Публикации
Развитие техники в средних классах фортепиано в ДШИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие техники в средних классах фортепиано в ДШИ
Автор: Пономарева Елена Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие техники в средних классах фортепиано в ДШИ
Автор: Пономарева Елена Васильевна
Школа беглости К.Черни
Подавляющее большинство пианистов училось и учится в основном на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г.Гермером, на сочинениях из ор. 299 и 740.
Этюды, соч. 299 К.Черни ставят перед собой следующие основные цели:
развитие и укрепление технической базы;
приобретение технического “резерва”: большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки.
Но это не значит, что этюды не нуждаются в индивидуальной трактовке.
Природа этюдов
Природа этюдов Черни такова, что без активного участия интеллекта, выразительное их исполнении невозможно. Этюды могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности учащихся, более того, ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Некоторые этюды содержат готовые формулы, встречающиеся в произведениях Клементи, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа и других композиторов. Исполнение учащимися этюдов как самостоятельных художественных произведений возможно лишь при определенной методической направленности в работе.
Этюды соч. 299 К.Черни позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные ощущения и, прежде всего, пальцевую ровность. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Основное требование в работе над техникой – экономия движений (лишние движения – неряшливость в игре). Можно выделить четыре способа движений:
пальцами (всегда):
кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;
локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;
плечом (для аккордов).
Средние и старшие классы (именно на этот период рассчитаны этюды Черни соч. 299) – это период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося. Можно выделить несколько этапов в овладении этюдным материалом:
уже на третьем-четвертом уроке рекомендуется играть этюд наизусть (хотя бы фрагменты или каждой рукой отдельно); свободное владение текстом позволит лучше контролировать разного рода технические действия;
после выучивания наизусть полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях, вслушиваясь в получаемое звучание;
нельзя недооценивать значение аккомпанемента, так как именно в нем заложены основы ритмического и гармонического строения этюдов. Специальная работа над звуковой и технической отшлифовкой партии аккомпанемента имеет огромное значение для реализации художественного замысла произведения.
заострить внимание учащегося на составных одной общей задачи, отрегулировать мелкие, но важные слагаемые основных движений и приемов. Именно на этом этапе работы над техническим произведением с помощью педагога подбираются необходимые приемы звукоизвлечения, распределяются мышечные усилия, по возможности устраняющие непроизводительную затрату нервной и мышечной энергии, анализируется аппликатура. (Заучивайте аппликатуру, как таблицу умножения Натан Перельман).
Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где сосредоточены наиболее технически трудные эпизоды. Работа над ними должна начинаться уже на первом этапе; заранее подготовленный эпизод дает возможность в более короткий срок справиться с поставленными задачами. Не каждый этюд требует доведения до максимальной художественной и технической законченности. Максимальная законченность в нашем случае понятие относительное, т.к. речь идет об исполнении учащимися, а не состоявшимися пианистами-профессионалами. Эту работу целесообразно проводить над этюдами, в которых ярче, раскрывается образная сфера, когда этюд предполагает концертность исполнения, выпуклость динамики, при условии быстрого темпа. Например, этюд № 21, 34 требует виртуозности, блеска, решительности. Эти этюды по художественному строю напоминают до минорный этюд Шопена соч. 10 №12. Такие этюды являются важным инструментом для развития эмоциональности учащихся. Ладовые смены, отклонения, модуляции, особенности ритма способны усилить эмоциональный отклик учащегося на музыку.
Этюды соч. 299 К.Черни превосходно формируют у учеников метроритмическую организованность, позволяют развить точные ритмические навыки и прежде всего ощущение мерности движения. Этюды Черни воспитывают дисциплинированность и формируют технику, которая опирается на организацию двигательных навыков во времени.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Подавляющее большинство пианистов училось и учится в основном на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г.Гермером, на сочинениях из ор. 299 и 740.
Этюды, соч. 299 К.Черни ставят перед собой следующие основные цели:
развитие и укрепление технической базы;
приобретение технического “резерва”: большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки.
Но это не значит, что этюды не нуждаются в индивидуальной трактовке.
Природа этюдов
Природа этюдов Черни такова, что без активного участия интеллекта, выразительное их исполнении невозможно. Этюды могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности учащихся, более того, ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Некоторые этюды содержат готовые формулы, встречающиеся в произведениях Клементи, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа и других композиторов. Исполнение учащимися этюдов как самостоятельных художественных произведений возможно лишь при определенной методической направленности в работе.
Этюды соч. 299 К.Черни позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные ощущения и, прежде всего, пальцевую ровность. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Основное требование в работе над техникой – экономия движений (лишние движения – неряшливость в игре). Можно выделить четыре способа движений:
пальцами (всегда):
кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;
локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;
плечом (для аккордов).
Средние и старшие классы (именно на этот период рассчитаны этюды Черни соч. 299) – это период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося. Можно выделить несколько этапов в овладении этюдным материалом:
уже на третьем-четвертом уроке рекомендуется играть этюд наизусть (хотя бы фрагменты или каждой рукой отдельно); свободное владение текстом позволит лучше контролировать разного рода технические действия;
после выучивания наизусть полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях, вслушиваясь в получаемое звучание;
нельзя недооценивать значение аккомпанемента, так как именно в нем заложены основы ритмического и гармонического строения этюдов. Специальная работа над звуковой и технической отшлифовкой партии аккомпанемента имеет огромное значение для реализации художественного замысла произведения.
заострить внимание учащегося на составных одной общей задачи, отрегулировать мелкие, но важные слагаемые основных движений и приемов. Именно на этом этапе работы над техническим произведением с помощью педагога подбираются необходимые приемы звукоизвлечения, распределяются мышечные усилия, по возможности устраняющие непроизводительную затрату нервной и мышечной энергии, анализируется аппликатура. (Заучивайте аппликатуру, как таблицу умножения Натан Перельман).
Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где сосредоточены наиболее технически трудные эпизоды. Работа над ними должна начинаться уже на первом этапе; заранее подготовленный эпизод дает возможность в более короткий срок справиться с поставленными задачами. Не каждый этюд требует доведения до максимальной художественной и технической законченности. Максимальная законченность в нашем случае понятие относительное, т.к. речь идет об исполнении учащимися, а не состоявшимися пианистами-профессионалами. Эту работу целесообразно проводить над этюдами, в которых ярче, раскрывается образная сфера, когда этюд предполагает концертность исполнения, выпуклость динамики, при условии быстрого темпа. Например, этюд № 21, 34 требует виртуозности, блеска, решительности. Эти этюды по художественному строю напоминают до минорный этюд Шопена соч. 10 №12. Такие этюды являются важным инструментом для развития эмоциональности учащихся. Ладовые смены, отклонения, модуляции, особенности ритма способны усилить эмоциональный отклик учащегося на музыку.
Этюды соч. 299 К.Черни превосходно формируют у учеников метроритмическую организованность, позволяют развить точные ритмические навыки и прежде всего ощущение мерности движения. Этюды Черни воспитывают дисциплинированность и формируют технику, которая опирается на организацию двигательных навыков во времени.
HYPER13PAGE HYPER15
1