Публикации
Буклет. Поговорим о нормах речевого развития.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Буклет. Поговорим о нормах речевого развития.
Автор: Ирина Николаевна Мельникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Буклет. Поговорим о нормах речевого развития.
Автор: Ирина Николаевна Мельникова
Речевое развитие ребенка – пожалуй, один из самых волнующих вопросов для родителей. Очень важно, чтобы родители знали и понимали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к её расстройствам.Речевое развитие включает:- Овладение речью, как средством общения и взаимодействия с окружающими;- Обогащение активного и пассивного словаря;- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - Развитие связной речи; - Грамматически правильной диалогической и монологической речи;- Развитие речевого творчества;- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.МДОАУ Детский сад № 11г. Зея Р речевое развитие ребенкаПоговорим о нормах!(дошкольный возраст)Учитель-логопедМельникова Ирина НиколаевнаК концу первого года жизни:В эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намеренья речевыми средствами. К этому возрасту появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «баба», «дядя», ав-ав, дай, би-би и пр.Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «возьми то-то», «открой дверь», «дай руку» и т.д.К 1,5-2 годам:Ребенок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия «здесь» и «сейчас»; прилагательные «большой» и «маленький», реже – глаголы, личные местоимения.В этом возрасте у ребенка должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч». Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!»К 3 годам:Ребенок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов.В возрасте 4 лет:Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], [ц], использовать в речи сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.В предложениях активно употребляет предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда и пр.Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Исчезает смягченное произношение согласных.К 5 годам:Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «посуд», «животные» и т.д.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор, террариум). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает группой шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].К 6 годам:Ребенок овладевает группой сонорных звуков: [л], [ль], [р], [рь].Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допуская в речи грамматических ошибок. Умеет называть картинки с заданным звуком, определять место звука в слове, называть первый и последний звук в слове: «В слове аист какой слышим первый звук?». Подбирать родственные слова, образовывать притяжательные прилагательные: «Чей хвост? Лисий. Чья лапа? Медвежья и т.д.»Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями, умеют определять причинно следственные связи: «Саша и Даша гуляли на площадке. Мальчик нашел мяч и очень обрадовался находке. Кому стало обидно и почему? Назови имя».Дошкольный возраст очень важен и показателен – это основа формирования личности. Далее, Вашего ребенка ожидает следующий этап взросления – обучение в школе!