Публикации РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Ковалева Светлана Леонтьевна Пчелкина Наталья Ивановна Байдикова Анжела Викторовна Погонец Алиса Андреевна

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯКОВАЛЕВА С.Л.учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30», Россия, г. БелгородПЧЕЛКИНА Н.И.учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30», Россия, г. БелгородБАЙДИКОВА А.В.учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30», Россия, г. БелгородПОГОНЕЦ А.А.воспитатель, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №30», Россия, г. БелгородСюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка: через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Изучением сюжетно-ролевой игры занимались такие ученые, как Р.И. Жуковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин. Основы творчества в сюжетно-ролевой игре освещались Е.А. Аркиным, Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.Н. Поддъяковым, А.А. Рояк и др. Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет / содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей с ОВЗ.Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой:-прямые (ролевое участие в игре, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)-косвенные (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки. Игровые приёмы, являются специфическими для обучения детей с ОВЗ.О.М.Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др. Благодаря сюжетно-ролевой игре: активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности. Игра помогает детям с ОВЗ приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности. При условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей с ОВЗ игра становится формой организации детской жизни, является важным фактором социализации детей с ОВЗ. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. В этом случае игры будут выполнять функцию упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей с ОВЗ комплексное воспитательное воздействие. При отборе материала по организации сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать особенности детей, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать особенный ребёнок.Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей с ОВЗ последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с детьми с ОВЗ.Список литературы
  • Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. – К.:Радкола, 2014.- 112 с.34
  • Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.ечь, 2014 – 272с