Публикации Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста в хореографических проектах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста в хореографических проектах
Автор: Гребенюк Ксения Андреевна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХПедагог высшей категории Гребенюк К.А. Педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР КРЫЛАТЫЙ г.о. СамараАннотация. В статье рассматривается, что дети дошкольного возраста могут развивать свои коммуникативные умения в хореографических проектах, что помогает им развиваться, получать новые умения и навыки. Annotation. The article considers that preschool children can develop their communicative skills in choreographic projects, which helps them to develop, acquire new skills and abilities.Ключевые слова. дети дошкольного возраста, коммуникативные умения, хореографические проекты. Key words: pre-school children, the development of communication skills, choreographic projects.Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста обусловлена наблюдающимися в современном социуме проблемами взаимодействия человека с человеком. Неумение людей общаться нередко обусловлено отсутствием элементарных коммуникативных умений, формирование которых у детей с раннего возраста становится ключевой задачей современного воспитания, обучения и развития детей, что и определено в современных ФГОС как важная педагогическая задача.В связи с этим, возникает необходимость целенаправленно и последовательно формировать коммуникативные умения детей дошкольного возраста. В нашей практике средством формирования коммуникативных умений (ФКУ) детей дошкольного возраста явились хореографические проекты, в которых возможно целенаправленно, цельно, системно, креативно и результативно осуществлять этот процесс.Анализ научных психологических и педагогических работ показал, что ученые единодушны во мнении о том, что для детей дошкольного возраста стремление к коммуникации, игре является естественным процессом жизнедеятельности и самореализации [1, 2]. Исследователи отмечают, что коммуникативные умения формируются и проявляются во взаимодействии, сотрудничестве, соперничестве, поддержке, позиционировании, потребности вдохновлять и т.д. (Л.И. Божович, Б.З.Вульфов, М. Монтессори, А.В.Мудрик, Е.И.Тихомирова, Д.И. Фельдштейн).Включенное лонгитюдное наблюдение, опрос, анкетирование показывают, что хореографические проекты занимают свое особое место в процессе формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Хореографические проекты в учреждениях дополнительного образования используются достаточно широко, пользуются большой популярностью среди детей дошкольного возраста и их родителей. В частности, по результатам опроса 137 детей дошкольного возраста сотрудниками учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Крылатый» городского округа Самара, оказалось, что более 75% детей дошкольного возраста с удовольствием участвуют в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей. При этом, дети дошкольного возраста – участники хореографических проектов считают: что хореографические проекты– это очень интересное дело, потому что «доставляют всем радость» - 67,1% мнений опрошенных детей дошкольного возраста, от общего числа полученных мнений детей дошкольного возраста. Кроме того, в 38,5% мнений опрошенных детей дошкольного возраста, от общего числа полученных мнений детей дошкольного возраста, подчеркивается, что хореографические проекты «помогают приобрести хороших друзей»; а в 37,1% мнений опрошенных детей дошкольного возраста, от общего числа полученных мнений детей дошкольного возраста, констатируется, что хореографические проекты – это «очень красиво».Таким образом, обнаружено не только позитивное отношение детей дошкольного возраста к хореографическим проектам, но и умение находить достоинства этих проектов. Проведённый нами анализ практики ФКУ детей показал, что дети выражают искреннее желание активно участвовать в хореографических проектах, что определяет нередко успешность личностного развития, в целом, коммуникативных умений, в частности [3].Используя хореографические проекты, мы можем формировать и развивать у детей дошкольного возраста активность действия, позитивность взаимодействия, креативность коммуникации, которые в комплексе формируют и развивают коммуникативные умения. Дети учатся выражать себя в танце, взаимодействовать со зрителями, радоваться успехам и позитивной оценке зрителей используя «хореографическую речь», как средство позитивного индивидуально-группового взаимодействия, представленного хореографическим движением, хореографическим жестом, эмоциональными хореографическими знаками (удивление, вдохновение, грусть, радость, страх, настороженность) [4].Используя метод включенного наблюдения, опрос, персонифицированную психолого–педагогическую тестовую диагностику исследования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, участвующих в хореографических проектах учреждений дополнительного образования детей мы получили следующие данные: у 15% детей дошкольного возраста, из числа 137 обследованных детей, достаточно хорошо развиты коммуникативные умения в хореографических проектах; у 50% обследованных детей дошкольного возраста недостаточно развиты коммуникативные умения в хореографических проектах, а у 35% обследованных детей дошкольного возраста – почти не развиты коммуникативные умения в хореографических проектах учреждениях дополнительного образования.Полученные результаты стали основанием для организации целенаправленного процесса формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей. Скорректированы хореографические проекты детей дошкольного возраста по технологии и содержанию, усилена коммуникативная направленность хореографических проектов. В результате проведенного анализа практики организации хореографических проектов учреждения дополнительного образования детей установлено, что хореографические проекты становятся средством формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в связи с тем, что овладение пластикой своего тела, то есть лексикой танца (языка танца, хореографической речи), позволяет детям научится передавать без помощи слов, а только средствами хореографической речи, движение, пластику, мимику, мысли, чувства, которые составляют основу танца; интегрированная взаимосвязь танца с другими видами искусств (музыкой, изобразительным искусством, театром, литературой), расширяет возможности взаимодействия детей; хореографические проекты детей дошкольного возраста в дополнительном образовании осуществляется коллективно, что обеспечивает позитивное индивидуально-групповое взаимодействие детей, активизирует потребность развивать свои позитивные коммуникативные умения.Таким образом, процесс формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в хореографических проектах учреждения дополнительного образования детей направлен на объединение детей дошкольного возраста в позитивные содружества и сообщества, на осваивание ситуации позитивного индивидуально – группового взаимодействия в процессе овладения хореографической речью, на развитие потребности и проявлении способности в реализации своего коммуникативного Я.Список литературы:1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 398 с.2. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. : Педагогика, 1986. – Т. 1 : Психическое развитие ребенка. – 318 с.3. Социально – гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы: материалы III Международной научно – практической конференции / сост. и науч. Ред. Е.И. Тихомирова. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С. 54-56. 4. Тихомирова Е.И., Миронова Е.Л. Хореографические проекты в развитии коммуникативных умений подростков в процессе самореализации в дополнительном образовании: учебно-методическое пособие. – Самара : Изд-во Ас Гард, 2011. – 157 с.