Публикации
Сформированное фонематическое восприятие - фундамент качественного усвоения чтения и письма у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сформированное фонематическое восприятие - фундамент качественного усвоения чтения и письма у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Лазарева Любовь Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сформированное фонематическое восприятие - фундамент качественного усвоения чтения и письма у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Лазарева Любовь Михайловна
Сформированное фонематическое восприятие - фундамент качественного усвоения чтения и письма у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи«Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка» Д.Б. Эльконин Всегда остается актуальным вопрос: «Когда начинать учить читать?». И часто утверждается неправомерное указание: «В четыре рано, в пять лет нормально, в шесть - поздно». Не существует универсального ответа, который был бы применим к каждому ребенку - все индивидуально!В дошкольном возрасте явно проявляются индивидуальные отличия, поэтому не все дети готовы осваивать механизм чтения в шесть - шесть с половиной лет. Но многие дети, в силу своего развития, обладают способностью, и если система выстроена с трех лет, то за эти годы создается прочный фундамент - психологические процессы, которые проходят определенные ступени развития в дошкольном возрасте: «…достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика» [1, с.3]. И, когда основа создана, тогда и появляется возможность освоить сам механизм чтения и письма. Изначально с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи ведется работа по коррекции звукопроизношения «…процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита». В соответствии с парциальной программой «…звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь» [1, с.4]. Без нормализации ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ нельзя приступать к обучению чтению! Ошибки устной речи стойко закрепляются!Коррекционную работу при сохранном физиологическом слухе начинаем с развития слухового внимания и слуховой памяти. Например, игровое упражнение по различению неречевых звуков «Что ты слышишь за окошком?». При чтении художественной литературы, в театрализованной деятельности делаем акцент на силу, высоту и тембр голоса персонажей. Выполняя танцевальные движения под различную музыку, маршируя, развиваем чувство ритма. Параллельно проводим работу по развитию ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ - важнейшей ступени на пути к правильному чтению, так как при его нарушении ребенку сложно отделить один звук от другого, что препятствует формированию навыков звукового анализа.На практике выстроена система развития фонематического восприятия у обучающихся с нарушениями речи:1. Речевое внимание (восприятие содержания высказываний). 2.Сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике (высоте, длительности, силе, тембру). 3.Сопоставление слов, близких по звуковому составу. 4. Сопоставление слогов.5. Сопоставление звуков.Учить чтению массовых детей можно по любой системе. Их «выведет» природная готовность фонематического восприятия, легкость усвоения навыков звукового анализа и синтеза, хорошее «чувство языка». Для детей с нарушениями речи существует единственный научный метод обучения чтению «…звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза» [1, с.4].Без звукового анализа не может быть качественной подготовки овладения грамотой, а звуковой анализ без моделирования не очень эффективен, более сложен для дошкольников, требует такого уровня абстракции, к которому они не готовы, а если применяем моделирование, то развиваем и образное мышление.Стимульный материал на стартовом этапе: графические схемы предложений и слов, зрительные символы гласных и согласных звуков, работа с разрезной азбукой и др.Методика развернутого действия звукового анализа. Сначала используем желтые фишки для обозначения звуков.1. Произносим слово с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава (идет согласование произношения и движения руки). Говорим детям, что слово звучит, мы его произносим, можем обозначить его полоской. Соотнесение этого слова и отражение его в пространстве - это и есть подготовка к будущему чтению. Чтение - это декодирование звучащего слова, когда оно сначала зашифровано с помощью букв, потом видим последовательный ряд букв и дешифруем обратно в звучащее слово.2. Произносим слово с интонационным выделением первого звука изолированно, так, как он слышится в слове; обозначаем звук фишкой, ставим ее в первый квадрат. Продолжаем работу с последующими звуками слова в указанной логике: ребенок ведет указкой по схеме, произносит все слово, задерживает указку во второй клеточке, интонационно выделяет второй звук, называет второй звук изолированно и фиксирует его фишкой, затем также выделяет третий звук. После обозначения фишкой последнего звука обязательное прочитывание всего слова целиком.Важно научить детей выделять звук в слове не изолированно, а выделять на фоне всего слова!Применяем два способа выделения звука в слове:- более длительное (по сравнению с остальными звуками слова) звучание;- для взрывных согласных звуков более громкое (по сравнению с остальными звуками слова) звучание.Педагогу необходимо попрактиковаться в правильном интонационном выделении голосом звука в любой части слова. Первоначально учим своим образцом, дети воспринимают и копируют. Не всегда будет получаться сразу, многие дети не смогут это сделать, поэтому необходимо произносить слово вместе с ребенком, ободряя в правильности произношения.Например, произносим название картинки, выделяя первый звук, и определяем, есть «песенка ветра» в начале этого слова или нет. Педагог дает образец у-у-уточка, затем все вместе (дети «копируют»). Повторите как я, у-у-уточка, давайте еще раз произнесем у-у-уточка, есть песенка ветра у-у-у? (даем эталон). Психологически мы предлагаем ребенку сличить с эталоном, практически все дети дадут положительный ответ.Дифференциация твердых и мягких звуков, на примере игры «Песенка комаров». Большие комары поют [з-з-з], ходим по комнате, а маленьких комариков изображаем на корточках [зь-зь-зь]. Учим детей неосознанному сопоставлению и умению перестраивать свою артикуляцию: большие комары (язык напряженный и слегка приподнятый, «выгибается»), маленькие комары (язык опускается чуть ниже, «плоский»). Например, игровое упражнение «Чья эта песенка, больших комаров или маленьких?» - педагог произносит слово, потом все вместе, произносит один ребенок и т.д.Последовательность действий определения твердого и мягкого согласного звука:1. Четко произносим слово.2. Повторяем его с интонационным выделением нужного звука.3. Называем этот звук изолированно.4. Определяем его качество - согласный твердый или согласный мягкий.5. Обозначаем соответствующей фишкой (синей - согласный твердый, зеленой - согласный мягкий).На каждом занятии терпеливо учим детей запоминать этот порядок действий с применением картинок, имитацией движения рук, затем в уме. Например, согласный твердый, как «лед», показываем картинку и ударяем кулаком о ладошку; согласный мягкий, как «травка», показываем картинку и выполняем поглаживающие движения расслабленными пальцами. Шесть направлений обучения самостоятельному письму:1. Создание прочной стартовой базы (правильное произношение всех звуков, четкие акустико - артикуляционные образы звуков, владение навыками звукового анализа и синтеза, знание печатных букв, умение читать слоги и слова).2. Параллельное, но раздельное обучение чтению (читаем двусложные слова из открытых слогов, а пишем односложные).3. Формирование навыка планирующей деятельности (умение раскладывать текст на предложения, предложения на отдельные слова, слова на слоги, а слоги на составляющие их звуки).4. Формирование навыка исполнительской и контрольной деятельности (умение медленно, вслушиваясь в звуки речи, проговаривать слово во время письма).5. Обеспечение технической стороны письма (выделяем место для работы, следим за позой ребенка, используем простой карандаш и ластик, ручку).6. Формирование графических навыков (учим написанию только ПЕЧАТНЫХ БУКВ, которые проще изобразить, которые зрительно знакомы ребенку). Дети пишут под диктовку сначала слоги, отдельные слова, затем сочетания слов и короткие предложения. Обращаем внимание на заглавную букву в начале и точку в конце фразы.Подводя итог, отметим, что применяя коррекционно-развивающие упражнения на основе звукового аналитико-синтетического метода, развивая фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение, зрительно-моторную координацию, память, постепенно создаем фундамент для качественного усвоения чтения и письма у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.Литература1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.- 256с.2. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда. - ВЛАДОС, 2015.- 50с.