Публикации Конспект ООД «Речевое развитие» с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект ООД «Речевое развитие» с элементами ТРИЗ в старшей группе.
Автор: Светлана Владимировна Григорьева

Конспект НОД «Речевое развитие» с элементами ТРИЗ в старшей группе.Тема: «Путешествие по стране игр и развлечений».Цель: активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.Задачи:продолжать учить выделять отличительные признаки путём сравнения; систематизировать представления детей о разных видах спорта; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач и формировать умение детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица (элементы ТРИЗ); тренировать аналитическое мышление, внимание; воспитывать нравственные качества, самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.Оборудование: письмо, карта маршрута, пиктограмма о видах спорта, игрушка самолёт, теремок;разрезные картинки: бассейн, велосипед, мяч, огонь; маски: ступа, волк, лиса, волшебная палочка, птица, лес, гора, курица, бабушка советчица, темница, ветер, баба – яга.Ход занятия.Придумано кем – тоПросто и мудро.При встрече здороваться!- Доброе утро! (все)Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!У нас на занятии гости, это хорошо, почему?У нас на занятии гости, это плохо, почему?Нам прислали письмо спортсмены из других стран и просят нас рассказать о героях русских народных сказок и видах спорта, которыми активно занимаются жители нашего города. И приглашают в сказочное путешествие.(на столе самолёт, который накрыт тканью)Для того чтобы узнать на чём поедем в путешествие, мы поиграем в игру «Да – Нет», вы будете задавать мне вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет.В путешествие отправляемся на самолёте. Мы с вами настоящие пилоты. Посмотрите, а вот и карта нашего путешествия, по которой мы будем вести маршрут и делать посадки.Полетел наш самолёт.Совершаем посадку (смотрим в карту) игра «На какой вид спорта похожа эта пиктограмма».Дети высказывают свои варианты.Молодцы! Отправляемся дальше. Следующая посадка игра «Разрезные картинки»Посмотрите на столе лежат разрезные картинки. Как вы думаете, что мы будем делать в этом задании (мы будем из частей собирать, одну целую, картинку).Внимательно посмотрите на свою картинку, назовите этот предмет и скажите что в этом объекте хорошего и что плохого (бассейн, велосипед, мяч, огонь).Умницы справились с заданием! Наш самолет продолжает путешествие, подлетаем к сказочному домику. Идём на посадку. Мы покажем сказку «Теремок» на новый лад. Но жители у нас будут не обычные (один ребенок хозяин теремка, а другие будут просится к нему).Тук, тук кто в теремочке живёт?Я – баба - яга! А ты кто?А я ветер. Пустишь меня в теремок.Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.Ты поднимаешь ветер своим помелом и свистишь как ветер(ступа, волк, лиса, волшебная палочка, птица, лес, гора, курица, бабушка советчица, темница).Вот и поиграли, но прежде чем дальше путешествие продолжать Мы скорее должны руки и ноги размятьСлушать мои команды внимательноВыполняйте их старательно Раз, два, три, четыре-      Топаем ногами.      Раз, два, три, четыре-      Хлопаем руками.      Руки вытянули шире-      Раз, два, три, четыре-      Наклонились - три, четыре,      И на месте поскакать.      На носок, потом на пятку,      Мы все делаем зарядку.Наш самолёт устал совершать манёвры, идём на посадку в зону отдыха, пилоты сядьте поудобнее в своих креслах (заиграла музыка). Входит сказочница Мария и говорит:Здравствуйте, ребята, я пришла к вам со своей сказкой, которая называется «Лиса и волк». Слушайте внимательно и если будут ошибки, исправляйте их. Жили – были мальчик и девочка.Не мальчик и девочка, а дед и баба.Ах, да дед и баба. Вот дед говорит: - Ты баба пирогов напеки, а я запрягу сани поеду за картошкой. Не за картошкой, а за рыбой.Правильно. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой, видит на дороге лежит медведь, свернулся калачиком. Не медведь, а лиса.Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл впереди. А лиса улучила время и стала деду в карман её складывать. Не в карман, а выбрасывать по одной с воза. Выбросила всю рыбу и сама ушла. Дед приехал домой и говорит: - Ну, старуха, привёз тебе конфет.Правильно воротник на шубу, подошла бабка к возу, а там ни воротника, ни рыбы.Тут дед смекнул, что лиса была не мертвая, погоревал, да что будешь делать!А лиса собрала всю рыбу в кучу, села и ест.Приходит к ней заяц: здравствуй, кумушка, хлеб да соль. Угости рыбкой.Налови сам и ешь.Да я не умеюДа ты ступай в магазин, засунь голову в холодильник и приговаривай: «Ловись рыбка, и мала и велика, ловись рыбка, и мала и велика! Так рыбка тебя сама хватать будет. Так подольше посидишь, так больше наудишь.Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:Не ловись рыбка, не ловись рыбка.А лисица ходит около волка и поёт:Я морячка, ты моряк,Я рыбачка, ты рыбак!Не правильно, а как. – Мёрзни, мёрзни волчий хвост!Сидел волк целую ночь у проруби, хвост приморозило. Хотел подняться, не тут – то было. Он думает: «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащить!»В это время идут подружки на танцы. Увидели и закричали:Какая красивая собачка, давайте его домой возьмём!Правильно начали бабы бить волка коромыслом, волк рвался – рвался, оторвал себе хвост и убежал. А лисица забралась к бабе в избу, конфет наелась, ресницы тушью накрасила.Да квашни наелась, голову тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала, лежит и стонет.Волк ей навстречу, смотри, как меня исколотили. А лиса ему: тебе хвост оторвали, зато голова цела, а мне голову разбили, даже мозги выступили.И то правда, - говорит ей волк, - где тебе идти садись в мой Мерседес, я тебя довезу.Села лиса на волка и приговаривает:Битый не битого везёт,Битый не битого везёт!А вот и сказки конец, а кто слушал молодец.Сказку интересную послушали, а теперь я предлагаю сыграть в игру «Кто какой?» попробуйте вживаться в образ своего любимого героя и рассказать о нём от первого лица. Поможет вам схема.Отправляемся дальше. Пристегните ремни. Набираем высоту! Совершаем посадку на городском стадионе «Спартак» (заиграла спортивная музыка). Представьте и покажите, кто каким видом спорта хотел бы заниматься. Ну, вот мы с вами совершили весь маршрут по нашей карте, познакомили спортсменов с русской народной сказкой, и показали разнообразные виды спорта, а на память о нашем путешествии мы хотим вручить вам медали за активное участие.