Публикации
Проект «Ландшафтный дизайн территории ДОО»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект «Ландшафтный дизайн территории ДОО»
Автор: Светлана Владимировна Григорьева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект «Ландшафтный дизайн территории ДОО»
Автор: Светлана Владимировна Григорьева
ПРОЕКТ «Ландшафтный дизайн территории ДОО» Лесозаводск Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………3 Актуальность……………………………………………………………………4 Цель проекта…………………………………………………………………….4 Задачи……………………………………………………………………………4 Целевая группа проекта………………………………………………………...5 План реализации проекта………………………………………………………5 План действий по реализации проекта………………………………………..5 Пояснения к плану – схеме…………………………………………………….9 Ожидаемые результаты………………………………………………………..14 Количественные показатели……………………………………………..……15 Качественные показатели……………………………………………………...16 Детализированная смета расходов……………………………………………16 Рабочая группа проекта………………………………………………………..17 Авторы, координаторы, администраторы, организаторы, консультанты…..17 Перспективы развития проекта………………………………………………..18 Основные компоненты реализации проекта………………………………….18 Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах……………………………………………………………………...19 Риски, которые могут возникнуть при реализации проекта и способы их преодоления…………………………………………………………………….19 Список литературы…………………………………………………………….21 Приложение…………………………………………………………………….22 Аннотация. В условиях безответственного отношения общества к природным ресурсам перед педагогами стоит задача воспитания экологически грамотного поколения, впитавших в себе заботливое отношение к природе. Решение подобной задачи предполагает организацию воспитательной и образовательной работы на разных уровнях. Оптимальные условия для этого предоставляет образовательный комплекс.В детском саду экологическому образованию и воспитанию детей, формированию у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе уделяется достаточно внимания. Педагогическому коллективу особенно важны поиск и применение разных методов для решения задач экологического образования дошкольников.Все дети от природы любознательны - им интересно практически все, так как каждый день приносит для них новые открытия.К сожалению, в городе немного мест для общения с природой и почти отсутствуют специально обустроенные территории, позволяющие использовать природу как средство воспитания.Технология проектной деятельности прочно вошла в практику дошкольных образовательных организаций и используется педагогами для решения разных задач: расширения образовательного пространства, активизации и углубления знаний детей, развития у них творческих способностей, удовлетворения их потребности в познании, исследовании и т.д.Рассматривая проектную деятельность как тематическую интегративную образовательную деятельность, педагоги дошкольного учреждения занимаются организацией развивающей предметно-пространственной среды - оформлением комфортной ландшафтной зоны в рамках экологического образования детей.Ландшафтный дизайн детского сада - должен быть удобным, красивым, функциональным и безопасным для детей и обладать множеством уголков, которые им будет интересно исследовать еще долгое время.Оформление территории дошкольного учреждения создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду. Оформление ландшафтного дизайна на территории детского сада – процесс очень важный и ответственный. Необходимо обеспечить не только благоприятные и безопасные условия для воспитанников, но и создать привлекательный и эстетичный облик двора дошкольного учреждения. Кроме того, должна быть создана такая предметная среда, в которой органично сочетаются разные объекты, удовлетворяющие потребности детей в новизне.Территория детского сада разделена на несколько пространств, предусматривающую организацию с воспитанниками разных видов деятельности.Актуальность. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях необходимо спроектировать специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении.Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ решает задачи не только экологического образования, но и эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей. Цель проекта: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для обеспечения условий полноценного развития, осуществления экологического, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.Задачи: создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ; формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе; осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за растениями; содействие сотрудничеству детей и взрослых, привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны. Целевая группа проекта: Педагоги и сотрудники ДОУ, дети дошкольного возраста, родители. В ходе проекта планируется охватить 90 человек (педагоги, сотрудники, родители), дети.Тип проекта: информационно - практико-ориентированный. Вид проекта: комплексный. Продолжительность проекта: долгосрочный проект.Сроки реализации проекта: март– сентябрь Участники проекта: воспитатели, родители, дети. План реализации проекта:I этап – подготовительный. Анализ состояния территории детского сада. Проанализировав состояние территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО, мы поняли, что необходимо общими усилиями с родителями его благоустроить. Было решено создать проект, который бы решал эту задачу. II этап – основной. 1. Разработка плана действий по реализации проекта.2. Создание плана-схемы обустройства территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО с указанием зон. 3. Составление списка необходимых материалов для реализации проекта. 4. Приобретение необходимых материалов для реализации проекта. 5. Преобразование уже имеющихся и создание новых клумб.6. Приобретение посадочного материала. 7. Высаживание растений. 8. Совместный труд детей и взрослых на огороде и в цветнике. III этап – заключительный. Преобразование предметно – развивающей среды на территории детского сада. Укрепление партнёрских отношений в сотрудничестве детского сада с родителями воспитанников. Проявление творческой активности, экологической осознанности детей в познании окружающего мира. План действий по реализации проекта.Пояснения к плану - схемеОжидаемые результаты:преобразование территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО в пространство с наличием новых зон и объектов; создание экологически благоприятной среды на территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО; повышение уровня сформированности экологических знаний детей; совершенствование уровня профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагогов; привлечение родителей к благоустройству и озеленению территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО. В соответствии с обозначенными направлениями на территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО мы выделили несколько зон: Альпийская горка Сад камней Водоём Зелёная аптека Цветник Огород Зона отдыха Деревенский дворик Количественные показатели:1. Посадка:– хвойные деревья – 3– лиственные деревья – 20– декоративные кустарники – 5– плодово-ягодные кустарники – 5– однолетние цветы – 25– многолетние цветы – 30–лекарственные растения – 182. Разбивка:– клумбы и цветники – «Цветочный блюз», «Ковер счастья», «Росинка») – альпийская горка – 1– сад камней – 1– огород «Во саду ли, в огороде» – 1– зона отдыха – 1– цветник –3– водоем – 1 – деревенский дворик – 1 3. Малые архитектурные формы: («Чудо – мельница», «Журавлиная песня», «Лекарственные клумбы», «В гости в деревню»)Качественные показатели:В результате реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:ЭстетическаяБудут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса. Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».ИнформационнаяОформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях, наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев, кустарников, цветов).РазвлекательнаяОбеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.Детализированная смета расходов Рабочая группа проекта: Старший воспитатель, воспитатели ДОО. Перспективы развития проекта:Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда, позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться и обновляться игровым и спортивным оборудованием. Планируется по всей территории детского сада расставить забавные садовые аксессуары, фигурки животных, птиц. Планируется посадить декоративные деревья: туя, можжевельник, лианы: клематис, плетистые: роза, виноград. Планируем оформить цветочные композиции, возле входа в учреждение. Продолжать ежегодно принимать участие в экологических конкурсах. Вести пропаганду среди населения по охране окружающей среды (акции «Елочка – зеленая иголочка», «Берегите птиц!», «Не рвите первоцветы» и т.д.), что поднимет статус дошкольных учреждений среди населения, создаст поистине зеленый уголок родного города. Наш творческий женский коллектив сделает все, что в его хрупких силах, чтобы сохранить созданную красоту и подарить его детям.Основные компоненты реализации проекта:Данный проект рассчитан на период с марта по сентябрь. Основная идея реализуемого проекта состоит в организации мероприятий, направленных на создание природно-ландшафтного и дизайнерского комплекса на территории учреждения и повышение профессиональной компетенции педагогов по экологическому воспитанию у дошкольников. Выполнением проекта будут заниматься педагоги, родители и дети. План реализации проекта и последовательность работы будет осуществляться в три этапа. В процессе разработки и реализации проекта педагогами будут учтены все требования: оформительская идея, многофункциональность, эстетическое единство, практичность использования и безопасность. Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах Проект ««Ландшафтный дизайн территории МДОБУ Д/С № 10 ЛГО» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, сотрудников. Установлены партнерские отношения с родителями. Опыт работы представлен коллегам в виде презентации на педагогическом совете.Проведенная с детьми работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.Риски, которые могут возникнуть при реализации проекта и способы их преодоленияСписок литературыС.В. Устелимова. Ландшафтный дизайн. Н.В. Доронина. Ландшафтный дизайн. П. И. Приходько. Ландшафтная композиция малого сада. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. . (клумбы из однолетников). (цветочное оформление). (клумбы из многолетников). (клумбы из однолетников) Приложение «Альпинарий» (или «Альпийская горка») «Сад камней» Зелёная аптека Цветник Огород Зона отдыха Деревенский дворик Водоём