Публикации Классный час на тему "Толерантность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час на тему "Толерантность"
Автор: Любовь Владимировна Пронина

Урок толерантности
Цели:
Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Задачи:
ознакомить с понятием толерантность, его толкованием
развивать коммуникативные умения детей
развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
Ход занятия
I. Слайд (2)
Организационный момент Минутка радости
Учитель.Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
Учитель. Слайд (3.4)
А сейчас послушайте высказывания известных людей.
Самый высокий результат образования — толерантность.
Хелен Келлер
Как только мы утратим право быть разными, мы утратим привилегию быть свободными.
Чарльз Хьюз
Мне все народы очень нравятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает и кто пытается
Чернить какой-нибудь народ.
Р. Гамзатов
3.Слайд (5)
Учитель. Как вы их понимаете? (Ответы детей.)
Как вы думаете, что значит словотолерантностьв русском языке? (ответы детей)
Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.
Работа со сказкой. Слайд (6)
– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам, дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца, а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения. Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив.
Обсуждение сказки:
– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?
– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?
– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет:Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
Игра: “Волшебный стул”. Слайд (7)
Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. (список комплиментов приложение 3). Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:
Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?
Рисунок “Цветок моего Я” Слайд (8)
– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки мы посадим на нашу поляну и представим свои рисунки. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.
Учитель. Слайд (9.10) Легко любить все человечество. Соседа любить сумей.
- Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно, здороваетесь. А что такое Здравствуйте? Это повелительная форма глагола здравствовать, мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы здороваться со своими соседями?
Ситуация для обсуждения.
Один мальчик жаловался, что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, Здрасьте! кричу. И мне же ещё выговор делают: До чего ты, Кеша, некультурный – просто ужас!.
А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то здрась, не то брысь и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: Учат их, учат, а толку мало.
- Какую ошибку допустил Кеша?
- Как нужно здороваться с соседями?
А сейчас послушайте притчу. Не стоит судить сразу. Слайд(11)
Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон электрички и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. ... Как только поезд тронулся, он вдруг восхищённо закричал: Папа, видишь, все деревья идут назад! Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела немолодая уже женщина. Она была сконфужена тем, что 25-летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге: Папа, видишь, облака едут вместе с поездом! Женщина смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека. Желая помочь, она спросила пожилого мужчину: Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию? Пожилой мужчина ответил: Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение...
Учитель:
Многое из того, что мы видим, непонятно. И зачастую, противоречиво. Один и тот же человек может быть воспринят по-разному. И невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Поэтому - "Не судите, да не судимы будете!
Положительные и отрицательные качества личности. Слайд (12)
Учитель:
- Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества человека и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
+
-
Доброжелательность, отзывчивость,
сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность.
Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Обсуждение:
Вежливо и доброжелательно обращаться с людьми;
Помогать, если возникнут проблемы;
Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.
Физкультминутка. Слайд (13)
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девчонки;
Только мальчики;
Только те, кто любит зиму;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кто любит животных;
Только те, у кого прекрасное настроение.
Мой сосед по парте. Слайд (14)
Учитель:
- Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.
- Что же мы знаем о своих соседях по парте?
Вот уже вы вместе 4-й год. Что вы знаете друг о друге?
Составьте рассказ, опираясь на вопросы, о своём однокласснике (однокласснице)
1. Его (её) имя.
2. День рождения. Знак зодиака.
3. Есть ли у него (нее) братья, сестры: (как зовут)
4. Где работают его мама и папа?
5. Какие домашние животные живут у них дома?
6. Чем увлекается в свободное время?
7. Есть ли у него (у нее) друзья в школе?
8. Можно ли на него положиться в трудную минуту?
Учитель: - Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.
Ученик читает стих: Слайд (15)
Сережа очень нелюдим,
Ох, как бы подружиться с ним?
А, может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: Ежик!
Дай перочинный ножик.
А Коля крикнет всех смеша.
— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,
Сидит, не говорит ни с кем!
— Сережа, взять билет в кино?
А он сердито буркнет: Нет!
— А на коньках пойдешь кататься?
— Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год
Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
И должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему
Все вместе – ка поможем.
Друзья стучатся у дверей
— Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно
А здесь в пакетиках – пшено!
Давай готовить ужин.
Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить —
Должны вы знать об этом!

- Почему ребята прозвали Серёжу ежом?
- Почему изменилось отношение ребят к Серёже?
- Почему изменился сам Серёжа?
- Чему нас учит это стихотворение?
Ученик читает стихотворение:
Ну кто сказал, что нужен важный повод,Чтоб подарить тепло и доброту,Чтобы развеять долгой ночи холодИ оживить крылатую мечту?А впрочем, знаю – есть такие люди,Которым повод вовсе ни к чему.Они нести добро на щедром блюдеНе запрещают сердцу своему.Пусть даже если лично не знакомы,Пусть даже если не узнаешь ты,Кто именно, нарушив все законы,Принёс тебе букет из доброты,Но станет жизнь вдруг ярче и теплееНе день, а много добрых лет!И потому на свете нет ценнее,Чем просто так подаренный вам свет!
Игра СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Слайд (16)
На доске записывается слово ЛЮДИ и далее доска делится на две половинки, одна из
которых подписывается СХОДСТВА, другая РАЗЛИЧИЯ. Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в
семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать
свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их
культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма
распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного.
Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от
вторжения чужих в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Слайд (17.18)
Учитель:
- Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
Слайд (19)
- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:
Каждый в этом мире ищет пониманья
Каждый в этом мире ищет пониманья,
Нежности, тепла и состраданья.
Но, как редко кто-то ощущает,
Что Господь бездушья не прощает.
Мы хотим, чтоб нас всегда любили.
С нежностью, чтоб на руках носили.
Почему же сами не даем
То, что от других всегда так ждем?
Прав лишь тот, кто ясно понимает:
Без усилья счастья не бывает.
Поделись душевной теплотой
Ею мир – поделится с тобой.
Н. Губская