Публикации СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПМ 02. МДК 02.01 ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ХИРУРГИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПМ 02. МДК 02.01 ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ХИРУРГИИ
Автор: Букина Наталья Федоровна

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПМ 02. МДК 02.01 ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ХИРУРГИИ
Букина Наталья Федоровна,
преподаватель,
ГАПОУ РБ Туймазинский медицинский колледж
Новые социально-экономические отношения, установившиеся в стране, выявили многогранность противоречий, существующих как в жизни общества в целом, так и в системе средне специального образования. Решение этих противоречий является движущей силой развития личности. Подготовка квалифицированного, широко эрудированного медицинского работника среднего звена, конкурентоспособного на рынке медицинских услуг требует соответствующих перемен в структуре и содержании средне специального образования. Меняются цели общества, изменяется социальный заказ на медицинских работников среднего звена, в результате этого появляются новые структуры в образовании (колледжи, филиалы), соответственно изменяются требования к общенаучной, мировоззренческой, культурной и практической подготовке медицинских кадров. Эффективность и результативность деятельности среднего медицинского работника напрямую зависит от профессиональной и психологической готовности к инновационным изменениям и его творческой активности.
Определенные изменения в образовательной системе проводятся в связи с разработкой и внедрением в средне специальные заведения проблемного обучения с использованием активных методов обучения.
Переход России от одной экономической системы к другой требует особого подхода к профессиональной подготовке студентов. Изучение новой образовательной области - объективный, закономерный процесс развития общества и его важнейшей составляющей - практической деятельности. Ее цель - формирование у студентов системы знаний о специфике практической преобразующей деятельности, а также формирование интеллектуально-духовной, физически развитой и теоретически образованной личности, ориентированной на достижение высокого результата собственной деятельности в условиях свободы выбора, состязательности и ограниченности ресурсов.
Внедрение Государственных образовательных стандартов в ССУЗы по всем областям знаний, включенным в номенклатуру учебных планов средних специальных заведений, актуализировало проблему внедрения активных методов обучения.
Стремительное ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что получаемые в учебных заведениях знания зачастую морально устаревают прежде, чем выпускники успевают получить дипломы и один из путей выхода из этой ситуации состоит в том, чтобы органически соединить процесс получения новых знаний с творческим поиском и развитием своего потенциала. Задача педагога помочь студентам развить свой потенциал и на этой основе обеспечить оптимальное, с точки зрения соответствия личных и государственных интересов, профессиональное и жизненное определение личности.
Важно не только совершенствовать психолого-педагогическую, методическую и практическую подготовку студентов медицинских училищ, колледжей, но сохранить ее фундаментальность, переведя профессиональную медицинскую подготовку студентов в новое качество, отвечающее современным экономическим и социальным условиям. Все это может обеспечить только соответствующим образом организованный процесс обучения будущих медицинских работников среднего звена. Эффективность процесса обучения зависит от оптимальности организации теоретических и практических занятий, познавательной активности обучающихся и определяет готовность молодого специалиста к творческому выполнению своих функций, качество подготовки и уровень сформированности у него профессиональных умений.
Несмотря на значительное количество фундаментальных исследований, посвященных различным аспектам повышения эффективности обучения и профессиональной подготовки будущих специалистов, на сегодняшний день остаются противоречия между объективно существующими потребностями общества в широко эрудированных грамотных специалистах и реальным содержанием профессиональной готовности медицинского работника среднего звена к осуществлению своих функций; имеющимися потенциальными возможностями профессиональной подготовки и недостаточностью разработки путей эффективного формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков будущих медработников среднего звена: постоянно обновляющимся содержанием и недостаточной реализацией их в практике обучения. Указанные обстоятельства обусловили необходимость поиска путей, существенного повышения эффективности обучения медицинских работников.
Таким образом, актуальность, практическая необходимость данной проблемы определили выбор темы нашего исследования: Использование проблемных ситуаций в контексте активизации обучения студентов в медицинском колледже.
Цель исследования: обоснование и разработка педагогических условий эффективности использования ситуационных задач в медицинском колледже;
Объект исследования: образовательный процесс Туймазинского медицинского колледжа;
Предмет исследования: использование ситуационных задач в педагогической деятельности при обучении студентов медицинского колледжа;
Гипотеза исследования: эффективность обучения будущих медицинских работников можно повысить, если:
- определить педагогические условия повышения эффективности процесса обучения, будущих медицинских работников среднего звена;
- ввести в процесс подготовки будущих медработников активные методы обучения, отвечающие требованиям технологии обучения и активизирующие познавательную деятельность студентов;
- составить ситуационные задачи различного типа для занятий по оказанию сестринской помощи в хирургии.
В соответствии с проблемой, предметом, целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
- изучить состояние исследуемой проблемы в современной теории и на практике;
- обосновать содержательную модель активных форм и методов обучения, как средство, активизирующее познавательную деятельность студентов;
- определить темы по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Особенности оказания сестринской помощи в хирургии для использования ситуационных задач;
- составить ситуационные задачи различного типа по соответствующим темам.
Методологической основой исследования являются законы диалектического развития личности в познавательной деятельности. (Петровский А.В. , К. Роджерс);
Для достижения поставленной цели, проверки гипотезы и решения задач исследования использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ психолога - педагогической и методической литературы по исследуемой теме.
2. Наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документов и продукции учебной деятельности, интервьюирование.
3. Самооценки, ранжирование, тестирование.
4. Системный анализ, интерпретация данных, графическое изображение.
В процессе исследования были охвачены студенты и преподаватели
Туймазинского медицинского колледжа.
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования по теме итоговой аттестационной работы осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап. Определение проблемы исследования, изучение научной литературы и состояния проблемы на современном этапе: осмысление методологических и теоретических основ исследования, изучение методики исследования. В соответствии с полученными данными разработана гипотеза исследования, определены цели и задачи исследования.
Второй этап. Определение теоретических основ исследования проблемы; составление и написание ситуационных задач по оказанию сестринской помощи в хирургии: организация опытно - экспериментальной работы по апробации выявленных психолога - педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения студентов; уточнение исходной гипотезы исследования; анализ полученных результатов.
Третий этап. Апробация составленных, ситуационных задач; построение доказательства основных положений и выводов исследования; подведение итогов, оформление исследования.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключаются в том, что теоретически обосновано и экспериментально проверено использование проблемных ситуаций, как средство, активизирующее познавательную деятельность студентов, тем самым повышающих эффективность обучения будущих медицинских работников среднего звена. Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что на основе осуществленного теоретического анализа подготовлено обобщение опыта по использованию проблемных ситуаций в преподавании сестринской помощи в хирургии, составлены и внедрены в практическую деятельность ситуационные задачи по хирургии; составлен сборник ситуационных задач по хирургии.
Глава 1
Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения студентов в медицинском колледже.
Формирование познавательной активности – необходимое условие эффективности обучения.
Эффективность ССУЗовской подготовки будущих медицинских работников среднего звена характеризует качество полученных в процессе обучения результатов, готовность молодых специалистов вести профессиональную работу, активность их познавательной деятельности.
Организация процесса учения в соответствии с системой его принципов является необходимым условием эффективности обучения будущих медицинских работников среднего звена. В связи с этим медицинский работник (фельдшер, акушерка, медицинская сестра), как никто другой, должен обладать самыми разнообразными знаниями, умениями и навыками от психолога – педагогических, медицинских знаний, умения работать на компьютере, рассчитать дозу лекарственного препарата, выписать рецепт, оказать первую медицинскую доврачебную, неотложную помощь до овладения практическими навыками обязательными для среднего медицинского работника [1].
В дальнейшем исследования проблемы познавательной активности разделилось на два взаимосвязанных, переплетающихся направления.
Основоположником первого направления, которое можно условно назвать дидактико-методологическим, является Ян Амос Коменский [13]. Суть данного направления в разработке организационно - практических форм вовлечения обучаемого в активную познавательную деятельность. Данное направление развивается на протяжении многих веков, оно дало прекрасные практические результаты, но деятельность самого обучаемого в дидактико-методологическом направлении глубоко не анализируется.
Во втором направлении предметом исследования является творческая деятельность, активность самого обучаемого. Дидактико-психологическое направление рассматривает ход процесса познания, активную деятельность самого обучаемого. Одним из первых это направление начал разрабатывать русский педагог и просветитель К.Д. Ушинский. Он писал, что перестройка процесса образования и воспитания невозможна без организации серьезной и интересной работы обучаемого, а не тягостного механического повторения и зубрежки, "действие повторяющееся становится все легче и легче, но вместе с тем, все меньше занимает душу''[11].
Данная мысль актуальна и сегодня. Для успешной деятельности обучаемого, характерна направленность на активную познавательную деятельность, творческую инициативность и само организованность.
Познавательная активность студентов выражается в волевых действиях, деятельном состоянии, усиленной познавательной деятельности, всестороннем глубоком интересе к знаниям, напряженности внимания [12].
Познавательная активность определяет умение самообучаться, самостоятельно планировать, организовывать процесс познания, осуществлять контроль и оценку полученных результатов. [14].
Активность обучаемого - это и "пусковой механизм" и результат процесса обучения. В качестве "пускового механизма" активность - это проявление всех сторон личности обучаемого, жажда нового, стремление к лидерству, радость познания (потребностно - мотивационная сторона личности), это и установка на разрешение познавательных противоречий, учебных и бытовых проблем - операционно-познавательная сторона, это и готовность к решению задач - морально-волевая сторона [4].
Психологи А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, обращают внимание на характеристику внутреннего состояния личности в определении активности, на его внутреннюю готовность к интеллектуальной деятельности и интенсивность проявления этой готовности, на единстве, обусловленном противоречием познающего субъекта и познаваемого объекта, заключающем в себе источники развития личности и преобразования окружающей действительности [15].
Анализ исследований позволяет сформулировать четыре взгляда на понятие активность, определившиеся в современной дидактике.
1. Активность - это состояние человека, характеризующее его отношение к чему-либо или кому-либо (А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская).
2. Активность - социальное качество человека, она - результат его общественной человеческой природы (Р.А. Низамов).
3. Активность - свойство человека, интегральное образование, обуславливающее и деятельность, и поступки, и поведение человека (И.Я. Лернер).
4. Активность - это процесс, характер которого определяется внутренним упорством объекта и внешними причинами, воздействующими на объект (Л.Н. Аристова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина).
Подводя итоги выше изложенному, можно сказать, что активность в учении есть познавательная активность, т.к. учение - всегда познание [3]. Познавательная активность характеризует степень или меру энергичности деятельности субъекта, как источника познания, интенсивность его познавательной деятельности в процессе обучения.
Некоторые авторы рассматривают познавательную активность студентов как процесс усвоения знаний, умений и навыков, передаваемых им преподавателем, отрицая возможность научного познания в процессе обучения. Тем более, как отметил М.И. Махмутов, "общей психологической основой, началом мыслительного акта и в научном познании, и в обучении являются проблемные ситуации" [9].
Таким образом, процесс усвоения и последующего воспроизведения индивидом человеческих способностей и функций, отраженных в социальном опыте, есть результат активной деятельности, а ее продукт - активность - есть черта личности. Поскольку учебный процесс - это процесс совместной деятельности его участников, каждый из субъектов (преподаватель, студент) имеет свои функции. Задача преподавателя не только в сообщении знаний, но и в управлении процессом усвоения знаний и способов деятельности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, управляют этой активностью. Результаты процесса тем успешнее, чем согласованнее совместная деятельность[2].
Психологи рассматривают структуру познавательной активности личности как субъекта деятельности, включающую два аспекта: внутренний и внешний [15]. К внутреннему аспекту относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы. Внешним аспектом являются разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.
Термин мотив - буквально означает побуждение. Поэтому под мотивом понимается все, что побуждает человека действовать: внешние воздействия, внутренние личностные мотивы, физические процессы в организме и т.д. Мотивация - важнейший движущий фактор познавательной активности.
Еще одной частью познавательной активности, связанной с потребностью является интерес. Интерес - особое мотивационное состояние познавательного характера, которое не связано напрямую с какой-либо актуальной в данный момент потребностью, а зависит от эмоциональной сферы личности [7]. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес выражается в желании ознакомиться с ним. Интерес и познание тесно и неразрывно связаны. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жизнь теряет привлекательность.
Завершающим элементом внутреннего аспекта познавательной активности, по мнению М.Н. Скаткина являются убеждения. Убеждения - это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание законов природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений личности, выступает в качестве мировоззрений личности, является мотивационно - установочной сферой личности [2].
Потребности, мотивы и интерес составляют как бы эмоциональную сферу личности. Эмоциональная сфера более всего характеризует сущность, характер и индивидуальность личности.
В конструкции нашей модели познавательной активности отдельным звеном выделены психические, познавательные процессы (виртуальное звено). Эти процессы представлены в основном элементами мышления, представляющего ключевую психика - философскую категорию, имеющую важное, значение в педагогике.
Мышление является высшим, познавательным процессом, представляющим собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности (7). На практике мышление как отдельный психически процесс не существует, но незримо присутствует во всех других познавательных процессах и определяет уровень их развития.
Внешний аспект познавательной активности включает в себя цель, объект действия и результат.
"Под целью педагогического процесса можно понимать идеально предполагаемый конечный результат, ожидаемый от взаимодействия преподавателя и студента". Существуют общие цели образования, которые ставит государство в нормативных документах, реализуя, таким образом так называемый социальный заказ общества. Им подчинены конкретные дидактические цели занятий. Четкая постановка перед студентами целей обучения связана с широким привлечением студентов к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому их применению на практике [3].
Целеобразование, т.е. процесс возникновения цели, является центральным моментом в процессе осуществления действия и главным в механизме формирований новых действий человека [4].
Действие - это такой процесс, мотив которого (т.е. то, ради чего оно совершается) не совпадает с его предметом (объектом), т.е. с тем, на что оно направлено. Существует своеобразное соотношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности, сдвигаясь (видоизменяясь), может переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие разворачивается в деятельность. Этот момент представляется исключительно важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникает изменение ведущей деятельности, переход от одной стадии развития к другой [14].
Результат внешней, познавательной активности есть итог, характеризующий завершенность дидактического процесса. При соответствующем анализе он является основой для формирования новых целей и развертывания нового дидактического цикла.
Завершенность цикла, степень овладения студентами умениями и навыками выражается в их психологической и практической готовности к решению практических задач, поиску цели учения, ситуации и действий, ведущих к ее достижению. Уровень активности отражает меру включенности содержания обучения в практическую деятельность студента.
Оценка уровня познавательной активности студентов исследователями решается неоднозначно. Для оценки познавательной активности будущих медицинских работников, деятельность которых носит не только учебный характер, но и практический, на наш взгляд оптимален четырех уровневый подход, это:
1. Критический (очень низкий) уровень, характеризующийся негативной позицией студентов в обучении, инертностью, неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к познанию материала.
2. Воспроизводящий (низкий) уровень, характеризующийся эмпирическим подходом к интеллектуальной деятельности, стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания в сходной ситуации по известному образцу, минимум практических умений и навыков
3. Адаптивно-моделирующий (средний) уровень, характеризующийся способностью студента к пониманию смысла и проникновению в сущность изучаемого содержания, но недостаточностью теоретического осмысления, стремлением овладеть способами применения знаний и умений в измененных условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
4. Творческий (высокий) уровень активности, характеризующийся стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления, искать и находить новые способы решения проблемы. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают широкие и стойкие познавательные интересы. Для этого уровня характерен исследовательский тип деятельности студента.
Каждый уровень представляет определенное качество учебно-познавательной деятельности студентов, каждый последующий уровень включает в себя в определенных пропорциях все черты предшествующего и одновременно несет особенное. От уровня к уровню прослеживается возрастание интеллектуального опыта, повышение роли речевых навыков и мышления [5].
Познавательная активность студентов является одной из двух составных частей дидактического процесса формирования познавательной активности: первая часть - познавательная активность студента, вторая часть - это деятельность преподавателя по активизации деятельности студента. Вместе эти виды деятельности человека составляют единое целое. В силу своей взаимосвязи неизбежна симметрия структуры категории "познавательная активность" и категории " активизация познавательной деятельности".
Интересна точка зрения Т.И. Шамовой по этому поводу. Она пишет:
Использование в диалектическом единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности познавательной активности, которую необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат [3]. Поскольку познавательную активность студента мы рассматриваем как отношение студента к содержанию и процессу деятельности, стремлению к эффективному овладению знаниями, к мобилизации нравственно-волевых усилий. Исходя из этого, активизацию учебно-познавательной деятельности следует трактовать не как усиление самодеятельности, а как мобилизацию преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил студентов на достижение конкретных целей обучения.
Проблема активизации чаще всего рассматривается как активности обучения и форм организации. Но перед дидактикой встала задача формирования личности. На данном этапе процесс обучения не может рассматриваться как процесс управления активностью студента. Он рассматривается как процесс собственной деятельности студента.
Одним из принципиальных подходов в успешном протекании этого процесса в ССУЗах является корректировка системы обучения, приводящая к изменению позиции студента в учебно-познавательной деятельности. Студент должен быть поставлен в положение, при котором он не только объект, на который проводится воздействие разнообразными средствами, а субъект взаимосвязанной деятельности. Такой подход к организации учебно-воспитательной деятельности студентов требует средства, которые обеспечивали бы его реализацию. В обучении таковыми являются средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов, в качестве которых выступают методы, средства и формы обучения. Организатором, управляющим этим процессом, является преподаватель[6].
Специфику педагогических действий по активизации познавательной деятельности студентов, имеет смысл изучать применительно к конкретной педагогической среде, чему будет посвящена последующая часть данной работы.
Специфика цели формирования познавательной активности проявляется в следующем:
- Цель педагогического процесса соподчинена вторичностью деятельности преподавателя к деятельности студента. Деятельность преподавателя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью.
- Цели работы преподавателя определяются обществом, т.е. он несвободен в выборе направления на конечный результат своего труда, его действия должны быть определены законом об образовании, нацелены на создании условий для всестороннего развития личности студента.
- Педагогическая деятельность имеет сложный и творческий характер потому, что цель преподавателя направлена на будущее состояние студента. Преподаватель живет настоящим, а строит будущее. Объектом педагогического труда является человек, личность студента[8].
Формирование познавательной активности студентов и есть собственно результат активизации познавательной деятельности. Педагогический аспект результата, эффективность процесса обучения, определяется оптимальным выбором средств и методов ее организации. Формальный результат дидактического процесса - это успеваемость, качество знаний, сформированность умений и навыков. Фактически - это динамика роста индивидуальных и коллективных результатов, положительный баланс изменений в личности студента, повышение уровня его активности, воспитанности, образованности и развития. Анализ результатов позволяет правильно поставить промежуточные цели в процессе обучения и спрогнозировать процесс достижения конечной цели.
Глава II
Педагогические условия, активизирующие познавательную деятельность будущих медицинских работников среднего звена.
Процесс обучения будущих медицинских работников среднего звена весьма сложен и по своему целевому назначению и его содержанию, и по структуре, и его используемым методам, приемам и формам обучения. Он представляет собой сложную динамическую систему взаимодействия преподавателя и студентов, реализующую триединую диалектическую цель. Успешность реализации цели зависит от организации учебного процесса и содержащейся в нем информации в виде дидактической системы, обеспечивающей активизацию познавательной деятельности и формирование профессиональных знаний и умений студентов, поскольку, как отмечает И.А. Зимняя, обучение есть не только и не столько процесс передачи знаний и умений, сколько организация и управление деятельностью студентов по усвоению этих знаний и умений [11].
Для определения задач, решение которых будет способствовать обоснованию и реализации педагогических условий эффективности использования ситуационных задач в обучении студентов медицинского колледжа, нами были применены социологические методы–беседы, анкетирование, интервьюирование с преподавателями и студентами Туймазинского медицинского колледжа. Анализ ответов позволил сделать вывод, что не все преподаватели на своих занятиях используют активные методы обучения, а именно проблемное обучение с использованием проблемных ситуаций и ситуационных задач. Следовательно, студенты имеют недостаточную познавательную активность, слабую практическую подготовку по некоторым, не часто применяемым по своей специфики, манипуляциям в общей практики медицинского работника и затруднения в методической подготовке[12].
Проведенный опрос позволил сформулировать основные проблемы, решение которых повысит эффективность подготовки будущих медицинских работников. Это–формирование познавательной активности, профессиональной направленности, и практических навыков профессиональной деятельности. Таким образом, основными педагогическими условиями повышения эффективности обучения являются активизация познавательной деятельности, формирование профессиональных навыков будущего медицинского работника среднего звена и индивидуализация обучения. Этому должно соответствовать содержание образования и формы его организации.
Процесс активизации познавательной деятельности многогранен и имеет свои специфики в соответствии с поставленными целями и задачами. Независимо от вида занятий познавательная деятельность студентов протекает успешно, если:
Создать условия для продуктивной познавательной работы.
Активизировать мыслительную деятельность студентов на всех этапах занятия.
Способствовать запоминанию изучаемого материала.
Способствовать формированию умений и навыков.
Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности [6].
Поскольку обучение способам организации познавательной деятельности может совершенствоваться, то безразлично, как, в каких условиях и на каком материале, но реальнее всего обучать студентов этим умениям в ходе их учебной, т.е. познавательной деятельности. Причем материалом обучения могут выступать описания различных медицинских ситуаций, фактов, состояний и т.д.
Отметим специфику активных методов. Активные методы подразделяются на общие и специализированные. Общими активными методами мы называем методы, активизирующие познавательную деятельность по всей системе занятий в целом. Например, структурирование и оптимизация содержания учебного материала и т.п.
К специализированным активным методам относим такие, диапазон применения которых ограничен одним или несколькими занятиями, например, такие, как деловая игра, проигрывание ролей, рассмотрение проблемных ситуаций, решение ситуационных зада и т.п. По своей сути эти методы требуют: 1) от преподавателя создания проблемных ситуаций и организации поисковой (исследовательской) деятельности студентов; 2) от студентов – самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, поиска новых знаний. Структурными компонентами учебных занятий, на которых используются специализированные активные методы, являются: общие темы и постановка целей занятия; ознакомление студентов с программой работы, выполнение которой гарантирует достижение поставленных целей; организация работы студентов в направлении самостоятельного поиска путей разрешения проблемной ситуации; коллективный анализ вариантов разрешения проблемной ситуации (дискуссия); оформление студентами в виде практических разработок найденного варианта правильного решения проблемы; подведение итогов занятия. Отметим также, что общие активные методы обучения могут выступать и в роли специализированных. В таком случае их целевые дидактические установки существенно сужаются, а содержание конкретизируется.
Применение активных методов обучения на практических занятиях приводит не только к дальнейшей индивидуализации и интенсификации процесса обучения, но и к существенным структурным сдвигам в активности познавательной деятельности обучающихся. Для обучающихся на таких занятиях характерным является последовательное и целенаправленное самостоятельное решение ситуационных задач, обеспечивающих творческое усвоение знаний, самоуправление процессом поиска новых знаний, самоорганизацию и самоконтроль за процессами усвоения знаний, приобретения умений и навыков.
Исследования методов обучения и собственный педагогический опыт убеждают нас, что с точки зрения активности обучающихся в учебном процессе одни методы больше активизируют восприятие, другие память и мышление, третьи – творческие представления, четвертые – практические умения и навыки. Это указывает на необходимость правильного выбора и рационального использования методов обучения в зависимости от их возможностей и поставленной учебной задачей.
Активизация обучения теснейшим образом связана с формированием мотивов познавательной деятельности. Когда студенты попадают в хорошо организованную проблемную ситуацию, из которой они могут найти выход на основе имеющихся знаний и, приобретая новый опыт, у них возникает потребность, которая является источником познавательного интереса, как мотива дальнейших поисков выхода из возникающих противоречий. Но, учитывая многоплановость проявления интереса, имеется в виду познавательного, его можно транслировать как средство активизации познавательной деятельности личности. Познавательный интерес в общем, определении выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Направленность, по мнению многих психологов, является своеобразным стержнем всего психического облика субъекта, связывающим воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека, во многом детерминирующим собственно содержательную сторону психики. В подструктуру – направленность, согласно дифференциации Б.А. Сосновского, входят следующие компоненты:
Соподчиненная система целей и задач человека, отнесенная по времени и обстоятельствам жизни к профессиональной деятельности.
Реальные интересы и увлечения человека в их связях, целостных сочетаниях и возможных противоречиях.
Система потребностей и мотивов (по основным видам и цепочкам связей) в их устойчивой личностной иерархии.
Тип и уровень сформированности направленности, мотивационная готовность к профессиональной деятельности, соподчиненная система личностных смыслов.
Система мировоззренческих позиций человека, задающая направленность личности в целом, всем другим психологическим подструктурам [3].
Педагогический опыт убеждает, что при подготовке специалистов, формируя систему положительных мотивов, следует учитывать их личную значимость, т.к. все стимулы и побуждения действенны только тогда, когда они представляют личную ценность и значимость. Лишь при этом условии научно – методическая оснащенность преподавателя и его квалификация будет приобретать активный характер самодвижения. Это подтверждается и тем, что в подструктуру направленности личности, рассматриваемую выше, как один из компонентов, входит система потребностей и мотивов.
Задача заключается в нахождении педагогических воздействий и создания таких условий, которые бы обеспечивали совпадение личностно значимых мотивов с объективно значимыми в профессиональной деятельности. Совершенствуя условия формирования профессионально-медицинской направленности личности студентов, или отдельных профессионально значимых основ практической деятельности, повышая эффективность обучения, качество подготовки будущих медицинских работников среднего звена в целом. В своей преподавательской деятельности мы руководствуемся основными принципами обучения – это общие положения и закономерности, которые определяют цели, задачи, содержание, формы организации учебной работы и методы обучения.
Методы обучения - это способ работы преподавателя и студентов, способы их взаимодействия, с помощью которых достигаются знания, умения и навыки. Методы классифицируются на три группы по источнику запоминания знаний:
Словесный – слова, рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные - таблицы, плакаты, пособия, видеофильмы, слайды.
Практические – это практические действия.
В первом случае студент в кратчайший срок получает большую информацию через слово, печатный текст, работу с книгой, методическим пособием и т.п. Во втором случае подключается зрительная память. В третьем – механическая отработка практических действий по алгоритму. Недостаток этой классификации в том, что она не способствует активизации познавательной деятельности студента в обучении. Поэтому в своей работе мы активно применяем современные методы обучения, такие как: активные методы обучения, проблемное обучение с использованием проблемных ситуаций, решением ситуационных задач.
Прежде, чем выбрать ту или иную методику преподавания на своих занятиях Особенности оказания сестринской помощи в хирургии, мы стараемся выявить реальные учебные возможности, способности студентов, а также уровень познавательной активности студентов. Ведь выбор методов обучения зависит от многих факторов:
Общих целей образования.
Особенностей изучаемого предмета.
Особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины.
Целей, задач и содержания материала конкретного урока.
Времени отведенного на изучение темы.
Психологических особенностей студентов, их интеллектуального развития.
Уровня познавательной активности.
Материальной оснащенности учебного заведения.
Педагогического мастерства преподавателя.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
Вызвать интерес у студентов к изучаемой дисциплине.
Подчеркнуть актуальность и значимость изучаемых тем.
Излагаемый материал преподнести доступно, наглядно, занимательно, эмоционально.
Обучить студентов необходимым практическим навыкам и умениям.
Быстро и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации и находить правильное решение.
Развивать у студентов клиническое и логическое мышление.
Для реализации поставленных задач мы:
Повышаем свой педагогический и профессиональный уровень.
Обосновываем актуальность и новизну содержания излагаемого материала.
Оснащаем кабинет необходимым оборудованием, наглядностями, ТСО.
Разрабатываем, составляем и применяем алгоритм практических действий.
Используем современные технологии при обучении (АМО).
Активно внедряем и используем проблемное обучение на своих практических занятиях по хирургии.
Исходя из программы по хирургии, важнейшей задачей при обучении студентов является умение оказывать первую медицинскую помощь и осуществлять последующий уход за хирургическими больными. Поэтому одним из условий активизации студентов к познавательной деятельности будущих медицинских работников и согласно содержанию учебного материала по хирургии можно активизировать процесс обучения в целом через оптимизацию структуры и содержания учебного материала, воздействуя на отдельные этапы через применение активных методов обучения при проведении всех видов занятий. Применение проблемных ситуаций – это наиболее приемлемый способ обучения в системе первичной подготовки студентов на первом и втором курсах, при обучении профессиональной деятельности. Назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. Это один из экономичных методов в отношении времени, как для опроса, так и для закрепления нового материала. Данный метод сочетает в себе научно – теоретический уровень преподавания с развитием у студентов умений и навыков самостоятельной работы, оценки ситуации, используя теоретические знания и умения делать выводы и принимать решения. Кроме того, проблемная ситуация, способствует более глубокому изучению пройденного материала и дает возможность преподавателю оценить глубину и объем знаний каждого студента в короткие сроки, а также при необходимости оценить его практические навыки. Велико и воспитательное значение данного метода, при нем студенты обучаются коллективной деятельности, учатся общаться с товарищами, планировать свою деятельность, подчиняться требованиям коллектива, прислушиваться к чужому мнению, высказывать свое, делать выводы и приходить к единому мнению. Проблемное обучение активизирует учебный процесс, что позволяет шире использовать проблемные ситуации или ситуационные задачи для оптимизации учебного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – С-Пб., 2013. – 160с.
Амиров А.Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики.- Уфа, 2016. - 97-104с., 106-111с.
Аристова Л.П. Активность учения школьников. – М., 2012. – 139с.
Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в ВУЗе. – М.: Высшая школа, 2014. – 384с.
Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. – Уфа, 2015. – 80с.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 2015. – 256с.
Брунер Д.С. Психология познания. – М., 2017.
Брушлинский А.В. Культурно – историческая теория мышления. - М.: Знание, 2016. – 124с.
Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности. – М.: Просвещение, 2012.
Двойников С.И., Лапик С.В. Ситуационное обучение в Сестринском деле.- Москва ГОУВУНМЦ МЗ РФ. 2014. – 216с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону,-2017.-480с.
Карпов В.В., Катханов М.Н. Качество специалиста и технология обучения в высшей школе // Современная высшая школа.-2011.-№1.-С. 23-32.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: АПН РСФСР, 2015.-651с.
Краевский В.В., Непрерывное образование и пути модернизации содержания и методов обучения в ВУЗе // Советская высшая школа. – 2014. - № 4. – С. 25-37.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2015. – 404 с.
28
11