Публикации
Рабочая программа по музыке для 1-4 кл.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по музыке для 1-4 кл.
Автор: Семёнова Елена Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по музыке для 1-4 кл.
Автор: Семёнова Елена Евгеньевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКрыжинская основная общеобразовательная школаЖуковского муниципального округа Брянской областиВыпискаиз основной образовательной программы начального общего образованияРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID 3041824)учебного предмета «Музыка» для начального общего образованияСрок освоения : 4 года (с 1 по 4 класс)Составители: Семёнова Елена Евгеньевнаучитель начальных классоввысшей квалификационной категорииВыписка верна 30.08.2023г.Директор Е.И. Струтинская 2023ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМузыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка. Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):инвариантные:модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»; модуль № 3 «Музыка в жизни человека» вариативные:модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5 «Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра и кино»; модуль № 7 «Современная музыкальная культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота»Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов:в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯИнвариантные модулиМодуль № 1 «Народная музыка России»Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит. Край, в котором ты живёшьСодержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты.Виды деятельности обучающихся:разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков;диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края; вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта.Русский фольклорСодержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Виды деятельности обучающихся:разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров;участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие);сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора;вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным народным песням; Русские народные музыкальные инструментыСодержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.Виды деятельности обучающихся:знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов;определение на слух тембров инструментов;классификация на группы духовых, ударных, струнных;музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов;вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках.Сказки, мифы и легендыСодержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах.Виды деятельности обучающихся:знакомство с манерой сказывания нараспев;слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев;в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера;создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям;вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины.Жанры музыкального фольклораСодержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты.Виды деятельности обучающихся:различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая;определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей;определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные);разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации;импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах);вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.Народные праздникиСодержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах).Виды деятельности обучающихся:знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации;разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов Российской Федерации);вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника;посещение театра, театрализованного представления;участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка.Первые артисты, народный театрСодержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.Виды деятельности обучающихся:чтение учебных, справочных текстов по теме;диалог с учителем;разучивание, исполнение скоморошин;вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.Фольклор народов РоссииСодержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.Виды деятельности обучающихся:знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации;определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах;вариативно: исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи;творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России.Фольклор в творчестве профессиональных музыкантовСодержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.Виды деятельности обучающихся:диалог с учителем о значении фольклористики; чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора;слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций;определение приёмов обработки, развития народных мелодий;разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке;сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте;обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения;вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи.Модуль № 2 «Классическая музыка» Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Композитор – исполнитель – слушательСодержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.Виды деятельности обучающихся:просмотр видеозаписи концерта; слушание музыки, рассматривание иллюстраций;диалог с учителем по теме занятия; «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз);освоение правил поведения на концерте;вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение концерта классической музыки.Композиторы – детямСодержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.Виды деятельности обучающихся:слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором;подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;определение жанра;музыкальная викторина;вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера.ОркестрСодержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром.Виды деятельности обучающихся:слушание музыки в исполнении оркестра;просмотр видеозаписи;диалог с учителем о роли дирижёра, «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки;разучивание и исполнение песен соответствующей тематики;вариативно: знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры.Музыкальные инструменты. ФортепианоСодержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).Виды деятельности обучающихся:знакомство с многообразием красок фортепиано;слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов;«Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя;демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами);вариативно: посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей).Музыкальные инструменты. ФлейтаСодержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси).Виды деятельности обучающихся:знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов;слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов;чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления.Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончельСодержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.Виды деятельности обучающихся:игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов;разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам;вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём.Вокальная музыкаСодержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.Виды деятельности обучающихся:определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов;знакомство с жанрами вокальной музыки;слушание вокальных произведений композиторов-классиков;освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений;вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона;проблемная ситуация: что значит красивое пение;музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов;разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков;вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов.Инструментальная музыкаСодержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.Виды деятельности обучающихся:знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки;слушание произведений композиторов-классиков;определение комплекса выразительных средств;описание своего впечатления от восприятия;музыкальная викторина;вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря музыкальных жанров.Программная музыкаСодержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.Виды деятельности обучающихся:слушание произведений программной музыки;обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором;вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе.Симфоническая музыкаСодержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.Виды деятельности обучающихся:знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов;определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра;слушание фрагментов симфонической музыки;«дирижирование» оркестром;музыкальная викторина;вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве оркестра.Русские композиторы-классикиСодержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов.Виды деятельности обучающихся:знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии;слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений;круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы;чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера;вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма.Европейские композиторы-классикиСодержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов.Виды деятельности обучающихся:знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии;слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений;круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы;чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера;вокализация тем инструментальных сочинений;разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма.Мастерство исполнителяСодержание: Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского.Виды деятельности обучающихся:знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки;изучение программ, афиш консерватории, филармонии;сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов;беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»; вариативно: посещение концерта классической музыки;создание коллекции записей любимого исполнителя.Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.Красота и вдохновениеСодержание: Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.Виды деятельности обучающихся:диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека;слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии;двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку»;выстраивание хорового унисона – вокального и психологического;одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижёра;разучивание, исполнение красивой песни;вариативно: разучивание хоровода Музыкальные пейзажиСодержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.Виды деятельности обучающихся:слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы;подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;двигательная импровизация, пластическое интонирование;разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте;вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; игра-импровизация «Угадай моё настроение».Музыкальные портретыСодержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.Виды деятельности обучающихся:слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей;подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения;разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки;вариативно: рисование, лепка героя музыкального произведения; игра-импровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов.Какой же праздник без музыки?Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.Виды деятельности обучающихся:диалог с учителем о значении музыки на празднике;слушание произведений торжественного, праздничного характера;«дирижирование» фрагментами произведений;конкурс на лучшего «дирижёра»; разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику;проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка;вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа».Танцы, игры и весельеСодержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.Виды деятельности обучающихся:слушание, исполнение музыки скерцозного характера;разучивание, исполнение танцевальных движений;танец-игра;рефлексия собственного эмоционального состояния после участияв танцевальных композициях и импровизациях;проблемная ситуация: зачем люди танцуют;ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра;Музыка на войне, музыка о войнеСодержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы.Виды деятельности обучающихся:чтение учебных и художественных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны;слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с историей их сочинения и исполнения;обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне?Главный музыкальный символСодержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.Виды деятельности обучающихся:разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации;знакомство с историей создания, правилами исполнения;просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов;чувство гордости, понятия достоинства и чести;обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны;разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы.Искусство времениСодержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.Виды деятельности обучающихся:слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения;наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки;проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека;вариативно: программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль».Модуль № 4 «Музыка народов мира»Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов. Певец своего народаСодержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.Виды деятельности обучающихся:знакомство с творчеством композиторов;сравнение их сочинений с народной музыкой;определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.Музыка стран ближнего зарубежья Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками. Виды деятельности обучающихся:знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран;определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов;определение на слух тембров инструментов;классификация на группы духовых, ударных, струнных;музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народовс фольклорными элементами народов России;разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи;творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира.Музыка стран дальнего зарубежьяСодержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие). Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона.Виды деятельности обучающихся:знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран;определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов;определение на слух тембров инструментов;классификация на группы духовых, ударных, струнных;музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России;разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах);вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи;творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Диалог культурСодержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Виды деятельности обучающихся:знакомство с творчеством композиторов;сравнение их сочинений с народной музыкой;определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.Модуль № 5 «Духовная музыка» Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.Звучание храмаСодержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.Виды деятельности обучающихся:обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов;диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона; знакомство с видами колокольных звонов;слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности (по выбору учителя могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и другие);выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором;двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне; ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок;вариативно: просмотр документального фильма о колоколах; сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов.Песни верующихСодержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.Виды деятельности обучающихся:слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания;диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах;знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания;вариативно: просмотр документального фильма о значении молитвы;рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.Инструментальная музыка в церквиСодержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха.Виды деятельности обучающихся:чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении;ответы на вопросы учителя;слушание органной музыки И.С. Баха;описание впечатления от восприятия, характеристика музыкально-выразительных средств;игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания);звуковое исследование – исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа;наблюдение за трансформацией музыкального образа;вариативно: посещение концерта органной музыки; рассматривание иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного фильма об органе; литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки.Искусство Русской православной церквиСодержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другое). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы.Виды деятельности обучающихся:разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки;прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи;анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики;сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице;вариативно: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах.Религиозные праздникиСодержание: Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов).Виды деятельности обучающихся:слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания;разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки;вариативно: просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам; посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке религиозных праздников.Модуль № 6 «Музыка театра и кино»Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.Музыкальная сказка на сцене, на экранеСодержание: Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.Виды деятельности обучающихся:видеопросмотр музыкальной сказки;обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев;игра-викторина «Угадай по голосу»;разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки;вариативно: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм».Театр оперы и балетаСодержание: Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле.Виды деятельности обучающихся:знакомство со знаменитыми музыкальными театрами;просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя;определение особенностей балетного и оперного спектакля;тесты или кроссворды на освоение специальных терминов;танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета;разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из оперы);«игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля;вариативно: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши.Балет. Хореография – искусство танцаСодержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина).Виды деятельности обучающихся:просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов;музыкальная викторина на знание балетной музыки;вариативно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемента к фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета;Опера. Главные герои и номера оперного спектакляСодержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского -Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов).Виды деятельности обучающихся:слушание фрагментов опер;определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения;знакомство с тембрами голосов оперных певцов;освоение терминологии;звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний;разучивание, исполнение песни, хора из оперы;рисование героев, сцен из опер;вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы.Сюжет музыкального спектакляСодержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.Виды деятельности обучающихся:знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля;рисунок обложки для либретто опер и балетов; анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон;наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором;вокализация, пропевание музыкальных тем, пластическое интонирование оркестровых фрагментов;музыкальная викторина на знание музыки;звучащие и терминологические тесты;вариативно: создание любительского видеофильма на основе выбранного либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета.Оперетта, мюзиклСодержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др. Виды деятельности обучающихся:знакомство с жанрами оперетты, мюзикла;слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра;разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей;сравнение разных постановок одного и того же мюзикла;вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла; постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль для родителей.Кто создаёт музыкальный спектакль?Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие.Виды деятельности обучающихся:диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля;знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников;просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках;обсуждение различий в оформлении, режиссуре;создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей;вариативно: виртуальный квест по музыкальному театру.Патриотическая и народная тема в театре и киноСодержание: История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения). Виды деятельности обучающихся:чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку;диалог с учителем;просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов;обсуждение характера героев и событий;проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка;разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев;вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики.Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.Современные обработки классической музыкиСодержание: Понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Виды деятельности обучающихся:различение музыки классической и её современной обработки;слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом;обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки;вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента;ДжазСодержание: Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно известных джазовых). Виды деятельности обучающихся:знакомство с творчеством джазовых музыкантов;узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений;определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию;вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов.Исполнители современной музыкиСодержание: Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи.Виды деятельности обучающихся:просмотр видеоклипов современных исполнителей;сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой);вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций.Электронные музыкальные инструментыСодержание: Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.Виды деятельности обучающихся:слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах;сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения;подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму;вариативно: посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах; создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (например, Garage Band).Модуль № 8 «Музыкальная грамота»Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.Весь мир звучитСодержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.Виды деятельности обучающихся:знакомство со звуками музыкальными и шумовыми;различение, определение на слух звуков различного качества;игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации;артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков.ЗвукорядСодержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.Виды деятельности обучающихся:знакомство с элементами нотной записи;различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков;пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»;разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда.ИнтонацияСодержание: Выразительные и изобразительные интонации.Виды деятельности обучающихся:определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие) характера;разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций;слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций.РитмСодержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.Виды деятельности обучающихся:определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз;исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов;разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);Ритмический рисунокСодержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.Виды деятельности обучающихся:определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз;исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов;разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);РазмерСодержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.Виды деятельности обучающихся:ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах);определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4;исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами;слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку;вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере.Музыкальный языкСодержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент).Виды деятельности обучающихся:знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи;определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений;наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов);исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками;использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях;вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря.Высота звуковСодержание: Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).Виды деятельности обучающихся:освоение понятий «выше-ниже»;определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации;наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра;вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.МелодияСодержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок.Виды деятельности обучающихся:определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками;исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков;вариативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.СопровождениеСодержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.Виды деятельности обучающихся:определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения;различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения;показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента;различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш;составление наглядной графической схемы;импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах);вариативно: исполнение простейшего сопровождения к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах.ПесняСодержание: Куплетная форма. Запев, припев.Виды деятельности обучающихся:знакомство со строением куплетной формы;составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы;исполнение песен, написанных в куплетной форме;различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений;вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне.ЛадСодержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав.Виды деятельности обучающихся:определение на слух ладового наклонения музыки;игра «Солнышко – туча»;наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада;распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора;исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской;вариативно: импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о нотах и музыкальных ладах.ПентатоникаСодержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов.Виды деятельности обучающихся:слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатоникеНоты в разных октавахСодержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.Виды деятельности обучающихся:знакомство с нотной записью во второй и малой октаве;прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах;определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент;вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.Дополнительные обозначения в нотахСодержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).Виды деятельности обучающихся:знакомство с дополнительными элементами нотной записи;исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы.Ритмические рисунки в размере 6/8Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.Виды деятельности обучающихся:определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8;исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов;игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами;разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8.Тональность. ГаммаСодержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе).Виды деятельности обучающихся:определение на слух устойчивых звуков;игра «устой – неустой»;пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам;освоение понятия «тоника»;упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу»;вариативно: импровизация в заданной тональности.ИнтервалыСодержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.Виды деятельности обучающихся:освоение понятия «интервал»;анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон);различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту;подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов;разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении;элементы двухголосия;вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами.ГармонияСодержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.Виды деятельности обучающихся:различение на слух интервалов и аккордов;различение на слух мажорных и минорных аккордов;разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движениемпо звукам аккордов;вокальные упражнения с элементами трёхголосия;определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений;вариативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни.Музыкальная формаСодержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды.Виды деятельности обучающихся:знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо;слушание произведений: определение формы их строения на слух;составление наглядной буквенной или графической схемы;исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме;вариативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы.ВариацииСодержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.Виды деятельности обучающихся:слушание произведений, сочинённых в форме вариаций;наблюдение за развитием, изменением основной темы;составление наглядной буквенной или графической схемы;исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций;вариативно: коллективная импровизация в форме вариаций.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности;знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.2) в области духовно-нравственного воспитания:признание индивидуальности каждого человека;проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.3) в области эстетического воспитания:восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;стремление к самовыражению в разных видах искусства.4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению;бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.6) в области трудового воспитания:установка на посильное активное участие в практической деятельности;трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;уважение к труду и результатам трудовой деятельности.7) в области экологического воспитания:бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОвладение универсальными познавательными действиями В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий:сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:выбирать источник получения информации;согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем алгоритму;самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий:1) невербальная коммуникация:воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.2) вербальная коммуникация:воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё мнение;строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовить небольшие публичные выступления;подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.3) совместная деятельность (сотрудничество):стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий:планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПредметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах;сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;стремятся к расширению своего музыкального кругозора.К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических;создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментахпри исполнении народной песни;исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностейК концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;исполнять доступные образцы духовной музыки;рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится:различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза);анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;исполнять и создавать различные ритмические рисунки;исполнять песни с простым мелодическим рисунком. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС 2 КЛАСС 3 КЛАСС 4 КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС 2 КЛАСС 3 КЛАСС 4 КЛАСС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКАМузыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Музыка. 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯразработка уроков, музыкальные трекиЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТэлектронные уроки, презентации по урокам