Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СЕВЕР
Автор: Татьяна Сергеевна Романова

ПРОЕКТ « СЕВЕл подготовительной группеВоспитатель: Романова Татьяна СергеевнаСаяногорск 2023 МБДОУ Детский сад №16 «Дюймовочка»Актуальность:Одна из важнейших задач патриотического воспитания: ознакомление дошкольников с родным краем и страной с историей своего государства, с культурой других народов, его обычаями, традициями. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Беседы с детьми показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но большинство детей затрудняются рассказать о природных особенностях, быте, культуре и традициях различных народов нашей многонациональной родины – России и конкретно коренных народов Севера.Это красивый, очень суровый край. Он богат своими обычаями, традициями и очень многонационален. Если мы хотим, чтобы дети больше узнали и полюбили этот суровый край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о Чукотском округе, его истории, культуре, природе. Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашей страны. Хочется, чтобы дети больше узнали и полюбили этот суровый край, показывая его с привлекательной стороны, чтобы у детей возникло чувство восхищения, знакомясь с его историей, культурой, природой.Тип проекта: информационно- творческий, познавательный, исследовательский.Вид проекта: групповой.Продолжительность: среднесрочный проект.Срок реализации: 1 неделя Возраст детей: 6-7 летУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.Цель проекта: расширить и систематизировать представления детей о людях, диких животных и птицах, обитающих на Севере через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.Задачи:Образовательные:-формировать представление о России как о многонациональном государстве; - обогащать и систематизировать знания детей о жителях Чукотского края;-учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи: делать выводы и обобщения;- расширять словарный запас;- вызвать интерес к исследовательской и познавательной деятельности;приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.Развивающие:- развивать представления о взаимосвязи природных условий с образом жизни людей и животных;-развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и людей Севера; познакомить детей с народами Севера и уточнить знания об их жизни и труде;- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание;Воспитательные:- воспитывать бережное отношение к природе, животным Крайнего Севера.- воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов Севера.Предполагаемый результат:1 Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Крайнего Севера.2.Пополнение знаний о России.3. Развитие сотрудничества с родителями и воспитанниками.4.Желание детей получить новую информацию, изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.5.Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, анализировать, делать выводы.Продукт: создание коллажа «Север»Интеграция образовательных областей:"Познавательная», "Речевое», «Чтение художественной литературы", "Социально- коммуникативная», "Художественно- эстетическая», "Физическая».Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный• Изучение материала по теме проекта;• Обоснование его актуальности, проблематики;• Определение целей и задач, способов и сроков его реализации;• Подбор методических, дидактических, художественных, фото и видео материалов, необходимых для реализации проекта;• Введение детей в проблематику данного проекта:- Как называется страна, в которой мы с вами живём? -Какие народы проживают на территории России?- Какой части нашей страны всегда бывает очень холодно?- Что бы вы хотели узнать о Севере?• Выявление имеющихся знаний воспитанников о Севере.2 этап – основной (реализация проекта)• Рассказы воспитателя, детей, беседы с детьми по темам:- Народы севера;- Основные занятия жителей Севера;- Труд людей, живущих на севере;- Олени и их значимость для народов севера;- Растения тундры;- Животный мир тундры;- Красоты северного края.• Рассматривание фотографий по темам: «Животный и растительный мир севера», «Стойбище», «Чум, яранга», «Традиционные занятия северян», «Одежда северян», «Оленьи и собачьи упряжки», «Животные севера и их детёныши», «Музыкальные инструменты северян.•Просмотр видеороликов по теме проекта:- Танцы народов севера («Звенящие ручейки», «Северный танец», «Сияние севера», «Дыхание севера»);-Игра на музыкальных инструментах (варган, бубен) северян;- Национальное горловое пение.«Познавательное развитие» «Знакомство с жизнью народов Севера». «Животный мир Крайнего Севера Земли».«Социально-коммуникативное развитие»Беседы на темы: «О Севере», «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера- Чукчи, Эвенки,»."Речевое развитие»Рассматривание картины «Животные Севера» и составление описательных рассказов.«Чтение (заучивание) художественной литературы»
  • Чтение книги рассказов Н. Сладкова «В тундре»
  • Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
  • Рассказывание нанайской сказки "Айога".
  • «Север», Михаил Пляцковский;
  • «Прислушайся, тундра», Виктор Кеулькут;
  • Шестопалова «Северное сияние»
  • Просмотр мультфильма «Умка», «В яранге горит огонь»."Художественно – эстетическое развитие» Рисование: «Северное сияние» "Животные Дальнего Севера»«Северная собака лайка»Конструирование «Чум» и «Изба» (конструктор, счетные палочки).  Дидактические игры:- «Четвёртый лишний» по темам «Ягоды тундры», «Растения тундры», «Животный мир тундры»;- «Закончи предложение» - «Один-много» - «Кто у кого?» - «Подбери слово» (Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки какие? Быстрые. Оленевод поймал оленя ловко, оленевод какой? Ловкий и т.п.);- «Кто больше назовёт слов?» (игра на внимание с использованием сюжетной иллюстрации);- Словесная игра-ассоциация «Положи слово в ладошку» по темам «Север», «Тундра»;- «Северные детки» -«Кто, где» (места обитания)-«Назови правильно» (жилище: чум, нарты, малица, унты, парка, яранга)Сюжетная игра: «Едем в путешествие на Север» Настольные сюжетные игры с использованием игрового набора «Север» по замыслу детей«Физическое развитие»Подвижные игры: «Охотник и звери», «Перетяни палку», «Оленьи рога», «Кто больше наловит рыбы», "Ловля оленей».Работа с родителями:1. Консультации для родителей «Что можно рассказать ребенку о Севере», «Знакомим ребенка с животными Севера».2. Рекомендации к просмотру документальных фильмов о жизни на Севере.3. Помощь в изготовлении костюмов, бубнов.Игра на бубнах. Танец "Оленеводов", хоровод "Осуохай"3. ЗаключительныйОбобщение результатов работы в виде итогового занятия "Север"Выставка детских работ.Изготовление коллажа «Север».Подведение итогов. Предполагаемый результат:- расширение кругозора воспитанников по теме проекта (у детей сформируются, систематизируются минимальные представления о севере России, её народах, их культуре и быте; пополнятся знания о климате, животном и растительном мире севера нашей страны);- получение мотивации для дальнейшего изучения жизни народов, проживающих на территории России;-проявление интереса к природным объектам и явлениям, достопримечательностям Севера.- создание коллажа «На Севере»Итоговое занятия по проектуТема: «Север»Цель: Расширение и углубление представлений детей о Севере Задачи: 1.Познакомить детей с условиями и спецификой жизни и бытом Севера.2. Дать представление о том, в каких домах они живут, чем занимаются, как одеваются, что едят.3. Обогащать словарный запас.4. Расширять кругозор детей, развивать любознательность.5. Воспитывать интерес и уважение к жителям крайнего Севера.Оборудование: географическая карта РФ, дартс, палки для игры, фотоиллюстрации, народные костюмы, бубны, ягода: брусника, голубика, повязки на голову, макет жилища яранги, фигурки мальчиков и девочек, коллаж «Север». Ход занятияДети входят в группу.Воспитатель: Ребята сегодня мы продолжим путешествовать по России, знакомиться с особенностями жизни народов севера, мы уже познакомились с их национальным языком, узнали, где они проживают, и начали делать с вами коллаж Севера. Чтобы сегодняшнее путешествие осталось у нас в памяти мы продолжим его делать. Где мы побываем, будем помещать картинки на наш коллаж.Рассматривание одежды национальной-Ребята, посмотрите, как необычно одеты Вероника и Паша. Где носят такую одежду? Вероника как называется твой наряд? (национальная -шубка кухлянка). Давайте рассмотрим шубку у Вероники. Можно мы потрогаем шубку? Какая она? (теплая, мягкая, украшенный мехом и вышивкой...). Вероника, расскажи нам, пожалуйста, про женскую одежду жителей Севера. (Вероника рассказывает про женскую одежду)-Ребята, теперь давайте рассмотрим одежду у Паши. Какая одежда у Паши? Паша, расскажи нам какую одежду носят мужчины на Севере. (рассказывает про мужскую одежду)-Что мы теперь знаем ребята? (какую одежду носят жители холодных районов). Вероника возьми картинку девочки, а Паша мальчика в национальной одежде и поместите их на коллаж.-«Наша одежда не для моды, а для жизни» – говорят жители Севера. одежда, сшитая особым способом из шкур зверей, защищает и от мороза, и от ветра, и от ударов морских волн. Даже в холода они обходятся без головных уборов. Жители крайнего Севера Шьют свободную одежду для того, чтобы они могли охотиться. Ведь охота это не простое ремесло, оно требует сноровки и меткости. Сейчас мы с вами проверим нашу меткость и сноровку, как настоящие охотники постараемся попасть в цель.Игра в дартс-Вот видите ребята, какое это непростое ремесло – охота. Чукчи с раннего возраста тренируются стать охотниками.Рассматривание жилища-Ребята посмотрите, что принес нам сегодня Богдан. Как вы думаете, что это? Какое необычное жилище у жителей Севера. Знаете, как оно называется? Давайте все вместе повторим и запомним ЯРАНГА. Посмотрите ребята из чего она сделана. Рассматривание яранги. Богдан, а ты знаешь, как делают ярангу? Расскажи нам об этом (рассказывает о жилище чукчей: ярангу делают из оленьих шкур, а каркас делают из жердей – тонких стволов деревьев, их связывают вместе в центре и затем обтягивают шкурами.  В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от костра или печки не задерживался в яранге, а выходил на улицу).-Ребята как называется жилище чукчей? Богдан прикрепи на коллаж картинку яранги. -Некоторые жители севера не могут жить долго на одном месте. Как вы думаете ребята почему? Я вам сейчас расскажу: когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, они переезжают в другое место вместе с оленями, со своими вещами и со своим жильем. Они вынуждены часто менять свое место жительство, в короткие сроки приспосабливаются к новым местам, быстро сооружают жилище. Поэтому они должны быть выносливыми, крепкими, сильными. Наши мальчики тоже крепкие и сильные. Сейчас мы в этом убедимся. Я предлагаю поиграть мальчикам в игру северных народов: «Перетягивание палки». Мальчики готовы? А девочки будут поддерживать наших мальчиков.“Перетягивание палки” игра -Предлагаю вам игру-состязание северных народов “Перетягивание палки” (дети делятся на пары, игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным).Оленеводство-Ребята, какое хозяйство ведут на Севере? Чем они занимаются? Дима, расскажи, чем занимаются жители крайнего Севера? (основное их занятие оленеводство- разведение оленей. Дима рассказывает об оленеводстве) – Дима помести оленей на наш коллаж.-Ребята, какую пользу олень приносит людям? (Олень кормит человека, перевозит вещи, возит нарты для охотников и рыбаков, из шкуры шьют одежду, жилище).Праздник: «День оленеводов»-У народов Севера есть свои национальные праздники. Раз в год они собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою силу в борьбе, ловкость в играх, сноровку в метании. Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют и поют. Ни один праздник не обходился без бубна музыкального инструмента народов Севера. -Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. Возьмите бубен - поиграйте на нем. А сейчас я вас приглашаю всех потанцевать под чукотскую музыку с бубнами.Танец с бубнами Картинку праздника приклеиваю на коллаж.Рыболовство-Ярослав, а еще чем занимаются жители Севера? (Ребенок рассказывает о рыболовстве. Они ловят такую рыбу: чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя. Лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы. Северные моря издавна славятся изобилием рыбы. Ее ловят, затем сушат, вялят или засаливают для того, чтобы питаться ею всю долгую, морозную зиму). Ярослав помести картинку рыбака на наш коллажТрадиционная кухня-Ребята, как вы думаете, северяне питаются тем же, чем и мы? Они так же кушают борщ и пельмешки? Я тоже думаю, что нет, сейчас мы это узнаем, Алиса нам расскажет о традиционной кухне чукчей. (Алиса рассказывает о национальной кухне чукчей) Алиса помести на коллаж картинку с национальной едой.-Овощи и фрукты не растут на Чукотке. Знаете, ребята почему? (10 месяцев зима, там очень холодно, земля не успевает прогреться) но растет брусника и голубика. Я приглашаю вас продегустировать попробовать ягоду, которая растет и в нашей местности. -Какую ягоду вы сейчас ели? Какая больше понравилось?Наше путешествие, знакомство с Севером подходит к концу.-Все, кто узнает о Севере, хотят там побывать, но мы, к сожалению, сделать этого не сможем. -А давайте представим, что мы превратились в мальчиков и девочек, которые живут на Севере. Возьмите фигурки, на лицо фигурки приклейте свою фотографию. (дети разбирают вырезанные картинки мальчиков и девочек в национальных костюмах, приклеивают свои фотографии). -Поместите себя в национальных костюмах на коллаж в том месте, где вы бы еще хотели побывать, о чем хотели узнать еще больше об этом.-Ребята, я вам дарю национальную чукотскую повязку. Чукчи верят, что такой оберег защищает их от разных бед.