Публикации
Подготовка хорового коллектива к концертному выступлению.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка хорового коллектива к концертному выступлению.
Автор: Виктория Михайловна Красикова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка хорового коллектива к концертному выступлению.
Автор: Виктория Михайловна Красикова
Подготовка хорового коллектива к концертному выступлению.Красикова Виктория МихайловнаМАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэпреподаватель по классу хоровых дисциплинПение в хоре - наиболее доступная и массовая форма музицирования. Петь может каждый ребенок, и это является для него естественным и доступным способом выражения своих эстетических потребностей, чувств и эмоций. Именно хоровой коллектив помогает раскрыться, раскрепоститься и самореализоваться даже самому робкому, застенчивому и неуверенному в себе ребенку. В руках квалифицированного педагога хоровое пение становится эффективным средством музыкально-эстетического воспитания и развития. В пении соединяются такие средства воздействия на человека, как слово и музыка. С их помощью преподаватель воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость и любовь к музыкальному искусству. В последнее время качество учебно-воспитательной работы и исполнительского мастерства хоровых коллективов остаются на среднем уровне. Существенную роль в решении этой проблемы играет концертнопросветительская деятельность хоров и популяризация хорового искусства. Хор, который организован как закрытая лаборатория, в которой певцы «варятся в собственном соку», существовать не в состоянии. В таких условиях довольно трудно заметить и понять, что составляет сущность музыкально-исполнительского процесса, объективно оценить качество исполнения и соответственно исправить ошибки. Хоровой коллектив должен вести систематическую концертную практику. Практически невозможно повысить уровень исполнительского мастерства, учебно-репетиционной культуры, воспитательное воздействие на учеников в том случае, если все это не подчиняется задачам концертно-просветительской и образовательной деятельности. Публичное выступление ставит все на свои места, выявляет ошибки и недочеты, делает ясной перспективу дальнейшей работы.Правильно и серьезно настроенный хор, который регулярно участвует в концертах и конкурсах, чувствует слушателей на каждой репетиции, ощущает атмосферу зала. Это воспитывает профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает новые силы в исполнителей и руководителя, творчески обогащает их. Концертное выступление – кульминационный и очень ответственный момент в жизни хора. Особое значение имеет первый концерт. К нему необходимо готовиться особенно тщательно, ведь от его успеха во многом зависит дальнейшая судьба коллектива. Неудачное выступление может подорвать авторитет руководителя, уничтожить интерес певцов к дальнейшему совместному творчеству. Конечно первый концерт потребует серьезной подготовки, но слишком оттягивать его не стоит. Необходимо отметить, что не целесообразно увлечение большим количеством выступлений. Это может утомить участников, снизить чувство ответственности перед выступлением. В зависимости от квалификации коллектива частота его выступлений может колебаться. Хормейстер должен реально оценивать уровень подготовки коллектива и физические возможности участников хора. Хор может принимать участие в сборных концертах, а также выступать самостоятельно, с отдельной концертной программой. Концерты хорового коллектива могут быть различными: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо композитора или поэта) или в форме творческого отчета. Практика показывает, что выступление должно планироваться заранее. Чтобы исключить выход коллектива на концертную площадку неподготовленным, нужно его распеть, настроить, повторить отдельные сложные места произведений, сконцентрировать внимание певцов на качестве исполнения концертной программы.Большую роль играет психологический настрой хористов, создание атмосферы успеха, творческого подъема. Выступление на концерте требует огромного напряжения душевных и физических сил. Поэтому проводить предконцертную репетицию следует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, привести их в рабочее состояние, настроить позиционно: желательно, чтобы время между распеванием и выходом на сцену было минимальным, так как мнимый отдых перед выступлением только расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания. Большое значение имеет внешняя форма выступления. Для дисциплинированного и уверенного выхода хора на сцену необходимо заранее отрепетировать расстановку участников, закрепив за каждым отдельное место. Наиболее яркие произведения желательно исполнять во второй половине выступления, когда волнение певцов утихнет, пройдет скованность, либо в конце программы, так как после яркого номера остальные произведения могут «потускнеть».Из всех этапов учебно-воспитательной работы концерт – самый приятный и ответственный. Руководитель обязан научиться культивировать в себе и певцах ощущение праздника от предстоящего концерта. На концерте обычно происходит своеобразный синтез всех предыдущих поисков и находок. Произведения должны прозвучать вдохновенно. Для этого нужно забыть обо всех мелких делах, думать только о музыке, о конкретном образе. Здесь уместно вспомнить о таком качестве руководителя и певцов, как темперамент. Многие ищут проявления темперамента только в кульминационных моментах, а в лирических эпизодах скучают, сходя на серое, бесцветное исполнение. Вместе с тем, темперамент предполагает способность исполнителя к быстрому перевоплощению, к полному погружению в исполняемую музыку. Несмотря на то, что программа, с которой выступает хор, хорошо знакома и руководителю, и певцам, на концерте надо пытаться ощущать музыку как бы заново, то есть переживать ее, «пропускать через себя», свои чувства. Тогда создается эффект сиюминутного рождения произведения. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильней воздействие исполняемой музыки на слушателей и исполнителей, тем больше возможностей для их эстетического воспитания и развития музыкальной культуры.Каждое выступление хора следует внимательно и детально анализировать, откровенно обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение следует строить таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель, обобщая разговор, обязан отметить как положительные, так и отрицательные моменты концерта, сделать рекомендации на будущее, наметить пути дальнейшего роста коллектива. При этом дирижер должен излагать мысли сжато, образно, эмоционально. Многословие руководителя, как правило, вызывает негативную реакцию хора. Конечно, руководитель хорового коллектива – это всегда конкретный человек со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то – как педагог, кто-то – как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность. Список использованной литературы 1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – ростов на Дону: Феникс, 2007. – 155с. 2. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. – М.: АС-Траст, 2008. – 186с. 3. Леонтьев А.А. психология общения. – М., 1997 4. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 2007. – 89с.