Публикации Конспект коррекционного занятия на тему: "Дифференциация звуков [с] - [з]"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект коррекционного занятия на тему: "Дифференциация звуков [с] - [з]"
Автор: Бояринцева Людмила Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики БашкортостанКонспекткоррекционного занятияна тему: «Дифференциация звуков [с] - [з]» Возрастная группа: подготовительная к школеВыполнил:Бояринцева Л.А.учитель-логопедТуймазы, 2023Тема: Дифференциация звуков [с] - [з].Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать умение у детей дифференцировать звуки [с] - [з] на слух и в произношении, определять место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и звука [з] (начало, середина), воспроизводить слоговой ряд;пражнять в составлении схем предложений, в согласовании существительных с числительным, Коррекционно-развивающие:азвивать фонематическое восприятие, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, восприятие, обобщение, систематизацию) и психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), общую и мелкую моторику, навык звукового анализа слов.Коррекционно-воспитательные:оспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания в соответствии с ними, доброжелательность, самостоятельность, культуру общения, усидчивость.Структурная единица: «Речевое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Методические приемы: анализ, синтез, вопросы, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.Средства реализации: зеркала, профили звуков, предметные картинки, раздаточный материал по подготовке к обучению грамоте, цифры, две куклы-девочки Соня и Зоя, массажные шарики Су-Джок. Ход занятия:I.Вводная часть. Организационный момент.-Дети, поздоровайтесь с гостями, а сейчас начнем занятие.Дидактическое упражнение «Угадай звук»-Дети, я буду называть слова со звуком [с] и [з].Если вы услышите в слове звук [с], то хлопните в ладоши, а если звук [з], то топните ногой:-сковорода, кастрюля, зонт, термос, замок, санки, зубы, роза, стакан.-Дети, вы хлопали в ладоши, когда слышали какой звук? (звук [с]). А топали ногой, когда слышали какой звук? (звук [з]). II. Основная часть. Сообщение темы занятия.-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с] - [з].III. Сравнение звуков [с] - [з] по артикуляционным и акустическим признакам.- Вспомните характеристику звука [с]. (выставляю профиль звука). Правую руку подняли и загибаем пальчики, а Даша дает характеристику звука [с]:огласный;-твердый;-глухой.- Обозначаем каким цветом? (синим).- Вспомните характеристику звука [з]. (выставляю профиль звука). Левую руку подняли и загибаем пальчики, а Ксюша дает характеристику звука [з]:-согласный;-твердый;-звонкий.- Обозначаем каким цветом? (синим с колокольчиком).IV. Развитие фонематического восприятия.-Возьмите в правую руку символ звука [с] (синий круг), а в левую - символ звука [з] (синий круг с колокольчиком).- Сейчас я буду называть слоги и слова. Если вы услышите глухой звук [с], то поднимите синий круг, если услышите звук [з], то поднимите синий круг с колокольчиком. Будьте внимательными:- са, ди, те, за, де, со, да, су, зы, ту, сы, зу...;- санки, кастрюля, завтрак, сухарница, зубы, посуда, коза, нос, заборV. Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах.- На кого я посмотрю глазками, тот и повторит слоговую цепочку:са - за - са со-зо-соза - са - за зо-со-зосу - зу - су са-зу-сасы - зы - сы са-зы-саПовторяем хором громко, тише, шепотом, про себя:саа-сы-зыVI. Физкультминутка.А сейчас все по порядкуВстанем дружно на зарядку.Руки в стороны, согнули,Вверх подняли, помахали.Спрятали за спину их и оглянулись:Через правое плечо, через левое ещё,Дружно присели, пяточки задели,На носочки поднялись,Опустили руки вниз.VII. Дифференциация звуков [с] - [з] в словах.а). - Посмотрите, у нас в гостях две девочки Соня и Зоя. У вас на столах лежат картинки. Эти картинки мы должны подарить Соне и Зое и определить где находится звук в начале, в середине или в конце слова. - Я дарю солнце Соне, потому, что в слове солнце звук [с] – глухой и находится он в начале слова. -Я дарю вазу Зое, потому, что в слове ваза звук [з] – звонкий, он находится в середине слова.б). Дидактическое упражнение "Посчитай от 1, 2, 5".Слова: зонт, стакан, ваза, кастрюля.VIII.Звуковой анализ слов:коза[к ] - согласный, твердый, глухой (синий круг);] – гласный (красный круг);] - согласный, твердый, звонкий (синий круг с колокольчиком);[а ] – гласный (красный круг).-Сколько звуков в слове коза?- Сколько гласных?-Сколько согласных, твердых, глухих?-Сколько согласных, твердых, звонких?коса] - согласный, твердый, глухой (синий круг);[о ] – гласный (красный круг);] - согласный, твердый, глухой (синий круг);[а ] – гласный (красный круг).-Сколько звуков в слове коса?- Сколько гласных?-Сколько согласных, твердых, глухих?-Чем отличаются эти схемы?IX . Физкультминутка.Использование Су-Джок технологии.«На полянке»На полянке на лужайке круговые движения целый день резвились зайки. между ладонямиИ катались по траве прямые перекатыванияот хвоста и к голове. от кончиков пальцев до запястьяДолго зайцы так скакали, шарик «прыгает» по ладонино напрыгались, устали. Мимо змейки проползали, прямые перекатывания с добрым утром им сказали. от кончиков пальцев до запястья Стала гладить и ласкать шарик лежит на ладони, обнимаемвсех зайчат зайчиха мать. его каждым пальцем.X. Дифференциация звуков [с] - [з] в предложении.-Составьте схему предложения:-Зоя пьёт ананасовый сок.-Сколько слов в предложении? (Четыре ).-Паша, назови первое слово, Вова-второе, Румиль-третье, Ралина –четвертое.-В каких словах есть звук [с]? (ананасовый, сок).-В каких словах есть звук [з]? (Зоя).-Роза вяжет полосатый носок.-Сколько слов в предложении? (Четыре ).-Амир, назови первое слово, Ксюша-второе, Ирина-третье, Даша–четвертое.-В каких словах есть звук [с]? (полосатый, носок).-В каких словах есть звук [з]? (Роза).-Уберите схему предложений в пенал.XI. Самостоятельная деятельность обучающихся.-Картинки со звуком [с] (глухим) – заштриховать слева-направо, а со звуком [з] (звонким) –сверху-вниз.XII.Заключительная часть. Итог занятия.- Скажите, что мы учились делать? (Учились различать звуки [с] - [з]).-Чем отличаются эти звуки? (Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий). - Кому мы дарили картинки? оне и Зое).оне мы дарили картинки с каким звуком? (Со звуком [с] – глухим).-А Зое? (Со звуком [з] – звонким).-Что было трудным?-Что было лёгким?-Что понравилось, что было интересным?- Молодцы! Вы все хорошо работали.