Публикации АОП по учебному предмету «Рисование»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АОП по учебному предмету «Рисование»
Автор: Струнина Юлия Борисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Специальная общеобразовательная школа - интернат" г. Губахи, Пермского края
Рассмотрено
ППО Сопровождение
Протокол
№__от___2023г.
Согласовано Педагогическим советом
Протокол №__
__ 2023г.
Утверждаю
Директор МБОУ "СОШИ"
________О.В. Шатунова
_____2023г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Струниной Юлии Борисовны
по учебному предмету Рисование
класса Особый ребёнок 3
Разработана на основе Программы Особый ребёнок,
Департаментом образования Пермской области
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа по рисованию составлена на основе: Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года. Программы Особый ребёнок, которая разработана департаментом образования Пермской области, Пермским региональным институтом повышения квалификации работников образования на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983 г.) и Программы классов (групп) для детей с глубокой умственной отсталостью (Пермь: ПОИПКРО, 2002 г.).
Учебный план МБОУ СОШИ на 2023 - 2024 учебный год.
Количество часов
Класс
8
по программе
34
в неделю
1
Показателями обучения по программе Особый ребёнок являются умеренная и тяжёлая умственная отсталость, а также другие состояния интеллектуального развития.
Обучение рисованию начинается с пропедевтического периода.
Рисование-один из предметов программы средней и тяжело умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания обучающихся, коррекции их познавательной деятельности.
Уроки по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с обучающимися необходимо провести подготовительные упражнения.
Цель: освоение детьми доступных приёмов изобразительной деятельности.
Задачи:
-формировать практические умения в разных видах художественно-изобразительной деятельности;
-совершенствовать в умении ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-формировать знания основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- воспитывать умение работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
К концу учебного года обучающиеся VIII года обучения должны:
-уметь различать и знать названия цветов;
-правильно располагать лист бумаги (по вертикали илигоризонтали) в зависимости отпространственного расположения изображаемого;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
-выполнять геометрические и растительные элементы, используя осевые линии;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм вполосе иквадрате(по образцу);
-передавать в рисунке форму хорошо известных предметов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Декоративное рисование.
9
2.
Рисование с натуры.
12
3.
Тематическое рисование.
13
Итого.
34
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (8 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Декоративное рисование.
1.
Рисование узора из геометрических элементов в полосе. Полотенце.
1
2.
Рисование узора в прямоугольнике. Платок.
1
3.
Рисование узора по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Фартук.
1
4.
Рисование в полосе узора из растительных элементов (лист дуба с желудями).
1
5.
Рисование узора в круге, используя осевые линии.
1
II.
Рисование с натуры.
1.
Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников.
1
2.
Ваза. Рисование предметов симметричной формы.
1
3.
Осенняя природа.
1
II четверть (7 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Рисование с натуры.
1.
Рисование транспорта. Грузовик.
1
2.
Рисование транспорта. Автобус.
1
3.
Рисование игрушки – трёхцветный мяч.
1
II.
Тематическое рисование.
1.
Рисование гирлянды новогодних игрушек. Шары.
1
2.
Рисование елочных украшений. Бусы.
1
3.
Рисование на тему: Новогодний праздник.
1
4.
Иллюстрирование сказки Снегурочка.
1
III четверть (11 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Рисование с натуры.
1.
Рисование игрушки. Тигрёнок.
1
2.
Рисование зайца.
1
3.
Рисование лисы.
1
4.
Рисование игрушки. Плюшевый мишка.
1
II.
Тематическое рисование.
1.
Рисование на тему: Наши четвероногие друзья.
1
2.
Тематическое рисование: День защитника Отечества.
1
3.
Тематическое рисование: Подарок маме.
1
4.
Рисование на тему: Мой папа (моя мама).
1
5.
Рисование кухонной посуды.
1
6.
Рисование цветов. Ромашки.
1
7.
Рисование цветов. Подсолнухи.
1
IV четверть (8 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Тематическое рисование.
1.
Весна в окно стучится.
1
2.
Полет на другую планету.
1
II.
Рисование с натуры.
1.
Ветка вербы.
1
2.
Весенний цветок: подснежник, мать-и-мачеха.
1
III.
Декоративное рисование.
1.
Декоративное рисование ягодного орнамента.
1
2.
Рисование узора по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Сарафан.
1
3.
Рисование на тему: Здравствуй лето!.
1
4.
Обобщение знаний по пройденным разделам.
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основываясь на разделах и тематики программы, составляю индивидуальную и образовательную программу, используя при этом следующие методические пособия:
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лаконец С.С., 2007.
Ж. Начальная школа плюс и после, журнал для работников учреждений начальных школ, - М., изд. Просвещение, № 1-12, 2003 - 2012 г.
А также при обучении данного предмета использую:
Дидактические игры.
Игрушки, модели, муляжи.
Изображения явлений окружающей жизни и иллюстрации сказок.
Кино - и видеофильмы.
Раскраски с наклейками.
Пальчиковые игры.
Физкультминутки.
Фрагменты классической и медиативной музыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеленова О. Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]: .
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития под редакцией канд. псих.наук проф. И.М. Бгажноковой, Москва, ВЛАДОС, 2007г.
3. Воспитание и обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под. Редакцией канд. псих. наук проф. И.М. Бгажноковой, Москва, ВЛАДОС, 2010г.
4.Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду Учебно – методическое пособие. В 2-х частях. Часть 2. Пермь, ПКИПКРО, 2010.
5. Методические рекомендации по обучению детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 210.
6. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы И.А. Грошенков, М., Просвещение, 1975.
7.СмирноваМ.Г.Изобразительнаядеятельностьстаршихдошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
2