Публикации ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Автор: Кочкина Татьяна Андреевна

УДК 37.07.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER STUDENTS: INTRINSIC CHARACTERISTICS
Руденко Елена Александровна
Rudenko Elena Aleksandrovna
кандидат педагогических наук, доцент
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
доцент кафедры педагогики и психологии начального образования
associate Professor of pedagogy and psychology of primary education
ФГБОУ ВО Волгоградский государственный
социально-педагогический университет
Of the "Volgograd state socio-pedagogical University
Кочкина Татьяна Андреевна
Kochkina Tatyana Andreevna
Учитель начальных классов
primary school teacher
МКОУ Новоникольская СШ
MKOU "Novonikol school
Аннотация: дана характеристика познавательного интереса, обоснованы его отличительные характеристики от других видов интереса; раскрыты особенности проявления познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Abstract: the characteristic of cognitive interest is given, its distinctive characteristics from other types of interest are substantiated; the peculiarities of manifestation of cognitive interest in primary school age are revealed.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, учебный интерес, интеллектуальный интерес, структура познавательного интереса.
Key words: interest, cognitive interest, educational interest, intellectual interest, structure of cognitive interest.
В современных условиях изложение содержания учебного материла должно сопровождаться стимулированием познавательной активности младших школьников. Это находит проявление в их положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий для достижения учебно-познавательных задач.
Поэтому возникает необходимость в развитии познавательных интересов современных детей. Познавательные интересы обеспечивают для ребенка увлеченность, страстность познания, формируют самостоятельность в процессе познавательной деятельности.
Родовым в категории познавательный интерес является термин интерес.
Термин интерес в психологии и педагогике имеет множество различных трактовок. Можно выделить несколько направлений в определении интереса.
Одно из таких направлений связано с этимологией слова интерес, что соответствует широкому пониманию интереса – я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно.
Во втором направлении исследователи рассматривают интерес как отношение. Так, по мнению Натальи Григорьевны Морозовой, интересом является эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, Галина Ивановна Щукина же утверждает, что интерес представляет собой избирательное отношение к окружающей действительности.
Есть еще одно, так называемое потребностно-мотивационное направление в определении интереса. В этом отношении А. К. Маркова, Л. М. Фридман относят интерес к одному из видов побуждения, считают его производной составляющей мотивации.
Однако, вопрос о взаимосвязи понятий интерес и потребности остается в психологии дискуссионным. Также как и С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, С. В. Дудчик будем дифференцировать потребности и интересы, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, интерес же, напротив, определяет стремление ближе с этим предметом познакомиться.
Сравнивая подходы к определению категории интерес, следует отметить, что мнения ученых совпадают при выделении его параметров и характеристик. Многие ученые проявление интереса видят в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному поиску нового, проявлении непроизвольного внимания. Интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса, для него характерны проявления мыслительной активности без требований и указаний. Кроме того, основные свойства интереса – предметность и осознанность.
Мы разделяем точку зрения на интерес как направленность личности в соответствии с психическими процессами. Следовательно, под интересом будем понимать избирательную направленность психических процессов личности на объекты и явления окружающего мира.
Перейдем к характеристике познавательного интереса, который является сферой общего феномена интерес.
Указанный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение индивида к предметам и явлениям окружающего мира, в котором отражается стремление человека к глубокому познанию существенных свойств.
Такое сложное отношение, по выражению С. Л. Рубинштейна, является двойственным, поскольку во едино связаны выступает объект интереса и избирательная, познавательная направленность самого индивида [5].
Источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все привлекает человека, он не все стремится исследовать. Познавательная направленность человека, как указывает Г. И. Щукина, носит избирательный характер. То есть познавательный интерес человека бывает, прежде всего, связан с тем, в чем человек испытывает потребность, что для него имеет особое значение.
Только, когда какая-либо область науки, какой-либо учебный предмет представляются личности важными, она с особым увлечением занимается ими, старается глубже и основательнее их изучить. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным [6].
Как видим, областью появления познавательного интереса является деятельность познавательная.
Вслед за Светланой Викторовной Дудчик подчеркнем, что … наиболее адекватное отражение современного состояния проблемы исследования познавательного интереса дает анализ позиций в контексте выделенных Г. И. Щукиной исследовательских направлений [2, с. 32]. Кроме того, работы Галины Ивановны Щукиной являются фундаментальными для определения термина познавательный интерес.
Сравнивая выделенные подходы к определению сущности познавательного интереса, можно прийти к выводу о том, что познавательный интерес появляется сначала как потребность в познании, затем эта потребность переходит в мотив, а после этого – в познавательную потребность.
В понимании познавательного интереса будем придерживаться позиции Г.И. Щукиной, которая определяет данный термин как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями.
Для младшего школьника область познания – это учебные предметы, которые они изучают в ходе учебной деятельности. При этом предметная сторона области познания связана с содержанием учебных предметов, стремлением проникнуть в сущность познаваемого содержания, выйти за рамки учебных программ.
Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом служит сам процесс познания, характеризующийся желанием проникать в сущность явлений (а не только являться потребителем информации), познанием научно-теоретических основ определенной области знаний, а также устойчивым стремлением к постоянному и глубокому их изучению.
Кроме того, следует согласиться с С. В. Дудчик, Н. К. Постниковой и др. в том, что познавательный интерес включает не только интерес к познанию. Познавательный интерес находится в единстве с накопленными фактами, вследствие чего обнаруживает связь с памятью, которая сохраняет знания. Двигателями данного феномена являются воображение и мышление, позволяющие глубже понять и предвидеть результат, проявить находчивость, самостоятельность в деятельности. Следовательно, исследуемый нами феномен определяется множеством познавательных процессов и явлений.
Познавательный интерес, как указывает А. К. Маркова, является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми руководствуется ученик (в частности от мотивации учения).
Следует отметить, что наряду с термином познавательный интерес употребляется термин учебный интерес. Эти категории не равнозначны. Познавательный интерес более широкое понятие, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.
В зарубежной литературе термин познавательный интерес отсутствует, но существует понятие интеллектуальный интерес. Ставить знак равенства между этими двумя категориями нельзя, поскольку интеллектуальный интерес не включает всего того, что входит в понятие познавательный интерес. Познание же это не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием.
Какова же структура познавательного интереса?
Г.И. Щукина предлагает структуру познавательного интереса, в основе которой лежат интеллектуальная деятельность (то есть активный поиск и догадка, готовность к решению задач и др.), эмоциональные проявления (эмоции удивления и чувства ожидания нового, интеллектуальная радость и т.д.), волевые проявления (инициатива, самостоятельность в добывании знаний, постановка познавательных задач) [7].
Различные точки зрения на выделение уровней познавательного интереса изложены в фундаментальных исследованиях Н. Г. Морозовой и Г.И. Щукиной.
Так, Н. Г. Морозова выделяет два уровня познавательного интереса. На первом уровне познавательный интерес представляет собой эпизодическое эмоционально-познавательное переживание, непосредственное радостное узнавание нового. Ученик хочет больше узнать по этой теме, по этому вопросу. И когда закончен урок, книга, прочитана, он больше не возвращается к этой теме.
На втором уровне познавательный интерес стойкий, проявляющийся не только при наличии предмета, но и в его отсутствии; интерес, который заставляет обучающегося искать ответы на вопросы, проявлять инициативу, поиск. У него появляется эмоционально-познавательное отношение к предмету, познание становится целью деятельности.
Как видим, Н. Г. Морозова выделяет динамические особенности познавательного интереса (его устойчивость, силу). Развитие интереса может задержаться на стадии эпизодического интереса (эмоционально-познавательное переживание), но может пойти дальше до стадии эмоционально-познавательного отношения.
Другая точка зрения на данную проблему у Галины Ивановны Щукиной, которая определяет следующие три уровня познавательного интереса:
Непосредственный интерес к фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации. Это – элементарный уровень познавательного интереса.
Интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами познания. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но и не проникает еще настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности в познаваемом.
Интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.
Следовательно, ученая делает акцент на познавательном отношении к предметам, явлениям, а также к знаниям об этих предметах и явлениях.
Приведем пример проявления познавательного интереса у обучающихся начальной школы на основе диагностики типа познавательных интересов посредством методики Непроизвольное запоминание, предложенной А. К. Дусавицким.
Для ее проведения используется текст рассказа, состоящий из двух частей разных по содержанию. Первая часть остросюжетная, развлекательного типа, вторая полностью лишена внешней занимательности, в ней речь идет о том, как в лингвистике изучают происхождение слов. Обработка результатов сводится к подсчету количества смысловых единиц, воспроизведенных в каждой части текста. При этом и первая, и вторая части текста разбиты на 20 смысловых единиц. Определяется лучшее по качеству запоминание одной из частей рассказа. Если младший школьник лучше запомнит первую часть, то у него преобладает интерес развлекательного типа, интерес-занимательность. Успешность запоминания второй части свидетельствует о наличии у детей именно интереса познавательного.
В результате проведенной под нашим руководством диагностики было выявлено, что вторая часть текста воспроизводилась младшими школьниками хуже, чем первая. Самое большое количество воспроизведенных смысловых единиц текста первой части составляло 18, а меньшее – 10. Самый высокий результат показали 7 испытуемых.
Во второй части теста самое большое по количеству воспроизведение – 8 смысловых единиц, а самое меньшее воспроизведение выражалось количеством 5 искомых единиц. При этом высокие результаты были обнаружены только у 7 из 26 обследуемых младших школьников, что составляет 27 %. Познавательные интересы этих детей направлены не только на новые для них факты, но и способы их изучения.
Среднее значение количества воспроизведенных смысловых единиц текста первой части составляло 12,4, второй части – 5,4, что на 7 меньше, чем в первой части. Таким образом, лучшее по качеству запоминание рассказа испытуемые показали при воспроизведении первой части (73 %, 19 чел.). А это свидетельствует о преобладании у обучающихся обследуемого класса интереса-занимательности.
Соотнеся полученные данные с характеристикой познавательного интереса, предложенной Г. И. Щукиной, которая представлена выше, можно констатировать проявление низкого уровня познавательного интереса, т.е. интереса к фактам и занимательным явлениям, которые фигурируют в информации.
Можно предположить, что такая ситуация связана с неполной реализацией в современной начальной школе достижений концепции развивающего обучения [3, с.9]. Вместе с тем, как показано в исследовании А. К. Дусавицкого, при соответствующем изменении способа обучения познавательные интересы младших школьников могут достигать того уровня развития, который считался характерным для подросткового возраста.
Сравнив данные нашего исследования с ранее полученными результатами, следует признать, что познавательные интересы современных младших школьников отличаются от искомых интересов детей, чье детство проходило в 70-80-е годы прошлого века, а именно: в настоящее время развитие познавательных интересов происходит менее интенсивно. Наши выводы подтверждаются исследованиями А. К. Марковой, А. К. Дусавицкого, М. В. Матюхиной, А. А. Горчинской и др., отмечающих, что большинства младших школьников познавательные интересы и по содержанию и по устойчивости находятся на низком уровне развития. А по данным современных исследований познавательной мотивации (И. Ю. Кулагина, С. В. Гани, Н. И. Гуткина) даже в 4 классе у детей практически отсутствуют познавательные мотивы, в частности мотив самообразования (т.е. желание читать интересные книги вне школьной программы), также уже со 2 класса снижается положительное отношение к учению [15, с. 104].
Также изменилась направленность познавательных интересов в сторону увлеченности использования технических средств. Современные младшие школьники больше времени проводят у экранов телевизоров и компьютеров, разговаривают с друзьями по телефону. Дети прекрасно ориентируются в новых технологиях, но в свободное время не используют их для просмотра познавательных телевизионных программ, поиска познавательной информации, углублению знаний, полученных в школе.
Познавательный интерес в своем развитии проходит ряд стадий. Дадим характеристику данных стадий согласно исследованиям Г. И. Щукиной [6, с. 19-20]. Первую стадию развития познавательного интереса Г. И. Щукина называет любопытством. Это элементарная стадия избирательного отношения, которое обусловлено чисто внешними, привлекающими внимание человека.
Вторая стадия – любознательность, то есть стремление человека проникнуть за пределы увиденного, расшифровать возникшую загадку. Для любознательности характерны не только эмоции удивления, но и радости познания удовлетворенности деятельностью. Это не пассивное созерцание, а активное вторжение в тайны заинтересовавшего объекта, явления.
На третьей стадии познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, избирательной направленностью на определенные предметы, содействует проникновению человека в существенные связи, закономерности познания, поиску интересующей человека информации.
И самая высшая стадия развития данного интереса – теоретический интерес. Теоретический интерес связан со стремлением к познанию сложных вопросов и проблем конкретной науки, с использованием их как инструмента познания. Это ступень активного воздействия человека на мир.
Как утверждает В. Г. Денисова … не у каждого человека познавательный интерес достигает последних двух стадий развития, но даже если у личности сформированы высшие стадии познавательного интереса, более низкие не исчезают и в определенны условиях проявляются [1, с. 24].
Обобщая подчеркнем, что данная проблема требует дальнейшей практической разработки по изменению в целевом и содержательном компонентах начального общего образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Денисова, В. Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: дис. … канд. пед. наук / В. Г. Денисова. – Волгоград, 1997. – 195 с.
2. Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: дис. … канд. пед. наук / С.В. Дудчик. – М., 2008. – 234 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
4. Кулагина, И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – С. 102–109
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 712 с.
6. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.
7. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.