опасно валятся в сугробах около дома, под снегом могут быть битые стёкла, железные банки о которые можно поранится или порвать одежду.4.Пожалуйста, напомните детям, что не стоит играть у дороги. Хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни. Семейный кодекс здоровья:1. Каждый день начинаем с улыбки. 2. Просыпаясь, не залёживаемся в постели, а посмотрим в окно и насладимся красотой зимнего утра. 3. Берём холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку. 4. В детский сад, на работу – пешком в быстром темпе. 5. Не забываем поговорить о зиме. 6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем! 7. В отпуск и выходные – только вместе! Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года — всегда хороши, полезны для здоровья ваших детей и вас самих!Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, как физического, так и умственного за счёт смены деятельности и обстановки, восстановление функциональных ресурсов организма, сниженных во время предыдущей деятельности.На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, на свежем воздухе улучшается аппетит, укрепляется дыхательная система и опорно-двигательный аппарат.В холодную погоду важна организация деятельности, способствующая оптимизации их двигательной активности, препятствующая их переохлаждению. Если ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается на санках, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать. Поэтому в арсенале воспитателя должны быть разнообразные групповые игры, которые необходимо чередовать с непродолжительными спокойными занятиями, оставляя время и для самостоятельной деятельности детей.Самостоятельная деятельность зимой может быть как индивидуальная, так и групповая. Зимой ребят с увлечение играют со снегом: играют в снежки, лепят снеговиков, горки, крепости, расчищают площадку. Но самое главное условие прогулок зимой, как, впрочем, и прогулок в любое другое время года, - подвижные игры. Физические упражнения и игры на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, т. к. при двигательной активности на прогулке в зимний период используется один из трёх важнейших природных компонентов – воздух – в сочетании с закаливающим морозными температурами.Игры на прогулке могут быть малой/средней подвижности (на внимание, со сменой деятельности, со словами и т. п.) и большой подвижности (с бегом, прыжками, метанием и другими активными двигательными действиями.В зимний период с детьми можно играть как в подвижные игры, которые повторяются круглый год, так и в игры специфичной, зимней тематики.Рекомендации:Если перед прогулкой занятия носили статический характер — ее лучше начать подвижной игрой; если предшествовали динамические занятия — игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать прогулку подвижными играми.Учащенное дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка. В этом случае следует уменьшить интенсивность игры, переключить детей на спокойные занятия.Малоподвижных детей, во время прогулки предпочитающих спокойные игры, необходимо побуждать активно двигаться. При жалобах детей на холод необходимо вовлечь их в подвижную игру.На улице есть возможность использования большего пространства, что даст дошкольникам более широкую свободу для передвижения.Обязательно соблюдение техники безопасности при проведении игр. Необходимо убедиться, что поверхность не скользкая, без сильных ям, неровностей а в сугробах не спрятано забытое оборудование или игрушки.Подвижные игры для дошкольником на прогулке в зимний период:«Снежинки и ветер» - младшая группа (Хоровод с котом, Лохматый пёс, Мой весёлый звонкий мяч, Беги ко мне, По ровненькой дорожке, Зайка беленький сидит)«Снежный ком» - средняя группа (Самолёты, У медведя во бору, Лошадки, Зайцы и волк)«Сбей мяч» - старшая группа (Мышеловка, Ловишки, Гуси-лебеди, Хитрая лиса, Мы весёлые ребята)«Два мороза» - подготовительная группа (Коршун и наседка, Горелки, Воробьи/вороны, Чьё звено скорее соберётся, Совушка, Пустое место)Специфичные зимние игры:- хоккей;- «Чей снеговик выше»;- эстафета на санках/ледянках;- метания снежков (добрось до снеговика, кто дальше бросит, попади в цель, сбей мяч, сбей кеглю);- слепи фигуру.Значение подвижныхигр для разностороннего развития детей:1. Совершенствование физических качеств ребенка, таких как - ловкость, выносливость, скорость, сила и др. Закрепление освоенных на занятиях основных движений – бег, ходьба, лазание, прыжки, метание и др.2. Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма.3. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния, укрепление нервной системы.4. Развитие психических качеств – внимание, память, мышление, воображение и т. д.5. Формирование положительных личностных качеств – самостоятельность, отзывчивость, инициативность и т. д.