Публикации
Подготовка учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку
Автор: Особливец Лилия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку
Автор: Особливец Лилия Владимировна
Канаева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», г. Сорск, Республика Хакасия Особливец Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», г. Сорск, Республика Хакасия Подготовка учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку Введение ОГЭ по русскому языку заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс. Серьезная работа по подготовке начинается уже с пятого класса. Чтобы на каждом этапе можно было вспомнить изученное, зафиксировать теоретический материал в виде кластеров, таблиц, ученики оформляют грамматические папки. С помощью них нарабатываются навыки применения теоретических сведений на практике. Подготовка к ОГЭ начинается с информационного этапа, с этой целью оформляется стенд, где размещаются:- памятка для учащихся;- памятка для родителей;- образцы заполнения бланков;- демоверсии;- памятки, таблицы, схемы, алгоритмы по русскому языку для учеников . Здесь же размещается материал для самопроверки и взаимопроверки. В этом учителю помогает книга В.Н. Александров,О.И.Александрова и др. –Подготовка к ЕГЭ., Челябинск, «Взгляд»,2012г Главная задача, по мнению учителя, учить детей учиться, сделать так, чтобы ученики хотели и умели добывать знания. В связи с этим на уроках русского языка и литературы ученики работают в группах, в парах, они формируются в зависимости от проблемы, которую предстоит решить. К 9 классу, как правило, повторение изученного невозможно без схем, опор, в этом и помогают грамматические папки, а чтобы подтянуть «слабых», предусматривается работа для консультантов. Большую помощь в подготовке к экзаменам оказывают интернет - ресурсы:- По уши в ГИА и ЕГЭ;- ФИПИ (открытый банк заданий»);- Капканы ЕГЭ и ГИА, - «Ярус» - портал русского языка- Русский на «5»;- Видеотьютер по русскому языку. Учащиеся используют эти ссылки при повторении изученного теоретического материала по русскому языку, а также при выполнении упражнений, оформлении творческих работ.В качестве домашнего задания составляю варианты работ на сайте «Решу ОГЭ». Этот образовательный портал - большое подспорье учителю в подготовке учеников к экзаменам. После каждой выполненной работы проводится анализ типичных ошибок.Без системы в работе не может быть положительных результатов. Определённая система работы на уроке по подготовке к ОГЭ сложилась со временем. Каждый урок русского языка начинаются с «мозгового штурма». Дети расставляют ударения в предложенных словах, затем произносят вслух, при этом повторяют раздел науки о языке «Орфоэпию», что помогает формированию правильной речи. Словарь «Пиши правильно» помогает зрительному запоминанию словарных слов, вместе с тем, повторить раздел науки о языке «Орфографию». Постепенно лингвистические термины пополняют лексикон учащихся. Они учатся их применять в речи, доказывать примерами, выписывать предложения из текстов, составлять мини - сочинения. Наряду с этим, повторяются виды разборов, один из которых синтаксический, где акцентируется внимание на членах предложения, а также повторяются части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, пунктуация. Вновь внимание детей направлено на усвоение знаний таких разделов науки о языке ,как «Морфология»,»Синтаксис», «Пунктуация», что пригодится при написании сочинения на ОГЭ. Уроки литературы начинаются с «жужжания»,когда ученики в течение минуты читают текст, карандашом помечая ключевые слова для определения главной мысли. На уроках литературы есть возможность больше работать с текстом, анализировать, составлять план, выписывать художественные выразительные средства. Этот вид работы ведется в группах, где дети общаются, учатся пересказывать. С 7 класса уже практикуют введение цитат в пересказ фрагментов. Такой подход помогает в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку и к ОГЭ. Как известно, ОГЭ состоит из 3-х частей, одна из них - написание сжатого изложения. Сжать текст - это значит: сократить его. При этом сохранить основную мысль в каждом абзаце, убрать все лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей. Это краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются. Важно повторить способы сокращения текста, с ними ученики знакомятся с 5 класса, сведения о них фиксируются в грамматических тетрадях. Способы сокращения текста: Обобщение однородных членов - обобщающим словом; фрагмента предложения- синтаксическим синонимом; прямой речи - косвенной. Исключениеотдельных членов предложения; однородных членов; повторов; Одного или нескольких синонимов; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение. Упрощение слияние нескольких предложений в одно; замена сложноподчинённого предложения простым; замена части предложения синонимом (синтаксическая синонимия); На курсах по выбору, факультативах ведётся работа с памяткой «Как написать сжатое изложение» (поэтапно).1 этап. После прочтения текста определить тему. Учитель рекомендует детям, на что обратить внимание, нацеливает их на выписывание ключевых слов, отдельных фраз. Предлагает оставлять просвет между строчками, который они могут дополнить при повторном чтении. Необходимо обратить внимание на стиль текста и тип речи. Безусловно, текст должен состоять из 3-х абзацев, поэтому рекомендует составлять план, выделяя микротемы.этап( второе прочтение текста) Предлагается отметить в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части:по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).Проделанная работа позволяет написать СЖАТОЕ изложение каждой части, связать их между собой, чтобы получился текст, при этом использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические — повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические — местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.Алгоритм работы над сжатым текстом изложения оформлен в грамматических папках. Особое внимание учитель обращает на то, что должны быть все 3 микротемы; необходимо сжать, применив 1 или несколько приёмов сжатия для каждой микротемы.На уроках - практикумах анализируют, рекомендуют, корректируют, ученики слушают лучшие изложения, делая пометки в своих работах. К выполнению тестовых заданий повторение учителем готовится блоками. Так, к заданию 4 ученики повторяют правописание приставок:- оканчивающихся на «з» и «с»;- пре - при;- приставки, которые зависят от ударения;- иноязычные приставки.Наряду с теоретическим материалом, выполняют практическую работу по заданиям из демоверсий, предлагаемых разными авторами. Аналогичная работа проводится по всем заданиям. Обязательно навыки отрабатываются в группах, в парах, затем составляется на сайте «Решу ОГЭ» вариант домашней работы только из тех заданий, что повторили на уроке. На следующем уроке учитель анализирует ответы учащихся, проводят работу над ошибками и повторяют следующие темы. Хорошим подспорьем являются таблицы Меженко. Допустим, при повторении темы «Виды сложных предложений» помогает такая опора:Слож. п. → 2 и > прост. предл. Б С П Травка зеленеет, солнышко блестит. [ ], ═ [ ]. ССП Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы. [ ], и [ ]. СПП Я хочу, чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. [ ], ≠ (п.с. …). Глав. придат. ? Повторяя виды подчинения в сложноподчиненных предложениях, обращаются к этому опорному конспекту:ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки. → →[ ], ( ),( ). ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь. ← → ( ), [ ], ( ). ОДНОРОДНОЕ Как грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. → → →[ ], ( ),( ). Для повторения учитель проводит с ребятами словарно- орфографическую работу «Найди ошибку», диктант «Проверь себя», взаимодиктанты или орфографические диктанты со взаимопроверкой. Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи. Педагог практикует также совместную деятельность учащихся в решении тестовых заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов они анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерность тестовых заданий.Для повторения тропов создан небольшой видеофильм (прилагается). Повторяя орфограммы, пунктограммы, вспоминают лингвистические термины. Термины разделов науки о языке в печатном виде оформляются на классной доске. Повторяя их, ученик приводят примеры, составляют предложения, к концу 8 класса составляют мини- сочинения на лингвистическую тему. Это первые шаги к написанию задания 15.1 Обучающиеся предпочитают писать сочинение на лингвистическую тему, так как уже выработана определенная система. Каждая изучаемая тема отражается в грамматической тетради. Например, изучая словосочетание, предложение и знаки препинания в нем, обучающиеся сначала пишут «что такое синтаксис», «пунктуация», затем уже фиксируют систему правил с примерами. При подготовке к сочинению дети обращаются к записям в грамматической тетради.На уроках педагог использует пятиминутки по составлению мини-сочинений, либо редактирование предложений и текстов. Чтобы дети научились не уходить от главной мысли, используются такие модели ,как:1. Автор рассказывает о том, что ….2. По его мнению…..3. Согласен с автором, потому что …. Эти клише помогают ученикам и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Таким образом, подготовка ОГЭ начинается с 5 класса. Учитель старается группировать разделы языкознания. При изучении темы учитель совместно с детьми создает опорные конспекты. Самое главное, считает педагог, чтобы ученики не комплексовали, вовремя обращались к учителю за помощью, позитивно относились к ОГЭ и успех им будет обеспечен.