Публикации Использование современных образовательных технологий на уроках для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных образовательных технологий на уроках для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе
Автор: Володина Лидия Витальевна

Использование современных образовательных технологий на уроках для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе
Л.В. Володина,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 207 (г. Новосибирск)
Аннотация: Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Для школ представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В своей работе я использую личностно-ориентированный подход к обучению, информационные технологии и здоровьесберегающие технологии.
Ключевые слова: Педагогическая образовательная технология, компетентностно-ориентированная технология, информационнo-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.
В концепции ФГOС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).
Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточны, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Работая над данной темой на протяжении нескольких лет, я рассмотрела теоретические основы понятия педагогическая (образовательная) технология, этапы внедрения педагогических технологий в практику работы известных педагогов и воспитателей, ее классификационные характеристики, а также технологии наиболее практичные для работы с младшими школьниками. С помощью различных диагностических методик, убедилась в эффективности применения тех или иных педагогических технологий в работе классного руководителя начальной школы.
Особое внимание хочу обратить на использование мной самых продуктивных и творческих современных технологий:
компетентностно-ориентированных технологий;
информационных технологий;
здоровьесберегающих технологий.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель этого обучения – создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:
подготовить учащихся к усвоению новых знаний;
обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.
Прежде чем использовать разноуровневые задания, провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. По итогам промежуточных и итоговых проверочных работ по предметам русский язык и математика 75%-85% ребят справляются с заданиями. Качество знаний учащихся составляет 75%, процент успеваемости – 100%.
Другой эффективной образовательной технологией, которую использую, является информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения. Одним из средств внедрения информационно-коммуникационных технологий является применение персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод. 100% учащихся моего класса имеют домашний персональный компьютер.
Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно- ориентированных методических подходов для изучения математики, использую Интернет ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися. Интересно проходят уроки-экскурсии с применением информационных ресурсов музеев по различным темам.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Постоянно занимаясь самообразованием. Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности. Знания ИКТ позволили мне опубликовать разработанные материалы на разных интернет- сайтах. Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе. Включённые в процесс обучения компьютерные презентации в среде PowerPoint позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несёт прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Слежу во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняю их положение в классе по отношению к источнику света, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В своей работе использую тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены. Применяю на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки, тесно связана с развитием мышления и речи детей.
В начале рабочего дня – общеукрепляющая зарядка; обязательное упражнение Поделись улыбкой - психологический позитивный настрой. В течение уроков – комплекс динамических пауз: общеукрепляющие физминутки для формирования правильной осанки, зрительная и пальчиковая гимнастики, комплекс дыхательных упражнений. Подвижные игры во время перемен. Беседы по основам знаний о здоровье совместно со школьной медсестрой, ведение уголка здоровья, посещение бассейна 1 раз в неделю. Проведение традиционного спортивного праздника в 1 классе Папа, мама, я – спортивная семья, дней Здоровья.
Применение здоровьесберегающих технологий способствует снижению заболеваний учащихся, повышению работоспособности, обеспечению возрастных темпов роста и развития детей, формированию у младших школьников необходимых ЗУН по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, предоставляют учащимся возможность самореализовываться, дают право выбора способа и пути деятельности, помогают снять перегрузки в усвоении учебного материала.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Диагностировать детей вместе с психологом школы начинаю с 1 класса: Готовность ребёнка к школе, Степень адаптации в школе.
Систематически (в 1-х классах) проводятся психологические обследования первоклассников по методике Гореловой Выявление школьной тревожности; по методике Рене-Жиля Эмоциональная близость ребёнка к учителю; исследование самооценки ребёнка; оценивание детских рисунков на тему Что мне нравится в школе?.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я добиваюсь высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Список литературы
Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить. – М.2003.
Поляков, С.Д. В поисках педагогических инноваций. – М.1998.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование 1988.
Муштавинская И.В, Крылова, О.Н. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. ,– СПб АППО, 2015.
Ягодко Л.И.Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010.
1