Публикации
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников
Автор: Татьяна Анатольевна Демина Скиба Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников
Автор: Татьяна Анатольевна Демина Скиба Анна Александровна
Статья на тему: «Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников» Подготовили: Демина Т.А.Скиба А.А Мы бы хотели начать свою статью с высказывания: «Что я слышу- забываю, что я вижу- запоминаю, что я делаю - я понимаю» Конфуций. Это высказывание очень хорошо подходит детям, которые имеют различные нарушения речи. У таких детей зачастую очень сильно развито зрительное и музыкально-двигательное восприятие. Им намного легче воспринимать информацию в виде картинок и тактильно ощущать разные предметы. Поэтому в своей работе мы нередко используем логоритмические упражнения для развития речи. Но нам показалось этого недостаточно. И мы, ознакомившись с методикой немецкого композитора и педагога Карла Орфа, решили применить элементы данной методики на практике. В своей статье мы хотим поделиться своим опытом и показать применение элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников. Карл Орф (1895-1982) это немецкий композитор и педагог, основатель музыкально-педагогической системы «Шульверк. Музыка для детей». Основной целью его системы является практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. По данной системе педагог обучал детей навыкам пения, игре на простых музыкальных инструментах, пению и импровизации. Детям с различными отклонениями эти занятия помогают в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, мелкой и крупной моторики. «Издавна дети не любят учиться. Они предпочитают игру. И любое обучение нужно подать как детскую игру» - говорил Карл Орф. Поэтому использование орф-игр на занятиях можно назвать «полезным баловством». Это скрытое обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Тогда на занятиях господствует интерес и внутренний комфорт. Если в логоритмике педагоги в основном используют потешки, стихи, пальчиковые игры, то при помощи элементов Орф-педагогики дети могут разыгрывать спектакли, озвучивать сказки и придумывать их сами. Карл Орф в своей системе использовал не только разные простые движения- притопы, хлопки, щелчки, но еще и добавлял разные музыкальные инструменты. Какие же инструменты можно использовать для озвучивания по системе Карла Орфа? Несомненно, в каждой группе детского сада есть музыкальные инструменты: бубен, дудочка, металлофон, барабан. Но для того, чтобы создать интерес для детей, можно использовать самые обычные предметы, которые окружают детей и издают звук. Это могут быть стаканчики, бумажные пакеты, баночки с разными наполнителями, крупами - рисом, гречкой, фасолью. А также палочки, карандаши, колокольчики, и различные виды бумаги. Ещё можно применить природный материал: шишки, желуди, орехи, камушки. Использование разных инструментов дает дополнительные возможности для развития речевого, фонематического, музыкального слуха, развитию чувства ритма, эмоциональности речи. Методика Карла Орфа на занятиях создает атмосферу игрового общения, и ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Мы хотим вам предложить несколько упражнений по методике Карла Орфа. Первое упражнение « Приветствие». Цель упражнения: развивать слуховое внимание, чувство ритма, координации движения и слова.Описание упражнения: Дети стоят в кругу, а ведущий (это может быть воспитатель или ребенок), подходит к каждому ребенку и хлопают друг друга по ладошкам «ладушки» и говорят привет: 3 хлопка, 3 приветствия.И так продолжают по кругу, пока все дети друг с другом не поздороваются. Использовать это упражнение можно в утреннем приеме. Второе упражнение «Берем и отдаем». Цель упражнения: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Описание упражнения: дети сидят на полу в кругу. Перед ведущим (это может быть как воспитатель, так и ребенок) лежит любой предмет, в данном случае это кубик. Ведущий берет кубик со словами, «берем» и передает рядом с сидящим со словами «отдаем», со словами «берем», ребенок принимает кубик, отдает следующему ребенку со словами «отдаем» и так по кругу, поддерживая заданный темп, который можно увеличивать и замедлят. Третье упражнение «Листва, ветра, дожди, грибы». Цель упражнения: развитие слухового внимания, чувство ритма, координацию движений. Описание упражнения: Дети стоят в кругу и проговаривают слова, сопровождая их движениями: - Листва! (махать руками, имитируя листву). Шаг в сторону по кругу. - Ветра! (крутить перед собой руками, как будто заводишь мотор). Шаг в сторону по кругу. - Дожди! (хлопать себя по плечам, имитируя капли). Шаг в сторону. - Грибы! (хлопать в ладоши) Шаг в сторону. Темп движений постепенно можно увеличивать или замедлять. Данное упражнение можно использовать как физкультурную минутку.Четвертое упражнение «Много разных звуков».Дети сидят в кругу, водящий ходит за кругом. Водящий обходит детей и тот ребенок, которого он погладит по голове, издает звук. Покажи, как звучит: Ветер, часы, котенок, машина, шаги. Звуки не должны повторяться. Можно по- разному извлекать звуки. Так, можно потереть два карандаша между ладонями, постучать по полу ногтем, подушечкой пальца, ладошкой, ребром ладони, деревянной палочкой. При этом задавая вопрос: «Изменился звук или нет?». Дети сравнивают звуки и отвечают. Озвучивание сказки «День рождения Зайчонка». Цель: развивать умение внимательно слушать, сочетать слово и звук. Предварительная работа: вместе с детьми обсудили, какие музыкальные инструменты и предметы похожи по звучанию. В озвучивании сказки мы использовали не только традиционные музыкальные инструменты, такие как металлофон, бубен, барабан, погремушки, но и разные предметы, которые могут издавать звук- это деревянные палочки, карандаши, резиновую игрушку, которая пищит, бумагу. Описание: Детям были даны предметы, и они внимательно прослушали сказку. Воспитатель читает текст и интонацией выделяет тот или иной момент, когда нужно стукнуть или позвонить в какой либо инструмент, похожий по звуку.Заключение: На занятиях с Орф - подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Дети получают удовольствие от самого процесса той или иной игры или творческого задания, одновременно приобретая необходимые знания о музыке, ритме, импровизации. На положительных эмоциях дети лучше и быстрее усваивают материал, учатся правильно и четко проговаривать звуки, развивают свою речь. Доступный материал для занятий побуждает детей фантазировать и сочинять. Упражнения проводятся по подражанию. Конечно, говорить о внедрении системы обучения Карла Орфа в полном объеме в условиях ДОУ не совсем целесообразно, но элементы педагогики Карла Орфа хорошо вписываются в задачи современного дошкольного образования. Литература: Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа., М., 2001г. Анищенко Е. С. Логопедическая ритмика. М. ,2007г. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование для дошкольников».М., 2004г. Internet ресурс: www.orff.ru.