Публикации "Ознакомление дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ознакомление дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов"
Автор: Рынова Юлия Васильевна

"Ознакомление дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов"Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми малыш знакомится с первых дней детства. С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни.Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.Иллюстрации - это первое на что обращает своё внимание ребёнок, когда берёт в руки книгу.В детском саду дети знакомятся с художественной литературой, но очень мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях правды и лжи, добра и зла и т.д.Актуальность данной темы обусловлена значимостью искусства книжной графики в художественно – эстетическом воспитании детей и недостаточной разработкой системы освоения этого искусства в детском саду.Чтобы приобщение к искусству было полезным, не скучным и продуктивным ребёнка знакомят с художниками - иллюстраторами детских книг.Знакомство детей с художниками иллюстраторами детских книг позволяет решать задачи как нравственного, так и эстетического воспитания, а также способствует эмоциональному развитию детей.1.Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное отношение к ней, как к произведению искусства.2. Высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.3.Эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей: составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса.4. Работа с книгой позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.5.Знакомство с творческой манерой художников – иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.6. Встреча с хорошей иллюстрацией приносит радость общения, способствует эмоциональному развитию детей.Вот почему мы должны даже самых маленьких знакомить с этими художниками, воспитывать уважение к их работе, к их профессии.В младшей группе дети знакомятся с творчеством: Ю. Васнецова, Юрий Алексеевич Васнецов иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки и др.Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им. Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство (Л. Толстой «Три медведя», «Собака, кот, кошка и курочка и др.). Лучшие работы художника - иллюстрации к сборникам «Ладушки» и «Радуга-дуга».Рачев Евгений Михайлович - советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики. Он создал замечательные рисунки к произведениям Л. Н. Толстого, С. Михалкова, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам: украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов СевераНачинаем учить детей замечать яркость цветов образцов в картинках, иллюстрациях. Вызвать эмоциональную отзывчивость на картинку, иллюстрацию – новые задачи. Дети должны знать потешки, сказки, к которым созданы рисунки.В средней группе с творчеством: В. Сутеева, В. Лебедева, Е. Чарушина.  В. Г. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто,  а также собственные произведения.Особенно ярки и динамичны иллюстрации Лебедева к книгам С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый»,Е. И. Чарушин известный художник и писатель. Кроме своих собственных книг («Волчишко и другие», «Васька», «Про сороку») Е. И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.Иллюстрации рассматриваются в процессе самостоятельной детской художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации. В старшей группе с творчеством: В. Конашевича, И. Билибина.Владимир Михайлович Конашевич известен как мастер станковой графики и книжной иллюстрации. Он иллюстрировал книги С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, сказки Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др.  И. Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»  и многим другим.Детей этого возрастного возраста можно познакомить и с иллюстрациями, выполненными в черно – белом цвете. Можно напомнить иллюстрации, с которыми дети уже познакомились в средней группе, желательно, чтобы дети вспомнили содержание, нашли знакомые иллюстрации. А затем рассмотреть иллюстрации этого же художника к недавно прочитанным произведениям. Внимание детей обращается на позы, выражение лиц героев.В подготовительной группе с творчеством: А. Пахомова, Н.. Кочергина.  Пахомов известен как график и иллюстратор книг для детей. Его лучшими произведениями являются иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Мороз - Красный Нос», к рассказу В. Осеевой «Синие листья» , к повести А. Н. Толстого «Детство Никиты», к рассказу Л. Н. Толстого «Филиппок».К официальному званию Заслуженный художник РСФСР, которое имел художник Н.. Кочергин, неофициально прибавляют: художник-сказочник. Он известен как иллюстратор просто огромного количества детских книг:П. Ершов  «Конек-горбунок», «Сказки народов Азии» - китайские, индийские, корейские, монгольские, вьетнамские, бирманские, японские (в разных изданиях, выходивших в разные годы),  «Сивка-бурка», «Морозко», «Царевна лягушка». Детей знакомят и с творчеством других художников на выбор педагога, например: В. Чижикова. Он оформлял книги Маршака и Барто, Чуковского и Волкова,  Михалкова и Носова. Тысячи рисунков, знакомых и тем, чьё детство пришлось на пятидесятые — и тем, кто свои первые книжки читал в двухтысячные.На протяжении полувека его иллюстрации появлялись в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Крокодил». Он создал всемирно известного персонажа — олимпийского медвежонка Мишу.Занятия могут строиться по-разному: целиком посвящается одному художнику (например, Е. Чарушину), или сравниваются два художника, отличающиеся по творческой манере. Сначала рассматриваются иллюстрации одного художника. Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника, резко отличающего от первого (например, рисунки В.Конашевича и Е. Рачева).По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке». Для этого подбираются книги, уже прочитанные и рассмотренные ранее и незнакомые, но иллюстрированные известными детям художниками.Какова же методика знакомства детей с художниками иллюстраторами?Прежде чем приступить к теме, важно отобрать необходимый материал для работы. Это сведения о жизни и творчестве художника, его портрет, книги с иллюстрациями, подготовить игры, организовать предварительное чтение произведений в группе и дома.Работа проводится на занятиях и в свободное время.Все занятия закрепляются последовательно. Например: если даем лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины Ю. Васнецова. Делаем аппликацию по этой же сказке –  и снова нам помогают иллюстрации этого художника. Читаем русские народные сказки и обязательно используем картины – иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачева. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования. Детям очень нравится изображать животных в сказочной обстановке, в человеческой одежде. Нужно давать много иллюстративного материала. Проводим знакомство с народным фольклором в стихотворной форме (загадки, потешки, пословицы, поговорки, считалки),  и опять первые помощники – художники  иллюстраторы, работающие в этой области (например, Ю. Васнецов).Каков же итог этой работы? Дети знакомятся не только с миром чистого, прекрасного, они воспитываются нравственно. Сюда входят эмоциональная отзывчивость, доброта, гуманное отношение к животным, растениям и много – много другого. Что нам и нужно.Список литературы:1. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги.2. Глоцер, В.  Художники детской книги. Автор- составитель М.,1987.3. Доронова   Т.Н  Дошкольникам о художниках детской книги. М., 1991.4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно- наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. М.,1999.5. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с.6. . Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.- С. 47-54.7. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998., 240с.8. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,. 2005.,185с.