Публикации
Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор: Власова Мария Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор: Власова Мария Викторовна
Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети»Урок-диспут – поиск студентами самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения.Диспут - (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») - публичный спор на научную или общественно важную тему. Одной из наиболее интересных форм организации занятий и в то же время одной из самых сложных считается диспут.В своей практике я неоднократно применяла эту форму работы, и сейчас подробнее остановлюсь на ней.Дидактические возможности урока-диспутаФормирование мировоззрения студентов, развитие личностных качеств (в том числе профессионально значимых) на основе нравственного потенциала русской классики. Активизация познавательной деятельности учащихся Привитие интереса к чтению и к литературе как к учебному предмету Развитие логического мышления студентов: умения сопоставлять явления искусства, умения соотносить их с действительностью, умения аргументировать свою точку зрения. Развитие коммуникативных (в том числе полемических) и творческих умений. Дополнительные дидактические цели – формирование полемической культуры студентов, умения строить развернутое аргументированное выступление. Правила проведения урока-диспутаДиспут – это мирный спор. Критикуй не человека, а идею. Выслушивай мнение собеседника до конца. Отстаивай свое мнение, говоря ясно, четко, аргументировано. Изменяй свое мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» обозначает «вечные» проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысле и цели жизни, добра и зла, верности слову, доброты, чуткости, чести, достоинства и т.д. Это близко и нам сегодня, поэтому эти вопросы, как правило, являются предметом дискуссии. При изучении романа «Отцы и дети» использовались следующие методические приемы: запись на карточках, т.е. по мере чтения романа, учащиеся выбирали и выписывали» рабочий материал: факты, детали, ключевые фразы героев..., например, карточка «Евгений Базаров» содержала в себе следующие параметры: внешность, происхождение, воспитание, черты характера, общественно-политические взгляды; пересказ-анализ глав романа с определением в форме заголовка или ключевой фразы проблемы, которая содержится в данной части; работа с опорными положениями, в частности с чертами, качествами, воззрениями двух персонажей: Е. Базарова и П.П. Кирсанова (схема опорных положений «Идейный спор Е. Базарова и П.П. Кирсанова»). Кроме того, было рекомендовано познакомиться с критическими стаями: Писарев Д.И. «Базаров», Герцен А.И. «Ещё раз о Базарове», Антонович М.А. «Асмодей нашего времени».Цель: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.Задачи:образовательные:Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству; провести наблюдение над умением вести спор данных героев. развивающие:способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя; способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности; развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения. воспитательные:воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся Методы обучения:Формирование социальных компетенций учащихся.Проблемный метод обучения.Метод активного диалога.Форма организации учащихся:индивидуальная, фронтальная, групповая.Тип урока:обобщение изученного материала.Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»Ход урока- диспута 1.Вступительное слово учителя1. Эпиграфы к диспуту: “Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”.Сократ (470-399гг. до н.э.)“Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себяих и невольно приучают к скрытости и лживости”В.Г.Белинский2.Сегодня мы с вами собрались поговорить и поспорить по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.Слово учителя: - Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему?Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» — это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви — любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу».Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности. В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви. 3. Тренинг “Семейные трудности”.В течение 5 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на доске записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.4. Обсуждение вопросов.В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.--Как вы думаете, как решать эти проблемы?--Можно ли решить проблему поколений?--Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему?--Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?5. Вопросы для обсуждения:1. Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».2. Женщины в жизни мужчины. Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».3. Кто ты, Е.Базаров? Ваше мнение о Евгении Базарове. Ваше мнение: в чём прав и в чём не прав Базаров? Как решается эта проблема в наше время?4. Смерть. Зачем И.Тургенев убивает Е.Базарова?Примерные ответы на вопросы:1. ПЛАН ОТВЕТА1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.2. Конфликт непримиримых мировоззрений:а) П. П. Кирсанов—типичный представитель своей эпохи;б) Евгений Базаров — разночинец-демократ.3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.4. Духовное одиночество Базарова.5. Переосмысление жизни Базаровым.6. Трагизм и величие положения Базарова. 1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.2. В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа — разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», — так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович — человек дворянской культуры, то Базаров — человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек — «работник».3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта — к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ1. В чем смысл названия романа?2. В чем проявилось столкновение временных и вечных идеалов в романе?3. Какова роль диалога в романе?2. Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их «на прочность», обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь - это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях. Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь – выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина - существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез. Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду – любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг … влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...» Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: «Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная – Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни. Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь «принсипами» и догматами. Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий – Катя. Аркадий, как «ученик Базарова» и «нигилист», должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий – простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: «Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя...», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька. Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви «засыхает», уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому - образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она «блистает» своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает. Любовная тема – одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют. Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.Слово учителя: Убеждения Базарова, несомненно, привлекают внимание читателя, серьезно задумывающегося о времени и о себе. Вспомните: каждый человек сам себя воспитать должен, не ссылаясь на обстоятельства или что-то еще. Базаров везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий и всей своей жизни. У него обостренное чувство справедливости. Он ненавидит ложь, пустое фразерство, болтовню. А его отношение к труду? Для героя труд – естественное состояние. Без труда – скучно. Тяжелое душевное состояние можно переломить лишь увлеченной работой. По мнению многих людей, трудовая деятельность человека стоит у Базарова на первом месте. Чем еще вам близок и интересен Базаров?Далее – диспут. Вопросы для обсуждения выведены на доске. Как показывает практика, образ Базарова вызывает у учащихся противоречивые мнения. В процессе обсуждения ученики приходят к выводу о том, что герой, который отвергал любовь, утилитарски смотрел на природу и искусство, оказывается перед лицом вечных ценностей истинно трагическим героем. Он вступает в борьбу с ними, считая их устаревшими, проявляет в борьбе всю силу духа и гибнет как боец, хотя и остается несломленным. И Тургенев утверждает необходимость этих ценностей для человека, а так же поиск, критическое отношение к жизни, творческий труд и силу духа, которые присущи Базарову. Поэтому и звучит примиряюще эпилог: законы природы и творческие искания человека, его бунтующее сердце необходимы для жизни, но они действуют, по мысли автора, в разных сферах, примирить их может только смерть. Взгляд писателя на человека трагичен: человеческие идеалы чаще всего не осуществляются, подвиг не находит награды, но вечные ценности - это то, на чем держится мир.Затем предлагается групповое задание: обсудить мнение критиков А.И.Герцена, Д.И.Писарева и М.А.Антоновича о Базарове. Необходимо обозначить сущность спора и определить, на чьей вы стороне?Эта работа тоже вызывает полярность мнений, что убеждает учащихся в том, что фигура Базарова очень необычная, его личность нестандартная, тем и интересная. Все ребята сходятся во мнении о том, что Базаров – это человек будущего, т. е. нашего настоящего, т. к. сегодня многие люди много трудятся , увлечены любимым делом , но мало читают , интересуются культурой , историей , цинично относятся к любви. Целесообразно отметить мнение критика Д.И. Писарева, который, имея в виду людей базаровского типа, так говорил о выборе ими жизненного пути: «Доживши до тех пор, когда приходится выбирать себе определенный род занятий, молодой человек, не испорченный богатством и барственной ленью, начинает всматриваться до тех пор, пока не отыщет себе такой труд, который ему приятен и который может его прокормить. Рассматривая различные сферы занятий, молодой человек, сколько-нибудь способный размышлять, непременно ставит себе некоторые вопросы, на которые ему необходимо получить от себя ответы. Не бесчестно ли это занятие, т.е. не вредит ли оно естественным интересам большинства? Не подействует ли оно подавляющим образом на мои умственные способности? Обеспечит ли оно мою нравственную самостоятельность, т.е. буду ли я моим трудом удовлетворять действительным потребностям общества? Чтобы поставить и решить в ту или иную сторону несколько подобных вопросов, не надо быть ни гениальным мыслителем, ни героем или фанатиком человеколюбия. Надо просто быть неглупым человеком».-Дайте нравственную оценку вашей будущей профессии?Ребята отмечают, что их профессия самая интересная и значимая. Она позволит им не только материально и профессионально «вырасти», но и направлена на удовлетворение потребностей общества и человека.- Чем же современны взгляды Тургенева?Учащиеся отвечают, что утверждением нравственных законов, бескорыстных духовных исканий, без которых нет человека, раскрытием человеческого могущества, равного творческой силе природы, утверждением вечных ценностей как основы не только нравственности, но и самой жизни. О том, как современны эти идеи и как опасно забвение этих истин, неустанно говорят нынешние события нашей жизни. 3. ЗаданиеВ статье «Базаров» Писарев писал о романе: «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда».Согласны ли вы с этой оценкой романа?