Публикации Рабочая программа по физике в соответствии с ФОП (10-11 класс, базовый уровень)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по физике в соответствии с ФОП (10-11 класс, базовый уровень)
Автор: Вашева Светлана Павловна

Приложение к ООП СОО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКАРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ«ФИЗИКА»(10-11 классы) срок освоения 2 годаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учётом федеральной программы воспитания и концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.Содержание программы по физике направлено на формирование естественно-научной картины мира обучающихся 10–11 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по физике соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).Общая характеристика предмета «Физика»Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, физической географией и астрономией. Использование и активное применение физических знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и других. Изучение физики вносит основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных исследований. В основу курса физики средней школы положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики.Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики объединён вокруг физических теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о структурных уровнях материи, веществе и поле.Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.Идея прикладной направленности. Курс физики предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов. Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания, посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального природопользования и экологической безопасности.Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов). Системно-деятельностный подход в курсе физики реализуется прежде всего за счёт организации экспериментальной деятельности обучающихся. Для базового уровня курса физики – это использование системы фронтальных кратковременных экспериментов и лабораторных работ, которые в программе по физике объединены в общий список ученических практических работ. Выделение в указанном перечне лабораторных работ, проводимых для контроля и оценки, осуществляется участниками образовательного процесса исходя из особенностей планирования и оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить косвенные измерения, исследования зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке предложенных гипотез.Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной физической моделью, позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на объяснение протекания физических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практико-ориентированного характера. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к материально-техническому обеспечению учебного процесса базовый уровень курса физики в средней школе должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла. В кабинете физики должно быть необходимое лабораторное оборудование для выполнения указанных в программе по физике ученических практических работ и демонстрационное оборудование. Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений. Лабораторное оборудование для ученических практических работ формируется в виде тематических комплектов и обеспечивается в расчёте одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном использовании аналоговых и цифровых приборов, а также компьютерных измерительных систем в виде цифровых лабораторий.Цели и задачи изучения предмета «Физика»Основными целями изучения физики в общем образовании являются:
  • Формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
  • Развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
  • Формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • Формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;
  • Формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
  • Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе изучения курса физики на уровне среднего общего образования:
  • Приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
  • Формирование умений применять теоретические знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • Освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, адекватной условиям задачи;
  • Понимание физических основ и принципов действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
  • Овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата;
  • Создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой деятельности.
  • Место предмета «Физика» в учебном плане.Общее число часов, рекомендованных для изучения физики - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю). Содержание обучения в 10 классе.  Раздел 1. Физика и методы научного познания.Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Эксперимент в физике. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. ДемонстрацииАналоговые и цифровые измерительные приборы, компьютерные датчики.Раздел 2. Механика.Тема 1. Кинематика Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчёта. Траектория. Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и сложение скоростей. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости координат, скорости, ускорения, пути и перемещения материальной точки от времени. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Угловая скорость, линейная скорость. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение. Технические устройства и практическое применение: спидометр, движение снарядов, цепные и ремённые передачи.ДемонстрацииМодель системы отсчёта, иллюстрация кинематических характеристик движения.Преобразование движений с использованием простых механизмов. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Наблюдение движения тела, брошенного под углом к горизонту и горизонтально. Измерение ускорения свободного падения.Направление скорости при движении по окружности.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзучение неравномерного движения с целью определения мгновенной скорости.Исследование соотношения между путями, пройденными телом за последовательные равные промежутки времени при равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю.Изучение движения шарика в вязкой жидкости.Изучение движения тела, брошенного горизонтально.Тема 2. Динамика.Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки. Третий закон Ньютона для материальных точек.Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.Трение. Виды трения (покоя, скольжения, качения). Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе. Поступательное и вращательное движение абсолютно твёрдого тела.Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Условия равновесия твёрдого тела.Технические устройства и практическое применение: подшипники, движение искусственных спутников.ДемонстрацииЯвление инерции.Сравнение масс взаимодействующих тел.Второй закон Ньютона.Измерение сил.Сложение сил.Зависимость силы упругости от деформации.Невесомость. Вес тела при ускоренном подъёме и падении.Сравнение сил трения покоя, качения и скольжения.Условия равновесия твёрдого тела. Виды равновесия.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзучение движения бруска по наклонной плоскости.Исследование зависимости сил упругости, возникающих в пружине и резиновом образце, от их деформации. Исследование условий равновесия твёрдого тела, имеющего ось вращения.Тема 3. Законы сохранения в механике.Импульс материальной точки (тела), системы материальных точек. Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.Работа силы. Мощность силы.Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии.Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины. Потенциальная энергия тела вблизи поверхности Земли. Потенциальные и непотенциальные силы. Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии.Упругие и неупругие столкновения.Технические устройства и практическое применение: водомёт, копёр, пружинный пистолет, движение ракет.ДемонстрацииЗакон сохранения импульса.Реактивное движение.Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзучение абсолютно неупругого удара с помощью двух одинаковых нитяных маятников. Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения резинового жгута.Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика.Тема 1. Основы молекулярно-кинетической теории.Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Броуновское движение. Диффузия. Характер движения и взаимодействия частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро.Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Шкала температур Цельсия. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц газа. Шкала температур Кельвина. Газовые законы. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора, изобара. Технические устройства и практическое применение: термометр, барометр.ДемонстрацииОпыты, доказывающие дискретное строение вещества, фотографии молекул органических соединений.Опыты по диффузии жидкостей и газов. Модель броуновского движения. Модель опыта Штерна.Опыты, доказывающие существование межмолекулярного взаимодействия.Модель, иллюстрирующая природу давления газа на стенки сосуда.Опыты, иллюстрирующие уравнение состояния идеального газа, изопроцессы.Ученический эксперимент, лабораторные работыОпределение массы воздуха в классной комнате на основе измерений объёма комнаты, давления и температуры воздуха в ней.Исследование зависимости между параметрами состояния разреженного газа.Тема 2. Основы термодинамики.Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения. Количество теплоты и работа. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная теплоёмкость вещества. Количество теплоты при теплопередаче. Понятие об адиабатном процессе. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Графическая интерпретация работы газа.Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.Тепловые машины. Принципы действия тепловых машин. Преобразования энергии в тепловых машинах. Коэффициент полезного действия тепловой машины. Цикл Карно и его коэффициент полезного действия. Экологические проблемы теплоэнергетики.Технические устройства и практическое применение: двигатель внутреннего сгорания, бытовой холодильник, кондиционер.ДемонстрацииИзменение внутренней энергии тела при совершении работы: вылет пробки из бутылки под действием сжатого воздуха, нагревание эфира в латунной трубке путём трения (видеодемонстрация). Изменение внутренней энергии (температуры) тела при теплопередаче.Опыт по адиабатному расширению воздуха (опыт с воздушным огнивом).Модели паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, реактивного двигателя.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзмерение удельной теплоёмкости.Тема 3. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Насыщенный пар. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления. Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов. Жидкие кристаллы. Современные материалы. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация.Уравнение теплового баланса.Технические устройства и практическое применение: гигрометр и психрометр, калориметр, технологии получения современных материалов, в том числе наноматериалов, и нанотехнологии.ДемонстрацииСвойства насыщенных паров.Кипение при пониженном давлении.Способы измерения влажности.Наблюдение нагревания и плавления кристаллического вещества.Демонстрация кристаллов.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзмерение относительной влажности воздуха.Раздел 4. Электродинамика.Тема 1. Электростатика.Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический заряд. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Линии напряжённости электрического поля.Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Электроёмкость. Конденсатор. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.Технические устройства и практическое применение: электроскоп, электрометр, электростатическая защита, заземление электроприборов, конденсатор, копировальный аппарат, струйный принтер.ДемонстрацииУстройство и принцип действия электрометра.Взаимодействие наэлектризованных тел.Электрическое поле заряженных тел.Проводники в электростатическом поле.Электростатическая защита.Диэлектрики в электростатическом поле.Зависимость электроёмкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемости.Энергия заряженного конденсатора.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзмерение электроёмкости конденсатора.Тема 2. Постоянный электрический ток. Токи в различных средах.Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники тока. Сила тока. Постоянный ток. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление вещества. Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Мощность электрического тока. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое замыкание.Электронная проводимость твёрдых металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков.Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p–n-перехода. Полупроводниковые приборы.Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролитическая диссоциация. Электролиз.Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд. Молния. Плазма.Технические устройства и практическое применение: амперметр, вольтметр, реостат, источники тока, электронагревательные приборы, электроосветительные приборы, термометр сопротивления, вакуумный диод, термисторы и фоторезисторы, полупроводниковый диод, гальваника.ДемонстрацииИзмерение силы тока и напряжения.Зависимость сопротивления цилиндрических проводников от длины, площади поперечного сечения и материала.Смешанное соединение проводников.Прямое измерение электродвижущей силы. Короткое замыкание гальванического элемента и оценка внутреннего сопротивления.Зависимость сопротивления металлов от температуры.Проводимость электролитов.Искровой разряд и проводимость воздуха.Односторонняя проводимость диода.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзучение смешанного соединения резисторов.Измерение электродвижущей силы источника тока и его внутреннего сопротивления.Наблюдение электролиза. Межпредметные связи.Изучение курса физики базового уровня в 10 классе осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии, географии и технологии.Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение.Математика: решение системы уравнений, линейная функция, парабола, гипербола, их графики и свойства, тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс, основное тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат, сложение векторов.Биология: механическое движение в живой природе, диффузия, осмос, теплообмен живых организмов (виды теплопередачи, тепловое равновесие), электрические явления в живой природе.Химия: дискретное строение вещества, строение атомов и молекул, моль вещества, молярная масса, тепловые свойства твёрдых тел, жидкостей и газов, электрические свойства металлов, электролитическая диссоциация, гальваника.География: влажность воздуха, ветры, барометр, термометр.Технология: преобразование движений с использованием механизмов, учёт трения в технике, подшипники, использование закона сохранения импульса в технике (ракета, водомёт и другие), двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, бытовой холодильник, кондиционер, технологии получения современных материалов, в том числе наноматериалов, и нанотехнологии, электростатическая защита, заземление электроприборов, ксерокс, струйный принтер, электронагревательные приборы, электроосветительные приборы, гальваника.Содержание обучения в 11 классе.  Раздел 4. Электродинамика.Тема 3. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции. Картина линий магнитной индукции поля постоянных магнитов.Магнитное поле проводника с током. Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого провод­ника, катушки с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с током.Сила Ампера, её модуль и направление.Сила Лоренца, её модуль и направление. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Работа силы Лоренца.Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции. Электродвижущая сила индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея.Вихревое электрическое поле. Электродвижущая сила индукции в проводнике, движущемся поступательно в однородном магнитном поле.Правило Ленца.Индуктивность. Явление самоиндукции. Электродвижущая сила самоиндукции. Энергия магнитного поля катушки с током.Электромагнитное поле.Технические устройства и практическое применение: постоянные магниты, электромагниты, электродвигатель, ускорители элементарных частиц, индукционная печь.ДемонстрацииОпыт Эрстеда. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Линии индукции магнитного поля.Взаимодействие двух проводников с током.Сила Ампера.Действие силы Лоренца на ионы электролита.Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.Зависимость электродвижущей силы индукции от скорости изменения магнитного потока.Явление самоиндукции.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзучение магнитного поля катушки с током.Исследование действия постоянного магнита на рамку с током.Исследование явления электромагнитной индукции.Раздел 5. Колебания и волны.Тема 1. Механические и электромагнитные колебания.Колебательная система. Свободные механические колебания. Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда и фаза колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник. Уравнение гармонических колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Формула Томсона. Закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре.Представление о затухающих колебаниях. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Синусоидальный переменный ток. Мощность переменного тока. Амплитудное и действующее значение силы тока и напряжения. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. Экологические риски при производстве электроэнергии. Культура использования электроэнергии в повседневной жизни. Технические устройства и практическое применение: электрический звонок, генератор переменного тока, линии электропередач.ДемонстрацииИсследование параметров колебательной системы (пружинный или математический маятник).Наблюдение затухающих колебаний.Исследование свойств вынужденных колебаний.Наблюдение резонанса. Свободные электромагнитные колебания.Осциллограммы (зависимости силы тока и напряжения от времени) для электромагнитных колебаний.Резонанс при последовательном соединении резистора, катушки индуктивности и конденсатора.Модель линии электропередачи.Ученический эксперимент, лабораторные работыИсследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза.Исследование переменного тока в цепи из последовательно соединённых конденсатора, катушки и резистора.Тема 2. Механические и электромагнитные волны.Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения и длина волны. Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция механических волн.Звук. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука.Электромагнитные волны. Условия излучения электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов E, B, v в электромагнитной волне. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция, интерференция. Скорость электромагнитных волн.Шкала электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту.Принципы радиосвязи и телевидения. Радиолокация.Электромагнитное загрязнение окружающей среды.Технические устройства и практическое применение: музыкальные инструменты, ультразвуковая диагностика в технике и медицине, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь.ДемонстрацииОбразование и распространение поперечных и продольных волн.Колеблющееся тело как источник звука.Наблюдение отражения и преломления механических волн.Наблюдение интерференции и дифракции механических волн.Звуковой резонанс.Наблюдение связи громкости звука и высоты тона с амплитудой и частотой колебаний.Исследование свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация, дифракция, интерференция.Тема 3. Оптика.Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света. Точечный источник света. Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Абсолютный показатель преломления. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения.Дисперсия света. Сложный состав белого света. Цвет.Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в собирающих и рассеивающих линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой.Пределы применимости геометрической оптики.Волновая оптика. Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников.Дифракция света. Дифракционная решётка. Условие наблюдения главных максимумов при падении монохроматического света на дифракционную решётку.Поляризация света.Технические устройства и практическое применение: очки, лупа, фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, волоконная оптика, дифракционная решётка, поляроид.ДемонстрацииПрямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.Полное внутреннее отражение. Модель световода.Исследование свойств изображений в линзах.Модели микроскопа, телескопа.Наблюдение интерференции света.Наблюдение дифракции света.Наблюдение дисперсии света. Получение спектра с помощью призмы.Получение спектра с помощью дифракционной решётки.Наблюдение поляризации света.Ученический эксперимент, лабораторные работыИзмерение показателя преломления стекла. Исследование свойств изображений в линзах.Наблюдение дисперсии света.Раздел 6. Основы специальной теории относительности.Границы применимости классической механики. Постулаты специальной теории относительности: инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип относительности Эйнштейна.Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение длины.Энергия и импульс релятивистской частицы.Связь массы с энергией и импульсом релятивистской частицы. Энергия покоя.Раздел 7. Квантовая физика.Тема 1. Элементы квантовой оптикиФотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс фотона. Открытие и исследование фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. «Красная граница» фотоэффекта.Давление света. Опыты П.Н. Лебедева.Химическое действие света.Технические устройства и практическое применение: фотоэлемент, фотодатчик, солнечная батарея, светодиод.ДемонстрацииФотоэффект на установке с цинковой пластиной.Исследование законов внешнего фотоэффекта. Светодиод.Солнечная батарея.Тема 2. Строение атома.Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α -частиц. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Виды спектров. Спектр уровней энергии атома водорода. Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Спонтанное и вынужденное излучение. Технические устройства и практическое применение: спектральный анализ (спектроскоп), лазер, квантовый компьютер.ДемонстрацииМодель опыта Резерфорда.Определение длины волны лазера.Наблюдение линейчатых спектров излучения.Лазер.Ученический эксперимент, лабораторные работыНаблюдение линейчатого спектра.Тема 3. Атомное ядро.Эксперименты, доказывающие сложность строения ядра. Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения. Свойства альфа-, бета-, гамма-излучения. Влияние радиоактивности на живые организмы. Открытие протона и нейтрона. Нуклонная модель ядра Гейзенберга–Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы. Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад. Гамма-излучение. Закон радиоактивного распада.Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра.Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Проблемы и перспективы ядерной энергетики. Экологические аспекты ядерной энергетики.Элементарные частицы. Открытие позитрона. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.Фундаментальные взаимодействия. Единство физической картины мира.Технические устройства и практическое применение: дозиметр, камера Вильсона, ядерный реактор, атомная бомба.ДемонстрацииСчётчик ионизирующих частиц.Ученический эксперимент, лабораторные работыИсследование треков частиц (по готовым фотографиям).Раздел 8. Элементы астрономии и астрофизики.Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое значение астрономии.Вид звёздного неба. Созвездия, яркие звёзды, планеты, их видимое движение.Солнечная система. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд. Звёзды, их основные характеристики. Диаграмма «спектральный класс – светимость». Звёзды главной последовательности. Зависимость «масса – светимость» для звёзд главной последовательности. Внутреннее строение звёзд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд.Млечный Путь – наша Галактика. Положение и движение Солнца в Галактике. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Чёрные дыры в ядрах галактик.Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик. Теория Большого взрыва. Реликтовое излучение.Масштабная структура Вселенной. Метагалактика. Нерешённые проблемы астрономии.Ученические наблюденияНаблюдения невооружённым глазом с использованием компьютерных приложений для определения положения небесных объектов на конкретную дату: основные созвездия Северного полушария и яркие звёзды.Наблюдения в телескоп Луны, планет, Млечного Пути.Обобщающее повторение.Роль физики и астрономии в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики и астрономии в современной научной картине мира, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира, место физической картины мира в общем ряду современных естественно-научных представлений о природе.Межпредметные связи.Изучение курса физики базового уровня в 11 классе осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии, географии и технологии.Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение.Математика: решение системы уравнений, тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс, основное тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат, сложение векторов, производные элементарных функций, признаки подобия треугольников, определение площади плоских фигур и объёма тел.Биология: электрические явления в живой природе, колебательные движения в живой природе, оптические явления в живой природе, действие радиации на живые организмы.Химия: строение атомов и молекул, кристаллическая структура твёрдых тел, механизмы образования кристаллической решётки, спектральный анализ.География: магнитные полюса Земли, залежи магнитных руд, фотосъёмка земной поверхности, предсказание землетрясений. Технология: линии электропередач, генератор переменного тока, электродвигатель, индукционная печь, радар, радиоприёмник, телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь, проекционный аппарат, волоконная оптика, солнечная батарея. Планируемые результаты освоения программы по физике на уровне среднего общего образования.Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны отражать:Тематическое планирование 10 класс.Тематическое планирование 11 класс.