Публикации Классный час "Конфликты"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час "Конфликты"
Автор: Дина Сергеевна Уфлянд

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Талица Фалёнского района Кировской области
Районный конкурс методических материалов.
Номинация Воспитательная работа
Конфликты в нашей жизни и
способы их разрешения
(Сценарий классного часа для школьников 8 класса)
Из опыта работы Опушневой Эльвиры
Николаевны, учителя высшей
квалификационной категории
МКОУ СОШ с. Талица Фалёнского
района Кировской области
2013 год
Тема классного часа
Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения.
Класс 8 класс
Технология проведения: Час общения с элементами тренинга
Цели классного часа:
Познавательная:
учащиеся должны усвоить сущность понятия конфликт и конфликтная ситуация, познакомиться с базовыми нравственными категориями добро и зло;
развить навыки предупреждения конфликта.
Развивающая:
развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
(Примечание: Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей)
Воспитывающая:
воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
формирование социально одобряемых форм поведения.
Оборудование:
плакат Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь
Станислав Ежи Лец
изготовление Древа раздумий;
тесты для каждого ученика
Предварительная подготовка:
разучивание стихов;
разыгрывание некоторых конфликтных ситуаций;
проведение теста до классного часа;
подготовка презентации по теме.
Сценарий классного часа
Учитель.
И снова здравствуйте. Сегодня на классном часе мы продолжим разговор о культуре общения друг с другом. Начнем с того, что посмотрим несколько ситуаций из школьной жизни, разыгранных учениками.
1 ситуация.
- Ой, привет, ты где это так подстриглась?
- А что, тебе не нравится?
- Так вообще уже давно никто не стрижётся – ты выглядишь как пенсионерка.
- Ты на себя в зеркало посмотри! Три волоса на четыре стороны! Тоже мне, фифа!
2 ситуация.
- Ой, у Насти опять новая обложка на дневнике. Здорово! Ой! ( Из дневника выпадает записка. Девочка поднимает её).
- Ты чего это по чужим дневникам лазишь, чужие записки читаешь? Кто тебе разрешил? Ещё подругой называешься… Я ведь в твоих книжках и тетрадках не копаюсь.
- Я просто обложку на дневнике хотела посмотреть.
- Нечего мои обложки рассматривать, покупай свои и любуйся. Иди отсюда!
3 ситуация.
- Ну-ка подвинься, опять всю парту занял! Мне даже учебники некуда положить! Вот, занимай свою половину!
- Да я на своей половине сижу, вон, посмотри…
- Слушай, локти свои убери! Надоело уже, всю парту занял… Один что ли сидишь? Вот моя половина, вот твоя половина. Усёк, нет?
- Да ну тебя. Лучше один буду сидеть.
4 ситуация
- Андрей, ты сегодня в столовой дежуришь!
- С какой стати, я уже дежурил… Сегодня твоя очередь.
- Я вчера дежурил. А тебе просто с уроков рисования не хочется уходить. Завтра вот с урока русского языка бегом побежишь: писать-то не хочется?
- Всё-то ты знаешь, за всеми следишь, СТАРОСТА!
Учитель.
Это ситуации из вашего общения с друзьями, одноклассниками, которые закончились ссорой. Действительно, иногда мы не замечаем, что ведём себя неэтично, обижаем друг друга, не испытывая угрызений совести. Что приводит к анекдотической ненависти.
(Просмотр сатирического эпизода из Ералаша Битва)
Учитель.
А ведь всё могло кончиться по-другому. Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликтов? Сегодня на классном часе мы и попытаемся это сделать. (Слайд 1, 2)
Станислав Ежи Лец, польский поэт, сказал: Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь. Человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Почему?
(Проводится игра психологической самооценки Древо раздумий)
Учитель.
На вашем столе листья с дерева. На жёлтых листах напишите свои отрицательные черты характера и прицепите на дерево.
Записи, сделанные учениками : грубость,
ненависть,
обман,
унижение,
равнодушие,
эгоизм,
себялюбие,
бахвальство,
завистливость,
чёрствость,
жестокость,
злость.
А теперь на зелёных листках запишите свои положительные качества и прицепите на дерево.
Записи, сделанные учениками:
вежливость любовь
доброта отзывчивость
доверие доброжелательность
внимательность уважение
нежность доверчивость
Видите, в нашей жизни достаточно и тех, и других черт характера. Всё зависит от того, как мы сами воспитаны и чему научены. Недоразумение, недоверие, недостатки общения часто становятся источником ссор и конфликтов. Что такое конфликт? Обратимся к экрану. (Слайд 3)
Конфликт – это столкновение отдельных людей и социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
(Слайд 4)
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого и явного противоборства сторон. Но далеко не каждая ситуация ведёт к конфликту. Должен быть инцидент.
(Слайд 5)
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. (Слайд 6)
Какими, по вашему мнению, могут быть причины конфликтов?
(Ученики записывают на табличках маркером разные причины. Учитель вывешивает ответы на доску)
Страх
Наглость
Нахальство
Обида
Непонимание
Завышенная самооценка
Навязчивость
Вспыльчивость
Оскорбление
Предательство
Грубость
Заступничество
(Слайд 7) Учитель.
Вы дома провели самотестирование. (См. Приложение № 1, 2). Подведём итоги. Определённая сумма баллов характеризует уровень конфликтности вашей личности.
(Слайд 8)
14 – 17 баллов – очень низкий
18 – 20 баллов – низкий
21 – 23 балла – ниже среднего
24 – 26 баллов – ближе к среднему
27 – 29 баллов – средний
30 – 32 балла – ближе к среднему
33 – 35 баллов – выше среднего
36 – 38 баллов – высокий
39 – 42 балла – очень высокий
Учитель.
Конфликты стары как мир. Только сам человек должен научиться жить в мире и согласии с другими и самим собой. Послушайте индийскую сказку
Мудрец и слон.
(Ученик рассказывает сказку)
Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы решили его увидеть. Но как? Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его. – Хорошая идея, – сказали другие,– тогда мы будем знать, какой он – слон. Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперёд – назад. Слон похож на веер! – закричал мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. Он похож на дерево! – воскликнул он. Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на верёвку. Этот мудрец нащупал слоновый хвост. Слон похож на копьё! – воскликнул четвёртый. Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена! Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновый хвост. Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею. Нет, на верёвку! - Змея! - Вы ошибаетесь! - Я прав! Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они так и не узнали, как выглядит слон.
Учитель.
Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
Чтобы предотвратить конфликт, надо быть мудрыми, прислушиваться к другим. А как ещё можно предотвратить конфликт?
Ответы учеников:
Контролировать себя (дышать глубоко, сосчитать до десяти)
Сохранять спокойствие
Относиться к другим с уважением
Не оскорблять другого человека
Лучше уйти, отойти, извинившись
Заняться любимым делом
Уступить в чём-то (пойти на компромисс)
Использовать юмор (Слайд 9, 10,11)
Учитель.
Молодцы, всё хорошо знаете! Посмотрим, как вы поступите в следующих
ситуациях.
(Раздаются ситуации – тесты)
№1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите и почему?
Будете плакать
Ударите его
Сделаете ему замечание
Не скажете ничего
Пожалуетесь учителю
№2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите и почему?
Будете плакать
Пожмёте плечами
Будете смеяться над ним вместе с одноклассником
Будете защищать товарища кулаками
№3. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
Будете плакать
Продолжите играть
Начнёте злиться
Ничего не скажете
№4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
Пожалуетесь учителю
Будете кричать
Попытаетесь отобрать
Отлупите приятеля
(Проведение небольшого тренинга)
Учитель.
Предлагаю разыграть несколько ситуаций и обсудить их.
Ситуация №1.
- Ира, какой у тебя замечательный телефон! Новый? Я ни разу его у тебя не видела. Дай посмотреть. Здорово! И песни закачала?
(Катя нажимает на кнопки. Миша, одноклассник, нечаянно толкает её. Телефон падает и разбивается вдребезги. Ира испуганно)
- Что ты наделала? Что я теперь маме скажу?
- Я же нечаянно… Прости…
Ситуация №2.
- Ребята, наша команда уже приготовилась к матчу. Давайте начинать!
Уроков сегодня много готовить!
- А у нас вратарь опаздывает. Давайте ещё чуточку подождём.
- Мы не согласны. Договорились о товарищеской встрече в 5 часов. Чего ждать? Поставьте в ворота другого игрока… Чё, проиграть боитесь?
- Пацаны, ну немного-то подождать можно?
- А мы не согласны. Пошли, ребята.
Ситуация №3.
- Ну, ты, Дима, даёшь, опять сегодня учебники не принёс. Почему я, как ишак, должен учебники таскать? У тебя что, спина болит, или портфель порвался, или свои учебники пачкать не хочешь? Всё, достал! Я лучше за другую парту сяду.
- Да я каждый день забываю…
Ситуация №4.
- Галя, привет. Ты принесла мне диск с фильмом, который я у тебя просила?
- Принесла.
- А я тебе тоже книгу принесла, как договорились. На, бери.
- Спасибо, а диск я только что Коле отдала. Он как увидел, так и обалдел. Давно такой искал.
- Галя, но ведь ты мне его обещала. Зачем ты так…
Учитель.
Мы разрешили все конфликты по-доброму, потому что становимся мудрыми. Продолжаем думать сейчас о чём-нибудь добром.
(Проводится игра Дарю тебе сердце. Ребята садятся в круг и, передавая друг другу сердце - мягкую подушку в виде сердца – говорят добрые слова, советы, пожелания).
Учитель.
Я хочу вас предостеречь. Если жить без конфликтов, улучшится ваша жизнь, вы обретёте спокойствие, уверенность в себе. Подумайте над тем, какой вред наносят конфликты? (Слайд 12)
От конфликтов страдает достоинство человека.
На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда работа не ладится, всё валится из рук.
Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Учитель.
Закончит наш классный час группа ребят композицией Души прекрасные порывы, которая даст советы на всю предстоящую жизнь.
(Слайд 13)
Выступление учащихся
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Р.Гамзатов
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжёлых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Тёплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой.
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Л. Татьяничева
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
Учитель.
Я тоже хочу вам дать добрые искренние советы. (Слайд 14)
(Учитель выдаёт ученикам листы Несколько принципов взаимопонимания)
Звучит песня Б.Окуджавы Пожелание друзьям (Слайд 15)
Учитель.
Очень хороший педагог, замечательный человек В.А. Сухомлинский писал: Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
Список использованной литературы:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: Трикста, 2005.
2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996.
3. Муравьёва И. Классный час на тему Конфликты в нашей жизни // Воспитание школьников. – 2001. - №1. – С. 28.
4. Назаров С.Н. Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты? // Последний звонок. – 2010. - №3. – С.26.
5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Издательский центр Владос, 2003.
6. Диреклеева Н.И. Классные часы по теме Нравственность. – М.: 2006.
7. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
8. Классные часы на темы этикета: 5-11 классы. – М.: Глобус, 2007.
9. Аджиева Е.М., Байкова Л.А. 50 сценариев классных часов. – М.: Центр Педагогический поиск, 2003.
10. Евстигнеева М.В. Основные законы бесконфликтного существования. // ПедСовет. – 2006. - №11. – С.8.
11