Публикации
"ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ"
Автор: ГЯУРГИЕВА ДИНА АУЕСОВНА
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ"
Автор: ГЯУРГИЕВА ДИНА АУЕСОВНА
Цель урока:
- изучить особенности стиля модерн на примере творчества Михала Врубеля;
- познакомить учащихся с творчеством русского художника Михаила Врубеля;
- раскрыть особенности художественного языка живописца;
- значения творчества художника в развитии русского искусства;
- воспитывать чувство прекрасного посредством искусства.
Задачи:
Образовательная:
- повторить предпосылки возникновения стиля модерн в искусстве;
- познакомить с творчеством Михаила Врубеля;
- изучения стиля Михаила Врубеля, техники живописи художника;
- понять принципы рождения модерна в живописи Врубеля.
Развивающая:
- формировать навыки анализа произведений живописи;
- развивать мышление, память, творческий подход к изучению предмета истории изобразительного искусства.
Воспитательная:
- способность развитию эстетического восприятия искусства;
- повысить интерес к изучению произведений искусства.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Форма работы учащихся: коллективная.
Оборудование: экран, слайды картин художников (репродукции), наглядные пособия.
Ход урока:
Организационный момент
Здраствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем изучение нового материала, хотелось бы повторить с вами особенности стиля модерн в искусстве.
(вопросы ученикам)
Учитель: Давайте вспомним когда зародился стиль модерн в искусстве?
Ученик: Рубеж 19-20 веков.
Учитель: Где зародился стиль модерн?
Ученик: Родиной стиля модерн является Англия. Этот стиль быстро распространился по всей Европе и за ее пределами.
Учитель: Что характерно для этого стиля?
Ученик: Отсутствие прямых линий и углов, природно-органические формы, декоративность.
Учитель: В каком виде искусства этот стиль проявился ярче всего?
Ученик: В архитектуре и в живописи.
Учитель: Назовите представителей этого направления в искусстве.
Ученик: Ярким примером в архитектуре является творчество выдающегося испанского архитектора Антонио Гауди.
В западно-европейской живописи ярче всего выделяются Альфонс Муха, Густав Климт. В русской живописи Валентин Серов, Александр Бенуа, Виктор Васнецов, Константин Сомов и т.д.
Учитель: Молодцы ребята! Вот мы и вспомнили особенности стиля модерн в искусстве и основых преставителей.
Сегодня мы продолжим изучение стиля модерн в искусстве и познакомимся с еще одним величайшим художником, представителем модерна в русской живописи.
(Показ на экране автопортрета художника, звучит музыка Чайковского симфония №6)
Речь пойдет о самом значительном, крупном художнике рубежа 19 и начала 20 веков – Михаиле Александровиче Врубеле.
Русский художник Александр Бенуа писал: Во Врубеле выразлось все самое красивое и все самое трагическое, что было в нашей эпохе и когда-нибудь эта эпоха будет называться эпохой Врубеля.
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856г. в городе Омске в семье военного юриста. После рождения четвертого ребенка мать будущего художника скончалась, и через два года отец повторно женился на Елизавете Вессель. Вторая супруга была талантливой пианисткой и доброй души женщиной. Благодаря ей оставшийся в трехлетнем возрасте без матери Михаил был окружен заботой и лаской. Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но куда бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием. Отец бережно относился к увлечению мальчика живописью
Михаил Врубель получил классическое образование. Это ему помогло в дальнейшей жизни.
С гимназией будущему художнику повезло. Он учился в известных учебных заведениях.Сначала это былапятая гимназия Петербурга, куда семья переехала на время обучения отца в военно-юридической академии. Гимназия была передовой. Здесь внедряли самые современные достижения педагогики. Особое внимание уделялось изучению древних языков и литературы. Преподавались также танцы и гимнастика. Здесь Врубель увлекается естествознанием и дополнительно посещает художественную школу.
В1874 годуМихаил окончил гимназию с золотой медалью, владел в совершенстве 6 языками.
В этом же году юноша по воле отца поступил вПетербургский университет на юридический факультет. Но сама учёба по специальности не очень интересовала разносторонне развитого молодого человека. О ней имеется не так много сведений. Не интересуясь юриспруденцией, студент основательно изучает философию, в особенности, эстетику Канта, что сделает его последующее творчество более глубоким.
Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.
Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским, который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен.
(Показ триптиха М.Врубеля Фауст)
Врубель, наконец, понимает в чем его призвание, которому стоит посвятить жизнь. Отслужив недолгую воинскую повинность, он поступает в Академию художеств. В это время ему исполняется 24 года.
В конце 70-х годов XIX столетия он знакомится со студентами Академии художеств, посещает вечерние классы заведения, обучаясь изобразительному мастерству.
Академия художеств, любимый педагог - Павел Чистяков.
(Портрет Павла Чистякова Валентина Серова)
Перед вами портрет Павла Чистякова.
Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина, Васнецова и Сурикова, мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии.
Товарищами по Академии были Валентин Серов и Константин Коровин.
В 1883 году Чистяков рекомендовал талантливого ученика профессору Прахову, который тогда работал в Киеве над восстановлением старинного Кирилловского храма. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения.
После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: Христос Спаситель, Богоматерь с младенцем, Святой Кирилл и Святой Афанасий. В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса.
(Показ репродукции Бооматерь с младенцем).
Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины Надгробный плач, из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889 году прекратил с Михаилом всякое сотрудничество.
1889г. - начало Московского периода. Он знакомится с богатым
промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым, работает художником-
оформителем в его театре, где пел Федор Шаляпин, играл знаменитый композитор Сергей Васильевич Рахманинов и др.
В 1896 году Михаил Врубель встретил свою любовь - Надежду Ивановну
Забелу, в которую влюбился с первого раза (и не с первого взгляда, а с
первого звука, то есть влюбился в ее голос).
(Показ фото М. Врубеля и Н.Забелы)
На одной из репетиций - вспоминала много лет спустя Забела, - я во время перерыва была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос! Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился Чуть ли не в первый день Врубель сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения.
" Царевна - лебедь"
(Показ репродукци " Царевна - лебедь")
Ученик читает стихотворение А. Блока, посвящённое Врубелю:
Дали слепы, дни безгневны.
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Были дни - над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат
Белый конь, как цвет вишнёвый.
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Что мгновенные бессилья?
Время лёгкий дым...
Мы опять расплещем крылья.
Снова отлетим!
Учитель: Эту картину особенно любил известный руский поэт Алекандр Блок. Репродукция с неё висела у него в Шахматове. Ею и навеяно большое стихотворение, посвящённое Врубелю, отрывок из которого вы слышали. Прямых иллюстративных перепевов врубелевских образов здесь. Конечно, нет - поэтические образы возникают ассоциативно, пробуждаются картиной.
Премьера музыкальной драмы, которая вдохновила Врубеля, состоялась в Частной опереС.И.Мамонтова21 декабря1900года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его женаНадежда Забела-Врубель.
Царевна-Лебедь— картинаМихаила Врубеля, посвящённая персонажу оперыН.А.Римского-КорсаковаСказка о царе Салтане поодноимённойсказкеПушкина.
Ученик: Картина Царевна Лебедь – не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.
Учитель:
Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н. А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и Сказка о царе Салтане. Жена М.А. Врубеля Надежда Забела была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные партии в операх Снегурочка, Садко, Сказка о царе Салтане… замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. М.А.Врубель очень любил музыку этого композитора и как сам художник признавался, что музыка к опере Сказка о царе Салтане… вдохновила его на создание картины Царевна-Лебедь.
Надежда Забела вспоминала: Мне пришлось петь Морскую Царевну около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: Неужели тебе не надоело? - Нет, - отвечал он, - я могу без конца
слушать оркестр, в особенности море. И, конечно, красота голоса Забелы,
которую отмечали многие современники. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. После художника остались его картины. Ее голоса не осталось в звукозаписи. Сейчас мы послушаем похожий голос, то есть колоратурное сопрано, какое было у Забелы и партии, которые она пела.
В конце 19-го века журнал Мир искусства вел активную выставочную деятельность на международном уровне. К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем.
Демон сидящий
Основная тема в творчестве Михаила Врубеля, которая не давала ему покоя
до конца его творческого пути - это тема Демона, мысль о величии и
непобедимости человеческого духа.
(Показ репродукции Демон сидящий, музука к опере Рубештейна Демон).
Учитель:
И Демон видел... На мгновеньеНеизъяснимое волненьеВ себе почувствовал он вдруг,Немой души его пустынюНаполнил благодатный звук—И вновь постигнул он святынюЛюбви, добра и красоты!
(М.Ю.Лермонтов поэма Демон).
Картину Демон сидящий Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно.
Демон сидящий - картина,которую можно отнести и к символизму, и к модерну. Как писал Врубель, демон – дух не столько злобнчый, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый. Он символ внутренней борьбы человека.
Красота героя и палитра всего изображения демонстрируют некоторую противоречивость: мощное тело и одухотворённый лик, жест сцепленных сильных кистей, словно готовых разорвать оковы, и расслабленная выгнутая спина, фантастическая мозаика цветов среди угадывающихся скалистых пород и сгущающаяся тьма.
Стиль написания картины особенный, он присущ только Врубелю. Множество мазков мастер сделал мастихином, металлическим миниатюрным мастерком, художественным шпателем. Этот приём позволяет соединить в одной работе живопись и скульптуру, добиться эффекта кристаллов. Изображение обретает грани, а сама картина получает сходство с мозаичными витражами и изваяниями из камня. В этой работе прявилось мастерство новатора Врубеля. Символизм и стиль модерн, которые явно отразились в творчестве художника, не нашли отклика в сердце зрителя.
Готовая работа встретила холодное непонимание и даже агрессивное отторжение как со стороны богатых коллекционеров, кто бы мог купить полотно, так и коллег-художников. Поначалу только добрый и внимательный Константин Коровин увидел в картине не мистический, устрашающий обывателя смысл, а муки собственного сердца Врубеля.
Художник Врубель обладал глубоким аналитическим умом, в котором причудливо переплетались рациональное и иррациональное, логика и нестандартность подходов, постоянная тяга к новым знаниям и необычное видение мира. Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были абсолютно нетипичны для современной ему российской живописи.
Богатырь
(Показ репродукции Врубеля Богатырь)
Врубель, познакомившись с картиной Васнецова Богатыри,
создал своего богатыря – Илью Муромца. Автора всегда тянуло к тайне, духовности и исконной чистоте былины – традиционной русской героической поэме. Богатырь, снаряженный как полагается, и его верный конь – неотъемлемые части окружающего их мрачного леса. Врубель писал “Богатыря” без всяких эскизов, сразу на холсте. Утрированный персонаж, фантастичная, нарочитая сказочность, даже пропорциональные и перспективные изменения оправданы в этой картине и выглядят очень гармонично.
Автор писал это произведение с упоением. Он заложил в сюжет простой, но такой глубокий смысл: показать символику гармонии и цельности образа былинного богатыря. В герое полотна невооруженным глазом видна невероятная мощь.
Пейзаж, окружающий героев – тоже кладезь фантастических мелочей. Над головой богатыря и его коня – багреет закатное небо. Персонаж одет богато, как и его верный конь. Животное будто вырастает прямо из-под земли, единится с ней и питается природной мощью.
Это произведение высоко оценил композитор Римский-Корсаков.
Ныне полотно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Демон поверженный
В 1902 году Врубель пишет картину Демон поверженный. Между полотном Демон сидящий и этим 12 лет. За это время Врубель создает иллюстрации к поэме Лермонтова, рисует летящего демона, делает злобного скульптурного демона, которого один посетитель разбил при показе на выставке музея, и его после реставрации больше не выставляют.
Постоянные нападки со стороны консервативных критиков, которым были непонятны и чужды его искания, также не способствовали душевному равновесию художника. Итогом стало поразившее Михаила Александровича тяжелое душевное заболевание, словно он разбудил в себе того Демона, который служил сюжетом для целого ряда его картин.
Позже в семье Врубеля и ее супруги Надежды рождается долгжанный сын.
Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
(Показ репродкции портрета сына кисти М.Врубеля)
Затем окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, Врубель почти не видел своей работы.
Когда сыну художника исполнилось три года, он скончался. Это был сильнейший удар для М. Врубля и он попадает в клинику с тяжелым диагнозом.
Болезнь с каждым годом прогрессировала, и в 1906-м творец лишился зрения. Последние годы Михаила Александровича прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга в полном мраке. Четыре года гений кисти испытывал физическую боль от того, что не может видеть жизнь и переносить свои впечатления на полотно.
В апреле 1910 года мастер скончался после перенесенного в тяжелой форме воспаления легких. Похоронили Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, куда в день прощания пришло множество деятелей искусств и простые горожане. Многим запомнилась вдохновенная речь Александра Блока, который назвал Врубеля Вестником иных миров.
Надежда пережила своего мужа всего на три года и была похоронена рядом с ним.
Как истинный представитель Серебряного века, М.А. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства:живопись,графика,книжная иллюстрация,скульптура, керамика. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения". М.А.Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина.
Сегодня полотна гения являются частью Золотого фонда Третьяковской галереи и других музеев по всему миру, а в честь него воздвигнут памятник в родном городе художника.
(Показ памятника на экране)
Итоги урока:
Учитель: Ребята, мы сегодня познакомились с творчеством выдающегося мастера, величайшего гения в искусстве и мне хотелось бы услышать, что запомнилось вам более всего?
Ученик:Мне больше запомнился этот художник как многогранный мастер в разных областях искусства, таких как живопись, графика, театр, декоративно-прикладное искусство, скульптура.
Ученик:Меня вдохновили его выдающися полотна такие как Царевна - Лебедь, Богатырь, Демон сидящий, Демон поверженный и другие.
Учитель:Молодцы, ребята! Я надеюсь, никто не остался равнодушным к творчеству величайшего художника стиля модерн, и вы навсегда запомните его имя и выдающиеся произведения в области искусства.
Учащиеся получают домашнее задание: Ещё раз переосмыслить увиденное и услышанное, выбрать самостоятельно понравившееся произведение М.Врубеля и сделать описание письменно.
- изучить особенности стиля модерн на примере творчества Михала Врубеля;
- познакомить учащихся с творчеством русского художника Михаила Врубеля;
- раскрыть особенности художественного языка живописца;
- значения творчества художника в развитии русского искусства;
- воспитывать чувство прекрасного посредством искусства.
Задачи:
Образовательная:
- повторить предпосылки возникновения стиля модерн в искусстве;
- познакомить с творчеством Михаила Врубеля;
- изучения стиля Михаила Врубеля, техники живописи художника;
- понять принципы рождения модерна в живописи Врубеля.
Развивающая:
- формировать навыки анализа произведений живописи;
- развивать мышление, память, творческий подход к изучению предмета истории изобразительного искусства.
Воспитательная:
- способность развитию эстетического восприятия искусства;
- повысить интерес к изучению произведений искусства.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Форма работы учащихся: коллективная.
Оборудование: экран, слайды картин художников (репродукции), наглядные пособия.
Ход урока:
Организационный момент
Здраствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем изучение нового материала, хотелось бы повторить с вами особенности стиля модерн в искусстве.
(вопросы ученикам)
Учитель: Давайте вспомним когда зародился стиль модерн в искусстве?
Ученик: Рубеж 19-20 веков.
Учитель: Где зародился стиль модерн?
Ученик: Родиной стиля модерн является Англия. Этот стиль быстро распространился по всей Европе и за ее пределами.
Учитель: Что характерно для этого стиля?
Ученик: Отсутствие прямых линий и углов, природно-органические формы, декоративность.
Учитель: В каком виде искусства этот стиль проявился ярче всего?
Ученик: В архитектуре и в живописи.
Учитель: Назовите представителей этого направления в искусстве.
Ученик: Ярким примером в архитектуре является творчество выдающегося испанского архитектора Антонио Гауди.
В западно-европейской живописи ярче всего выделяются Альфонс Муха, Густав Климт. В русской живописи Валентин Серов, Александр Бенуа, Виктор Васнецов, Константин Сомов и т.д.
Учитель: Молодцы ребята! Вот мы и вспомнили особенности стиля модерн в искусстве и основых преставителей.
Сегодня мы продолжим изучение стиля модерн в искусстве и познакомимся с еще одним величайшим художником, представителем модерна в русской живописи.
(Показ на экране автопортрета художника, звучит музыка Чайковского симфония №6)
Речь пойдет о самом значительном, крупном художнике рубежа 19 и начала 20 веков – Михаиле Александровиче Врубеле.
Русский художник Александр Бенуа писал: Во Врубеле выразлось все самое красивое и все самое трагическое, что было в нашей эпохе и когда-нибудь эта эпоха будет называться эпохой Врубеля.
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856г. в городе Омске в семье военного юриста. После рождения четвертого ребенка мать будущего художника скончалась, и через два года отец повторно женился на Елизавете Вессель. Вторая супруга была талантливой пианисткой и доброй души женщиной. Благодаря ей оставшийся в трехлетнем возрасте без матери Михаил был окружен заботой и лаской. Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но куда бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием. Отец бережно относился к увлечению мальчика живописью
Михаил Врубель получил классическое образование. Это ему помогло в дальнейшей жизни.
С гимназией будущему художнику повезло. Он учился в известных учебных заведениях.Сначала это былапятая гимназия Петербурга, куда семья переехала на время обучения отца в военно-юридической академии. Гимназия была передовой. Здесь внедряли самые современные достижения педагогики. Особое внимание уделялось изучению древних языков и литературы. Преподавались также танцы и гимнастика. Здесь Врубель увлекается естествознанием и дополнительно посещает художественную школу.
В1874 годуМихаил окончил гимназию с золотой медалью, владел в совершенстве 6 языками.
В этом же году юноша по воле отца поступил вПетербургский университет на юридический факультет. Но сама учёба по специальности не очень интересовала разносторонне развитого молодого человека. О ней имеется не так много сведений. Не интересуясь юриспруденцией, студент основательно изучает философию, в особенности, эстетику Канта, что сделает его последующее творчество более глубоким.
Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.
Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским, который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен.
(Показ триптиха М.Врубеля Фауст)
Врубель, наконец, понимает в чем его призвание, которому стоит посвятить жизнь. Отслужив недолгую воинскую повинность, он поступает в Академию художеств. В это время ему исполняется 24 года.
В конце 70-х годов XIX столетия он знакомится со студентами Академии художеств, посещает вечерние классы заведения, обучаясь изобразительному мастерству.
Академия художеств, любимый педагог - Павел Чистяков.
(Портрет Павла Чистякова Валентина Серова)
Перед вами портрет Павла Чистякова.
Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина, Васнецова и Сурикова, мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии.
Товарищами по Академии были Валентин Серов и Константин Коровин.
В 1883 году Чистяков рекомендовал талантливого ученика профессору Прахову, который тогда работал в Киеве над восстановлением старинного Кирилловского храма. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения.
После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: Христос Спаситель, Богоматерь с младенцем, Святой Кирилл и Святой Афанасий. В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса.
(Показ репродукции Бооматерь с младенцем).
Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины Надгробный плач, из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889 году прекратил с Михаилом всякое сотрудничество.
1889г. - начало Московского периода. Он знакомится с богатым
промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым, работает художником-
оформителем в его театре, где пел Федор Шаляпин, играл знаменитый композитор Сергей Васильевич Рахманинов и др.
В 1896 году Михаил Врубель встретил свою любовь - Надежду Ивановну
Забелу, в которую влюбился с первого раза (и не с первого взгляда, а с
первого звука, то есть влюбился в ее голос).
(Показ фото М. Врубеля и Н.Забелы)
На одной из репетиций - вспоминала много лет спустя Забела, - я во время перерыва была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: Прелестный голос! Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился Чуть ли не в первый день Врубель сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения.
" Царевна - лебедь"
(Показ репродукци " Царевна - лебедь")
Ученик читает стихотворение А. Блока, посвящённое Врубелю:
Дали слепы, дни безгневны.
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Были дни - над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат
Белый конь, как цвет вишнёвый.
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Что мгновенные бессилья?
Время лёгкий дым...
Мы опять расплещем крылья.
Снова отлетим!
Учитель: Эту картину особенно любил известный руский поэт Алекандр Блок. Репродукция с неё висела у него в Шахматове. Ею и навеяно большое стихотворение, посвящённое Врубелю, отрывок из которого вы слышали. Прямых иллюстративных перепевов врубелевских образов здесь. Конечно, нет - поэтические образы возникают ассоциативно, пробуждаются картиной.
Премьера музыкальной драмы, которая вдохновила Врубеля, состоялась в Частной опереС.И.Мамонтова21 декабря1900года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его женаНадежда Забела-Врубель.
Царевна-Лебедь— картинаМихаила Врубеля, посвящённая персонажу оперыН.А.Римского-КорсаковаСказка о царе Салтане поодноимённойсказкеПушкина.
Ученик: Картина Царевна Лебедь – не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.
Учитель:
Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н. А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и Сказка о царе Салтане. Жена М.А. Врубеля Надежда Забела была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные партии в операх Снегурочка, Садко, Сказка о царе Салтане… замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. М.А.Врубель очень любил музыку этого композитора и как сам художник признавался, что музыка к опере Сказка о царе Салтане… вдохновила его на создание картины Царевна-Лебедь.
Надежда Забела вспоминала: Мне пришлось петь Морскую Царевну около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: Неужели тебе не надоело? - Нет, - отвечал он, - я могу без конца
слушать оркестр, в особенности море. И, конечно, красота голоса Забелы,
которую отмечали многие современники. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. После художника остались его картины. Ее голоса не осталось в звукозаписи. Сейчас мы послушаем похожий голос, то есть колоратурное сопрано, какое было у Забелы и партии, которые она пела.
В конце 19-го века журнал Мир искусства вел активную выставочную деятельность на международном уровне. К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем.
Демон сидящий
Основная тема в творчестве Михаила Врубеля, которая не давала ему покоя
до конца его творческого пути - это тема Демона, мысль о величии и
непобедимости человеческого духа.
(Показ репродукции Демон сидящий, музука к опере Рубештейна Демон).
Учитель:
И Демон видел... На мгновеньеНеизъяснимое волненьеВ себе почувствовал он вдруг,Немой души его пустынюНаполнил благодатный звук—И вновь постигнул он святынюЛюбви, добра и красоты!
(М.Ю.Лермонтов поэма Демон).
Картину Демон сидящий Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно.
Демон сидящий - картина,которую можно отнести и к символизму, и к модерну. Как писал Врубель, демон – дух не столько злобнчый, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый. Он символ внутренней борьбы человека.
Красота героя и палитра всего изображения демонстрируют некоторую противоречивость: мощное тело и одухотворённый лик, жест сцепленных сильных кистей, словно готовых разорвать оковы, и расслабленная выгнутая спина, фантастическая мозаика цветов среди угадывающихся скалистых пород и сгущающаяся тьма.
Стиль написания картины особенный, он присущ только Врубелю. Множество мазков мастер сделал мастихином, металлическим миниатюрным мастерком, художественным шпателем. Этот приём позволяет соединить в одной работе живопись и скульптуру, добиться эффекта кристаллов. Изображение обретает грани, а сама картина получает сходство с мозаичными витражами и изваяниями из камня. В этой работе прявилось мастерство новатора Врубеля. Символизм и стиль модерн, которые явно отразились в творчестве художника, не нашли отклика в сердце зрителя.
Готовая работа встретила холодное непонимание и даже агрессивное отторжение как со стороны богатых коллекционеров, кто бы мог купить полотно, так и коллег-художников. Поначалу только добрый и внимательный Константин Коровин увидел в картине не мистический, устрашающий обывателя смысл, а муки собственного сердца Врубеля.
Художник Врубель обладал глубоким аналитическим умом, в котором причудливо переплетались рациональное и иррациональное, логика и нестандартность подходов, постоянная тяга к новым знаниям и необычное видение мира. Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были абсолютно нетипичны для современной ему российской живописи.
Богатырь
(Показ репродукции Врубеля Богатырь)
Врубель, познакомившись с картиной Васнецова Богатыри,
создал своего богатыря – Илью Муромца. Автора всегда тянуло к тайне, духовности и исконной чистоте былины – традиционной русской героической поэме. Богатырь, снаряженный как полагается, и его верный конь – неотъемлемые части окружающего их мрачного леса. Врубель писал “Богатыря” без всяких эскизов, сразу на холсте. Утрированный персонаж, фантастичная, нарочитая сказочность, даже пропорциональные и перспективные изменения оправданы в этой картине и выглядят очень гармонично.
Автор писал это произведение с упоением. Он заложил в сюжет простой, но такой глубокий смысл: показать символику гармонии и цельности образа былинного богатыря. В герое полотна невооруженным глазом видна невероятная мощь.
Пейзаж, окружающий героев – тоже кладезь фантастических мелочей. Над головой богатыря и его коня – багреет закатное небо. Персонаж одет богато, как и его верный конь. Животное будто вырастает прямо из-под земли, единится с ней и питается природной мощью.
Это произведение высоко оценил композитор Римский-Корсаков.
Ныне полотно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Демон поверженный
В 1902 году Врубель пишет картину Демон поверженный. Между полотном Демон сидящий и этим 12 лет. За это время Врубель создает иллюстрации к поэме Лермонтова, рисует летящего демона, делает злобного скульптурного демона, которого один посетитель разбил при показе на выставке музея, и его после реставрации больше не выставляют.
Постоянные нападки со стороны консервативных критиков, которым были непонятны и чужды его искания, также не способствовали душевному равновесию художника. Итогом стало поразившее Михаила Александровича тяжелое душевное заболевание, словно он разбудил в себе того Демона, который служил сюжетом для целого ряда его картин.
Позже в семье Врубеля и ее супруги Надежды рождается долгжанный сын.
Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
(Показ репродкции портрета сына кисти М.Врубеля)
Затем окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, Врубель почти не видел своей работы.
Когда сыну художника исполнилось три года, он скончался. Это был сильнейший удар для М. Врубля и он попадает в клинику с тяжелым диагнозом.
Болезнь с каждым годом прогрессировала, и в 1906-м творец лишился зрения. Последние годы Михаила Александровича прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга в полном мраке. Четыре года гений кисти испытывал физическую боль от того, что не может видеть жизнь и переносить свои впечатления на полотно.
В апреле 1910 года мастер скончался после перенесенного в тяжелой форме воспаления легких. Похоронили Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, куда в день прощания пришло множество деятелей искусств и простые горожане. Многим запомнилась вдохновенная речь Александра Блока, который назвал Врубеля Вестником иных миров.
Надежда пережила своего мужа всего на три года и была похоронена рядом с ним.
Как истинный представитель Серебряного века, М.А. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства:живопись,графика,книжная иллюстрация,скульптура, керамика. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения". М.А.Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина.
Сегодня полотна гения являются частью Золотого фонда Третьяковской галереи и других музеев по всему миру, а в честь него воздвигнут памятник в родном городе художника.
(Показ памятника на экране)
Итоги урока:
Учитель: Ребята, мы сегодня познакомились с творчеством выдающегося мастера, величайшего гения в искусстве и мне хотелось бы услышать, что запомнилось вам более всего?
Ученик:Мне больше запомнился этот художник как многогранный мастер в разных областях искусства, таких как живопись, графика, театр, декоративно-прикладное искусство, скульптура.
Ученик:Меня вдохновили его выдающися полотна такие как Царевна - Лебедь, Богатырь, Демон сидящий, Демон поверженный и другие.
Учитель:Молодцы, ребята! Я надеюсь, никто не остался равнодушным к творчеству величайшего художника стиля модерн, и вы навсегда запомните его имя и выдающиеся произведения в области искусства.
Учащиеся получают домашнее задание: Ещё раз переосмыслить увиденное и услышанное, выбрать самостоятельно понравившееся произведение М.Врубеля и сделать описание письменно.