Публикации "ФОП и дошкольное образование, внедрение и реализация"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ФОП и дошкольное образование, внедрение и реализация"
Автор: Мисионжник Ирина Владимировна

ФОП и дошкольное образование, внедрение и реализацияВ чем состоит специфика Федеральной программы?Федеральная программа отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования :— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;— создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям, равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.Федеральная программа:Представляет собой учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее — Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее — План) и иные компоненты.Определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО.Определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно целевым ориентирам и образовательным областям ФГОС ДО.Является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программы, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может оформляться в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема программы и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.Для каких организаций Федеральная программа является обязательной?Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность.Анализ содержания ФОП ДО и стратегия его отбора для ОП: стратегии дошкольной организации «ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей».Дополнительные парциальные программы – право организации, а не ее обязанность.Вариант 1. Ресурсы минимальны и не позволяют качественно дополнять содержание ФОП ДО. В этом случае организация может строить свою деятельность исключительно на основе федеральной программы. Важно понимать, что она позволяет полностью реализовать ФГОС ДО и дает современное качественное дошкольное образование, поэтому такое решение не следует рассматривать как показатель низкого уровня качества работы организации.Региональный компонент. При наличии в регионе таких материалов, желательно дополнять образовательные области физического развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития региональными рекомендациями, региональным компонентом. Он может быть представлен в пропорции около 10% программы. Это могут быть: рекомендации по сохранению и укреплению здоровья в соответствии с климатическими и экологическими условиями, в которых функционирует ДОО программа по ХЭР на основе материала местных писателей, композиторов, художников программа по познавательному развитию с углубленным материалом о местной флоре и фауне программа приобщения к труду с учетом структуры занятости региона (например, нефтедобывающий, приморье, черноземная полоса и т. д.) программа патриотического воспитания – воспитание любви и интереса к малой родине (например москвоведение, программа юного петербуржца и т. д.)Описание раздела в вариативной части.Вариант 2. Если организация раньше реализовала авторскую комплексную программу и получила значимые положительные результаты, коллектив квалифицированно обучен по соответствующим методикам авторами этой программы, рационально взять ключевые методики/технологии из этой системы в виде парциальных программ или технологий, наполнив ими часть, формируемую организацией самостоятельно.Дополнительное образование для всех.Вариант 3. Эта же стратегия эффективна, если организация на протяжении многих лет привлекает специалистов и реализует для всего контингента детей на бесплатной или платной основе какие-то парциальные программы, которые дают хороший результат и востребованы родителями. Это могут быть программы обучения плаванию, хореографии, экологического воспитания, формирования математических представлений и т. п.Дополнительное образование по выбору.Вариант 4. Если организация идет по пути создания широкой системы дополнительного образования (кружковой и студийной работы) в которой дети участвуют выборочно, по собственному желанию и желанию родителей, парциальные программы этих занятий вносятся в дополнение к соответствующим разделам ФОП ДО, поскольку реализацию базового образования организация обязана обеспечить всем воспитанникам.Организация работы над ОП ДОО• Целевой раздел целесообразно брать из ФОП ДО, поскольку он определяется ФГОС ДО и не предполагает глубокой содержательной вариативности.• Редактирование планируемых результатов на этапе завершения дошкольного образования, поскольку они превышают ФГОС ДО.Социально-коммуникативное развитие - это большой раздел с разнообразными задачами, и его целесообразно полностью использовать из ФОП.Раздел развития речи очень объемен. Организация может реализовать свой кадровый потенциал, используя методики, которыми хорошо владеют воспитатели.Познавательное развитиеРаздел «познавательное развитие» также охватывает большое содержание, однако в нем зафиксированы не общие подходы к когнитивному развитию ребенка, а конкретные частные методики. В силу этого возможна замена или дополнение содержания всего раздела или, например, только ФЭМП парциальными программами, которые освоены воспитателями и дают качественный образовательный результат, удовлетворяющий родителей. К качеству содержания этого раздела очень чувствительны частные детские сады, для которых вопрос удовлетворенности родителей уровнем интеллектуального развития ребенка является конкурентным преимуществом и одним из основных критериев выбора клиентов.Музыкальное воспитаниеРаздел музыкального воспитания должен внимательно проанализировать музыкальный руководитель. Здесь возможна частичная замена – например, программы музыкально ритмического движения на программу по хореографии; театрализаций – на программу по развитию детей средствами театра.Художественно - эстетическое развитиеВ области художественно-эстетического развития использование ФОП можно дифференцировать по возрастам. В младшем и среднем возрасте фиксируются базовые навыки использования различных материалов, которые в любом случае будут формироваться у детей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста существуют разные подходы. Если руководителям и коллективу, родителям хочется более творческого и развивающего процесса, это можно достичь использованием в этих возрастных группах современной инновационной технологии. Согласно ФГОС ДО, организация имеет право реализовать в разных группах различные программы.Физическое воспитание Раздел физического развития также может быть представлен парциальными программами, отражающими региональные и иные особенности конкретной организации – такие, как кадры, материальные условия, запросы родителей. Раздел значительно превышает ФГОС ДО. Оформляем по ФОП разделы «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»,«Способы и направления поддержки детской инициативы», «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями» можно использовать по ФОП и при желании дополнять описанием практик, реализуемых в ДОО.Праздники экологической направленностиСуществует много праздников экологической направленности, содержание которых доступно и интересно детям дошкольного возраста, посвященных охране отдельных видов животных. Прежде всего имеет смысл обратить внимание на те праздники, которые позволят показать детям природоохранную деятельность в нашей стране, России, как очень важный компонент патриотического и гражданского воспитания. Это день китов и дельфинов, день птиц, день воробья, день лягушки, день тигра, день журавля, день полярного медведя, день домашних животных, день пчел, день озера Байкал, а также день Земли, день воды, день рек, день лесов, день гор, день Солнца, день заповедников.Праздники социальной направленности Также важно включать в календарь воспитательных событий праздники социальной направленности – в частности, помогающие знакомить детей с разными видами общественного труда и профессиями. В этой работе необходимо учесть региональный компонент, структуру занятости населения, родителей детей. Это день повара, день медика, день строителя и т. д.Праздники в эстетически-художественной областиВ эстетически-художественной области интересно реализуются в практике работы воспитателя день художника, день цветных карандашей, день цвета, день танца, международный день музыки, день детской книги, день поэзии, день библиотек, день музеев.Социально-коммуникативные праздники• Воспитатели традиционно проводят мероприятия, посвященные юбилеям детских писателей, художников; в старших возрастных группах отмечают дни рождения классиков российской детской литературы – К. И. Чуковского, С. Я Маршака, Е. Чарушина и других.• Формируя систему отношения к другим людям, хорошо выбрать несколько социально-коммуникативных праздников – таких, как день друзей, день улыбки, день слова «спасибо» и т. п. Все это уже вошло в практику работы многих педагогов и детских садов, и новые нормативные документы открывают все возможности продолжать и развивать эту позитивную практику.Воспитатель• Формы, способы, методы и средства реализации ФОП педагог выбирает самостоятельно.• Педагог признает приоритет субъектной позиции ребенка. Это означает невозможность возврата к заорганизованным фронтальным формам работы с группой на основе жесткого планирования.• Педагог поощряет самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.• Ключевым принципом является приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка.Согласно ФГОС ДО, педагог может использовать различные формы реализации ФОП ДО в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей :1. В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) : непосредственное эмоциональное общение со взрослым; двигательная деятельность; предметно - манипулятивная деятельность; речевая; элементарная музыкальная деятельность;2. В раннем возрасте (1 год — 3 года) : предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами; ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность; игровая деятельность; речевая; изобразительная деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность;3. В дошкольном возрасте (3 года — 8 лет) : игровая деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевая деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; используются для развития следующих видов деятельности детей : двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.Главное, что вариативность форм, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.Образовательная деятельность в ДОО включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.Основные задачи:.приобщать детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность и другие. Дальше расскажу об этом подробнее;.охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;.обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей;.обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.Патриотическое направление. Духовно-нравственное направление Социальное воспитание Познавательное воспитание Физическое и оздоровительное направление Трудовое направление Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада — воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.ФОП дал основные ориентиры по построению работы: содержание, объем, предполагаемые результаты. Как их достичь — сад выбирает свои дополнительные программы к основной ФОП. Кроме привычных игр и книг мы стараемся увлекать детей презентациями, интерактивами, практическими занятиями.Для развития патриотизма разучиваем стихи о Родине, исполняем песни о Великой Победе, знакомим детей с достопримечательностями родного края, принимаем участие в конкурсах, акциях патриотической направленности.Социальное воспитание основано на вежливом отношении к сверстникам и взрослым. Дети учатся этому в играх, беседах и чтением книг. Но в первую очередь это всегда пример взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателя, педагога.Любовь к спорту и интерес к здоровью формируем с помощью активных игр. На базе нашего сада действует кружок по футболу и плаванию.Делаем упор на трудовое воспитание. Для самых маленьких оно начинается с элементарных навыков самообслуживания: одеться, раздеться, убрать игрушки. Дети постарше помогают готовиться к приему пищи, к занятиям, поливают растения в группе. Воспитанники подготовительных групп учатся ухаживать за цветами на участке сада.ФОП представляет для образовательных организаций.общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.Что в итоге.ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.Главная цель — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.