Публикации
Методическая разработка урока по дисциплине Охрана труда на тему "«СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАВМ. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ »
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока по дисциплине Охрана труда на тему "«СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАВМ. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ »
Автор: Букина Галина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока по дисциплине Охрана труда на тему "«СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАВМ. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ »
Автор: Букина Галина Александровна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области Егорьевский техникум
(ГАПОУ МО Егорьевский техникум)
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОХРАНА ТРУДА
Тема урока
СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАВМ. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ПРОФЕССИЯ: 29.01.08 ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ: 19601 ШВЕЯ, ГРУППА ШВ-311
Выполнила: преподаватель спецдисциплин
Букина Г.А.
г. Егорьевск
2023 г.
Тип урока::
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: осмысление изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Функции целей урока:
- Образовательная: усвоение обучающимися новых понятий, определений;
- Развивающая – содействовать развитию способности обобщать, анализировать, работать со справочным материалом;
- Воспитывающая – содействовать воспитанию активной жизненной позиции, объективности в оценке своих знаний.
Общие компетенции (ОК):
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
Оснащение урока:карточки-задания, ситуационные задачи, тесты
Методы и приемы:
Наглядно-иллюстративные в форме презентации
Словесные;
Практические.
Форма организации деятельности студентов на занятии:
Подготовка обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала;
Групповая работа;
Самостоятельная работа (индивидуальная).
Ход урока:
Этапы урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент
2 мин
1.Приветствие
2.Проверяет посещаемость в группе.
3.Проверка готовности к работе.
4.Сообщение общего хода занятия, организация внимания студентов.
1.Приветствие.
2.Докладывает командир группы.
3.Проверяют наличие учебных принадлежностей.
4.Слушают.
2. Постановка темы и цели урока
2 мин
Формулирует тему и цель урока для студентов
Оформляют тетради, записывают:
дату;
тему;
план урока.
3. Проверка знаний, умений, навыков
5 мин
Выясняет степень усвоения материала, изученного ранее:
- Документы, регламентирующие охрану труда
- определение охраны труда
2. Фронтальный опрос:
- правовые мероприятия;
- социально-экономические мероприятия;
- организационно-технические мероприятия;
- санитарно-гигиенические.
Беседа со всей группой
Отвечают4 обучающихся
Обсуждают полученные ответы
4. Подготовкак восприятию нового материала
1 мин
1. Беседа со студентами по вопросам, постановка учебной проблемы:
Как выдумаете, зачем нужно знать технику безопасности
Зачем нужно соблюдать технику безопасности на производстве, в учебных мастерских
2. Обобщение
Участвуют в обсуждении
5. Изучение нового материала
20 мин
1. Рассказ преподавателя по плану:
1.1. Определение понятия Средства Коллективной защиты
1.2. Цель применения средств коллективной защиты
1.3.Классификация средств коллективной защиты
1.4.Прфессиональные заболевания
1.5. Профилактика профессиональных заболеваний
2.Обобщение;
1. Запись под диктовку преподавателя;
2. Конспектирование материала по учебному пособию;
3. Участие в обсуждении вопросов.
6. Закрепление знаний
10 мин
1. Выполнение
2. Обобщение.
Самостоятельная работа студентов (письменно)
Отвечают на вопросы
7. Домашнее задание
3 мин
1. Выдача домашнего задания по теме
- знать основные определения по Охране труда
2. Инструктаж к выполнению домашнего задания.
Записывают домашнее задание
8. Итоги урока
2 мин
1. Рефлексия;
2. Выставление оценок за урок;
3. Прощание с обучающимися.
Слушают преподавателя.
ПЛАН
1. Средства коллективно защиты, определение, классификация, применение.
2. Профессиональные заболевания, профилактика профессиональных заболеваний.
3. Выполнение тестовых заданий.
1. Средства коллективно защиты, определение, классификация, применение.
Коллективные средства защиты — это технические средства, которые помогают предотвратить воздействие вредных или опасных факторов, которые негативно влияют на здоровье работников. Так, например, для нормализации воздушной среды в помещениях используют вентиляцию, систему очистки воздуха, кондиционирование, отопление, тепловые завесы, приборы дезодорации, сигнализацию, автоматические контроли. От чего защищают коллективные средства защиты. Средства коллективной защиты, как и средства индивидуальной защиты нужны, чтобы предотвратить воздействие вредных и опасных факторов на сотрудников предприятия. СКЗ одновременно защищают двух и более человек от механических, химических и биологических факторов: от шума, вибрации, поражения электрическим током, различных видов излучений, повышенных и пониженных температур.
Какие средства защиты относятся к коллективным:
примеры
К коллективным средствам защиты относятся оградительные и тормозные устройства, защитные экраны и короба, стационарные газоанализаторы, вентиляции и сигнализации и т.д. Средства коллективной защиты конструктивно и функционально связаны с производственным оборудованием, сооружением, производственной площадной. В этом их главное отличие от индивидуальных средств защиты, которые не связаны с оборудованием или помещением, в котором работает сотрудник. Перечень средств коллективной защиты достаточно объёмен. Есть две классификации коллективных средств защиты: в зависимости от вредных или опасных факторов на производстве или от класса СКЗ
Классификация коллективных средств защиты
Средства коллективной защиты классифицируются в зависимости от вредных или опасных производственных факторов.Определить, какие коллективные СИЗ использовать при проведении работ, можете с помощью таблицы ниже.
Таблица: на какие классы подразделяются средства коллективной защиты
Класс средства коллективной защиты
Что относится к классу
Пример средств коллективной защиты
Средства коллективной защиты от статического электричества
Устройства: заземляющие; увлажняющие; экранирующие. Нейтрализаторы. Антиэлектростатические вещества
Заземление металлических и электропроводных неметаллических элементов оборудования, увеличение поверхностной и объемной проводимости
Средства коллективной защиты от повышенного уровня вибрации
Устройства: оградительные; виброизолирующие, виброгасящие и вибропоглощающие; автоматического контроля и сигнализации; дистанционного управления
Виброизоляторы (пружинные, резиновые и комбинированные)
Средства коллективной защиты от поражения электрическим током
Устройства: оградительные; автоматического контроля и сигнализации; защитного заземления и зануления; автоматического отключения; выравнивания потенциалов и понижения напряжения; дистанционного управления; предохранительные. Изолирующие устройства и покрытия. Молниеотводы и разрядники. Знаки безопасности
Изолирующие покрытия, дистанционное управление
Средства коллективной защиты от повышенного уровня шума
Устройства: оградительные; звукоизолирующие, звукопоглощающие; глушители шума; автоматического контроля и сигнализации; дистанционного управления
Шумопоглощающие покрытия
Средства коллективной защиты для нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест
Устройства: для поддержания нормируемой величины барометрического давления; вентиляции и очистки воздуха; кондиционирования воздуха; локализации вредных факторов; отопления; автоматического контроля и сигнализации; дезодорации воздух
Устройства общеобменной и местной вентиляции — служат для удаления вредных продуктов (АПФД, химических веществ)
2. Профессиональные заболевания, профилактика профессиональных заболеваний.
Профессиональные заболевания (отравления) – заболевания (отравления), обусловленные воздействием производственных вредных и опасных факторов в процессе трудовой деятельности на организм работника.
Основными причинами профессиональной заболеваемости привоздействии на организмпроизводственных химических, биологических и физических факторов являются:
несовершенство технологических процессов, оборудования;
несовершенство условий работы;
неприменение, отсутствие или несовершенство средств индивидуальной защиты;
нарушение правил техники безопасности и производственной санитарии;
отступления от технологического регламента;
аварийные ситуации
В РФ действует Перечень профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России. Данный перечень является основным документом, который используется при установлении диагноза профзаболевания, его связи с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медико — социальной и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного здоровью работника. В указанный перечень профессиональных заболеваний включены заболевания, которые вызнаны воздействием вредных, опасных производственных факторов.
Наиболее распространенные виды профессиональных заболеваний:
заболевания (отравления), вызываемые воздействием химических факторов остро направленного, аллергенного, канцерогенного, фиброгенного воздействия с преимущественным поражением органов дыхания, системы крови, нервной системы, печени, почек и мочевыводящих путей, заболевания кожи;
заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей;
заболевания, вызванные воздействием вибрации (полинейропатия, вибрационная болезнь, шума (2- сторонняя нейросенсорная тугоухость разной степени тяжести);
при воздействии ионизирующего излучения (ожоги, лучевая болезнь…);
заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем;
заболевания, вызванные воздействием биологических факторов.
В зависимости от уровня и длительности воздействия вредных веществ и факторов различают:
Острыепрофессиональные заболевания (отравления);
Хроническиепрофессиональные заболевания (отравления).
К острым профессиональным заболеваниям (отравлениям) относятся формы, развивающиеся внезапно, после однократного (в течение одной рабочей смены) воздействия вредных и опасных производственных факторов, интенсивность которых значительно превышает ПДК и ПДУ.
К хроническим профессиональным заболеваниям относятся такие формы заболеваний, которые возникли в результате длительного воздействия (более пяти лет) вредных производственных факторов (химический, физический, биологический факторы), К хроническим должны быть отнесены и ближайшие, и отдаленные последствия профессиональных заболеваний (например, стойкие органические изменения ЦНС после интоксикации химическими веществами, заболевания крови, поздние силикозы и пр..,), а также болезни, в развитии которых профессиональное заболевание является фоном или фактором риска (например, рак легких, развившийся на фоне асбестоза, силикоза или пылевого бронхита), отдаленные последствия, как на организм самого работника, так и его поколение (тератогенное воздействие).
Основные мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний:
обеспечение безопасных условий труда и недопущение аварийных ситуаций;
применение технологических мер по механизации иавтоматизации производства, дистанционное управление;
проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) работников;
организация и проведение производственного контроля производственных факторов;
организационно — технические, санитарно — гигиенические иадминистративные меры по уменьшению воздействия вредных производственных факторов на работающих (соблюдение режима труда, внедрение принципа защиты расстоянием и временем, контроль за применением СИЗ и др.);
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с целью раннего выявления заболеваний;
проведение санаторно-курортной реабилитациилиц из групп повышенного риска;
проведение общеоздоровительных, общеукрепляющих мероприятий, направленных на закаливание организма и повышение его резистентности;
обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием.
3. Тест №1
1 Тест Коллективные и индивидуальные средства защиты
1. От чего защищают коллективные средства защиты?
а) от действия обычного оружия
б) от действия ядерного оружия
в) от действия ОВ
г) от действия БС
д) все выше перечисленное
2. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?
а) общевойсковой защитный комплект
б) противогаз
в) аптечка АИ-1, АИ-2
г) противохимический пакет ИПП-8, 9, 10, 11
д) вентилируемый блиндаж
3. К средствам коллективной защиты относятся:
а) убежища
б) укрытия
в) противогаз
г) респиратор
4. Что является подручным средством защиты органов дыхания
а) любая ткань, носовой платок
б) противогаз
в) ватно-марлевая повязка
г) противопыльная тканевая маска
5. Что относится к индивидуальным медицинским средствам защиты?
а) респиратор
б) ватно-марлевая повязка
в) индивидуальная аптечка
г) противогаз
д) легкий защитный костюм
6. Для чего предназначен изолирующий противогаз?
а) для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от ОВ, РВ
б) для защиты глаз и кожи лица от ОВ, БС
в) для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от ОВ и БС
г) для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от ОВ, РВ, БС
д) для защиты органов дыхания от ОВ, РВ, БС
7. Что запрещается приносить в убежище:
а) сильно пахнущие вещества
б) принадлежности туалета
в) продукты питания
г) громоздкие вещи
д) приводить животных
8. Клапанная коробка – составная часть:
а) Противогаза
б) Респиратора
в) ПТМ
г) Л – 1 9.
9. Средства защиты по применению делятся на:
а) фильтрующие и изолирующие
б) общевойсковые и специальные
в) индивидуальные и коллективные
г) средства защиты органов дыхания и кожи
д) индивидуальные и специальные
10. Назовите группы СИЗ организма человека по характеру их воздействия:
а) средства защиты кожи
б) средства защиты слизистых оболочек
в) средства защиты органов дыхания
г) химические средства защиты
д) медицинские средства защиты
11. Средства защиты по принципу защиты делятся на:
а) фильтрующие и изолирующие
б) общевойсковые и специальные
в) индивидуальные и коллективные
г) средства защиты органов дыхания и кожи
д) индивидуальные и специальные
Правильные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
д
б
а,б
а
в
г
а, г, д
а
в
.а,
а
Тест №2
1. Какие заболевания считаются профессиональными?
1. Вызванные воздействием на работника вредных производственных факторов, характерных для данной профессии
2. Психологические заболевания, указанные вперечне профессиональных заболеваний
3. Частые заболевания работников, вызванные определенными инфекциями
2.Что относится к профессиональному заболеванию?
1.ОРВИ
2. Пневмокониоз
3. Опухолевые заболевания
3.На какие группы подразделяют профзаболевания?
1. На физические и химические
2. На терапевтические и хирургические
3. На острые и хронические
4.Сколько основных этапов включает в себя весь порядок расследования?
1. 2
2. 3
3. 5
5.Кто устанавливает предварительный диагноз профзаболевания?
1. Руководитель отделения
2. Дежурный врач смены
3. Врач при проведении медицинского осмотра
6.Куда врач направляет сообщение о возможном профессиональном заболевании работника?
1. В поликлинику, к которой прикреплён работник
2. Начальнику отдела, в котором работает заболевший
3. В Центр госсанэпиднадзора
7.В каком случае заключение будет окончательным?
1. Если заболевание химическое
2. Если заболевание острое
3. Если заболевание терапевтическое
8.В течение какого количества днейпосле получения сообщения об установлении заключительного диагноза профзаболевания работодатель должен создать комиссию?
1. В течение 3 дней
2. В течение 10 дней
3. В течение 15 дней
9.Кто входит в комиссию, созданную работодателем?
1. Специалист по охране труда
2. Заболевший
3. Терапевт или другой врач изЦентра госсанэпиднадзора
10.В течение какого времени Центр госсанэпиднадзора и работодатель обязаны хранитьАкт о случае профессионального заболевания?
1. В течение 25 лет
2. В течение 50 лет
3. В течение 75 лет
Правильные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
1
3
3
2
2
1
3
(ГАПОУ МО Егорьевский техникум)
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОХРАНА ТРУДА
Тема урока
СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАВМ. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ПРОФЕССИЯ: 29.01.08 ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ: 19601 ШВЕЯ, ГРУППА ШВ-311
Выполнила: преподаватель спецдисциплин
Букина Г.А.
г. Егорьевск
2023 г.
Тип урока::
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: осмысление изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Функции целей урока:
- Образовательная: усвоение обучающимися новых понятий, определений;
- Развивающая – содействовать развитию способности обобщать, анализировать, работать со справочным материалом;
- Воспитывающая – содействовать воспитанию активной жизненной позиции, объективности в оценке своих знаний.
Общие компетенции (ОК):
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
Оснащение урока:карточки-задания, ситуационные задачи, тесты
Методы и приемы:
Наглядно-иллюстративные в форме презентации
Словесные;
Практические.
Форма организации деятельности студентов на занятии:
Подготовка обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала;
Групповая работа;
Самостоятельная работа (индивидуальная).
Ход урока:
Этапы урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент
2 мин
1.Приветствие
2.Проверяет посещаемость в группе.
3.Проверка готовности к работе.
4.Сообщение общего хода занятия, организация внимания студентов.
1.Приветствие.
2.Докладывает командир группы.
3.Проверяют наличие учебных принадлежностей.
4.Слушают.
2. Постановка темы и цели урока
2 мин
Формулирует тему и цель урока для студентов
Оформляют тетради, записывают:
дату;
тему;
план урока.
3. Проверка знаний, умений, навыков
5 мин
Выясняет степень усвоения материала, изученного ранее:
- Документы, регламентирующие охрану труда
- определение охраны труда
2. Фронтальный опрос:
- правовые мероприятия;
- социально-экономические мероприятия;
- организационно-технические мероприятия;
- санитарно-гигиенические.
Беседа со всей группой
Отвечают4 обучающихся
Обсуждают полученные ответы
4. Подготовкак восприятию нового материала
1 мин
1. Беседа со студентами по вопросам, постановка учебной проблемы:
Как выдумаете, зачем нужно знать технику безопасности
Зачем нужно соблюдать технику безопасности на производстве, в учебных мастерских
2. Обобщение
Участвуют в обсуждении
5. Изучение нового материала
20 мин
1. Рассказ преподавателя по плану:
1.1. Определение понятия Средства Коллективной защиты
1.2. Цель применения средств коллективной защиты
1.3.Классификация средств коллективной защиты
1.4.Прфессиональные заболевания
1.5. Профилактика профессиональных заболеваний
2.Обобщение;
1. Запись под диктовку преподавателя;
2. Конспектирование материала по учебному пособию;
3. Участие в обсуждении вопросов.
6. Закрепление знаний
10 мин
1. Выполнение
2. Обобщение.
Самостоятельная работа студентов (письменно)
Отвечают на вопросы
7. Домашнее задание
3 мин
1. Выдача домашнего задания по теме
- знать основные определения по Охране труда
2. Инструктаж к выполнению домашнего задания.
Записывают домашнее задание
8. Итоги урока
2 мин
1. Рефлексия;
2. Выставление оценок за урок;
3. Прощание с обучающимися.
Слушают преподавателя.
ПЛАН
1. Средства коллективно защиты, определение, классификация, применение.
2. Профессиональные заболевания, профилактика профессиональных заболеваний.
3. Выполнение тестовых заданий.
1. Средства коллективно защиты, определение, классификация, применение.
Коллективные средства защиты — это технические средства, которые помогают предотвратить воздействие вредных или опасных факторов, которые негативно влияют на здоровье работников. Так, например, для нормализации воздушной среды в помещениях используют вентиляцию, систему очистки воздуха, кондиционирование, отопление, тепловые завесы, приборы дезодорации, сигнализацию, автоматические контроли. От чего защищают коллективные средства защиты. Средства коллективной защиты, как и средства индивидуальной защиты нужны, чтобы предотвратить воздействие вредных и опасных факторов на сотрудников предприятия. СКЗ одновременно защищают двух и более человек от механических, химических и биологических факторов: от шума, вибрации, поражения электрическим током, различных видов излучений, повышенных и пониженных температур.
Какие средства защиты относятся к коллективным:
примеры
К коллективным средствам защиты относятся оградительные и тормозные устройства, защитные экраны и короба, стационарные газоанализаторы, вентиляции и сигнализации и т.д. Средства коллективной защиты конструктивно и функционально связаны с производственным оборудованием, сооружением, производственной площадной. В этом их главное отличие от индивидуальных средств защиты, которые не связаны с оборудованием или помещением, в котором работает сотрудник. Перечень средств коллективной защиты достаточно объёмен. Есть две классификации коллективных средств защиты: в зависимости от вредных или опасных факторов на производстве или от класса СКЗ
Классификация коллективных средств защиты
Средства коллективной защиты классифицируются в зависимости от вредных или опасных производственных факторов.Определить, какие коллективные СИЗ использовать при проведении работ, можете с помощью таблицы ниже.
Таблица: на какие классы подразделяются средства коллективной защиты
Класс средства коллективной защиты
Что относится к классу
Пример средств коллективной защиты
Средства коллективной защиты от статического электричества
Устройства: заземляющие; увлажняющие; экранирующие. Нейтрализаторы. Антиэлектростатические вещества
Заземление металлических и электропроводных неметаллических элементов оборудования, увеличение поверхностной и объемной проводимости
Средства коллективной защиты от повышенного уровня вибрации
Устройства: оградительные; виброизолирующие, виброгасящие и вибропоглощающие; автоматического контроля и сигнализации; дистанционного управления
Виброизоляторы (пружинные, резиновые и комбинированные)
Средства коллективной защиты от поражения электрическим током
Устройства: оградительные; автоматического контроля и сигнализации; защитного заземления и зануления; автоматического отключения; выравнивания потенциалов и понижения напряжения; дистанционного управления; предохранительные. Изолирующие устройства и покрытия. Молниеотводы и разрядники. Знаки безопасности
Изолирующие покрытия, дистанционное управление
Средства коллективной защиты от повышенного уровня шума
Устройства: оградительные; звукоизолирующие, звукопоглощающие; глушители шума; автоматического контроля и сигнализации; дистанционного управления
Шумопоглощающие покрытия
Средства коллективной защиты для нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест
Устройства: для поддержания нормируемой величины барометрического давления; вентиляции и очистки воздуха; кондиционирования воздуха; локализации вредных факторов; отопления; автоматического контроля и сигнализации; дезодорации воздух
Устройства общеобменной и местной вентиляции — служат для удаления вредных продуктов (АПФД, химических веществ)
2. Профессиональные заболевания, профилактика профессиональных заболеваний.
Профессиональные заболевания (отравления) – заболевания (отравления), обусловленные воздействием производственных вредных и опасных факторов в процессе трудовой деятельности на организм работника.
Основными причинами профессиональной заболеваемости привоздействии на организмпроизводственных химических, биологических и физических факторов являются:
несовершенство технологических процессов, оборудования;
несовершенство условий работы;
неприменение, отсутствие или несовершенство средств индивидуальной защиты;
нарушение правил техники безопасности и производственной санитарии;
отступления от технологического регламента;
аварийные ситуации
В РФ действует Перечень профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России. Данный перечень является основным документом, который используется при установлении диагноза профзаболевания, его связи с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медико — социальной и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного здоровью работника. В указанный перечень профессиональных заболеваний включены заболевания, которые вызнаны воздействием вредных, опасных производственных факторов.
Наиболее распространенные виды профессиональных заболеваний:
заболевания (отравления), вызываемые воздействием химических факторов остро направленного, аллергенного, канцерогенного, фиброгенного воздействия с преимущественным поражением органов дыхания, системы крови, нервной системы, печени, почек и мочевыводящих путей, заболевания кожи;
заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей;
заболевания, вызванные воздействием вибрации (полинейропатия, вибрационная болезнь, шума (2- сторонняя нейросенсорная тугоухость разной степени тяжести);
при воздействии ионизирующего излучения (ожоги, лучевая болезнь…);
заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем;
заболевания, вызванные воздействием биологических факторов.
В зависимости от уровня и длительности воздействия вредных веществ и факторов различают:
Острыепрофессиональные заболевания (отравления);
Хроническиепрофессиональные заболевания (отравления).
К острым профессиональным заболеваниям (отравлениям) относятся формы, развивающиеся внезапно, после однократного (в течение одной рабочей смены) воздействия вредных и опасных производственных факторов, интенсивность которых значительно превышает ПДК и ПДУ.
К хроническим профессиональным заболеваниям относятся такие формы заболеваний, которые возникли в результате длительного воздействия (более пяти лет) вредных производственных факторов (химический, физический, биологический факторы), К хроническим должны быть отнесены и ближайшие, и отдаленные последствия профессиональных заболеваний (например, стойкие органические изменения ЦНС после интоксикации химическими веществами, заболевания крови, поздние силикозы и пр..,), а также болезни, в развитии которых профессиональное заболевание является фоном или фактором риска (например, рак легких, развившийся на фоне асбестоза, силикоза или пылевого бронхита), отдаленные последствия, как на организм самого работника, так и его поколение (тератогенное воздействие).
Основные мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний:
обеспечение безопасных условий труда и недопущение аварийных ситуаций;
применение технологических мер по механизации иавтоматизации производства, дистанционное управление;
проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) работников;
организация и проведение производственного контроля производственных факторов;
организационно — технические, санитарно — гигиенические иадминистративные меры по уменьшению воздействия вредных производственных факторов на работающих (соблюдение режима труда, внедрение принципа защиты расстоянием и временем, контроль за применением СИЗ и др.);
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с целью раннего выявления заболеваний;
проведение санаторно-курортной реабилитациилиц из групп повышенного риска;
проведение общеоздоровительных, общеукрепляющих мероприятий, направленных на закаливание организма и повышение его резистентности;
обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием.
3. Тест №1
1 Тест Коллективные и индивидуальные средства защиты
1. От чего защищают коллективные средства защиты?
а) от действия обычного оружия
б) от действия ядерного оружия
в) от действия ОВ
г) от действия БС
д) все выше перечисленное
2. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?
а) общевойсковой защитный комплект
б) противогаз
в) аптечка АИ-1, АИ-2
г) противохимический пакет ИПП-8, 9, 10, 11
д) вентилируемый блиндаж
3. К средствам коллективной защиты относятся:
а) убежища
б) укрытия
в) противогаз
г) респиратор
4. Что является подручным средством защиты органов дыхания
а) любая ткань, носовой платок
б) противогаз
в) ватно-марлевая повязка
г) противопыльная тканевая маска
5. Что относится к индивидуальным медицинским средствам защиты?
а) респиратор
б) ватно-марлевая повязка
в) индивидуальная аптечка
г) противогаз
д) легкий защитный костюм
6. Для чего предназначен изолирующий противогаз?
а) для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от ОВ, РВ
б) для защиты глаз и кожи лица от ОВ, БС
в) для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от ОВ и БС
г) для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от ОВ, РВ, БС
д) для защиты органов дыхания от ОВ, РВ, БС
7. Что запрещается приносить в убежище:
а) сильно пахнущие вещества
б) принадлежности туалета
в) продукты питания
г) громоздкие вещи
д) приводить животных
8. Клапанная коробка – составная часть:
а) Противогаза
б) Респиратора
в) ПТМ
г) Л – 1 9.
9. Средства защиты по применению делятся на:
а) фильтрующие и изолирующие
б) общевойсковые и специальные
в) индивидуальные и коллективные
г) средства защиты органов дыхания и кожи
д) индивидуальные и специальные
10. Назовите группы СИЗ организма человека по характеру их воздействия:
а) средства защиты кожи
б) средства защиты слизистых оболочек
в) средства защиты органов дыхания
г) химические средства защиты
д) медицинские средства защиты
11. Средства защиты по принципу защиты делятся на:
а) фильтрующие и изолирующие
б) общевойсковые и специальные
в) индивидуальные и коллективные
г) средства защиты органов дыхания и кожи
д) индивидуальные и специальные
Правильные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
д
б
а,б
а
в
г
а, г, д
а
в
.а,
а
Тест №2
1. Какие заболевания считаются профессиональными?
1. Вызванные воздействием на работника вредных производственных факторов, характерных для данной профессии
2. Психологические заболевания, указанные вперечне профессиональных заболеваний
3. Частые заболевания работников, вызванные определенными инфекциями
2.Что относится к профессиональному заболеванию?
1.ОРВИ
2. Пневмокониоз
3. Опухолевые заболевания
3.На какие группы подразделяют профзаболевания?
1. На физические и химические
2. На терапевтические и хирургические
3. На острые и хронические
4.Сколько основных этапов включает в себя весь порядок расследования?
1. 2
2. 3
3. 5
5.Кто устанавливает предварительный диагноз профзаболевания?
1. Руководитель отделения
2. Дежурный врач смены
3. Врач при проведении медицинского осмотра
6.Куда врач направляет сообщение о возможном профессиональном заболевании работника?
1. В поликлинику, к которой прикреплён работник
2. Начальнику отдела, в котором работает заболевший
3. В Центр госсанэпиднадзора
7.В каком случае заключение будет окончательным?
1. Если заболевание химическое
2. Если заболевание острое
3. Если заболевание терапевтическое
8.В течение какого количества днейпосле получения сообщения об установлении заключительного диагноза профзаболевания работодатель должен создать комиссию?
1. В течение 3 дней
2. В течение 10 дней
3. В течение 15 дней
9.Кто входит в комиссию, созданную работодателем?
1. Специалист по охране труда
2. Заболевший
3. Терапевт или другой врач изЦентра госсанэпиднадзора
10.В течение какого времени Центр госсанэпиднадзора и работодатель обязаны хранитьАкт о случае профессионального заболевания?
1. В течение 25 лет
2. В течение 50 лет
3. В течение 75 лет
Правильные ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
1
3
3
2
2
1
3