Публикации
Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий
Автор: Загребельная Наталья Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий
Автор: Загребельная Наталья Геннадьевна
Технологическая карта
Учебный предмет
Математика
Учитель
Загребельная Наталья Геннадьевна
Школа, класс
МОУ МСОШ№2 3 класс
Тема урока
Деление с остатком.
Тип урока
Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий
Цель изучения (целевые установки урока):
создание условий для выведения способа деления с остатком, для выявления причин ошибок и составления заданий, оценивания своей работы: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные (УУД)
Предметные
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные:волевая саморегуляция,
уметь формулировать тему и цель урока
Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям
Коммуникативные: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Материально-техническое обеспечение урока- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник Математика, часть 2, М.2Просвещение, 2020г. – с.26
Ресурсы для учащихся:
- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник Математика, часть 2, М.2Просвещение, 2020г. – с.26
- наглядный материал для исследовательской работы в парах., карточки для самостоятельной работы.
Учебно-методическая литература
ЦОР
Ход урока
Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий
Содержание-
Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, необходимы е в жизни
Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для нас ещё много неизвестного.
На уроке нам помогут знания, смекалка и хорошее настроение. Начнём с настроения: покажите своё настроение с помощью смайликов – сигналов.
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что к концу урока оно будет у всех отличным.
А работать будем под девизом: (хором) Ученье нас объединяет
-Продолжите закономерность: 3, 7, 11, 15, 19, 23.
Деятельность учителя
- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.
Деятельность ученика
- Настраиваются на работу.
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни
Умение учащихся сравнивать числа, мыслить логически, выполнять умозаключения
Актуализация учебной деятельности
Содержание-
Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках. (карточки на доску)
(25 + 15) : 5; 69: 3; 66:22;
15 : х = 3
Деятельность учителя
Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления
Деятельность ученика
Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Использование свойств для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности , готовность осознания того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Способность развивать мышление
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий
Содержание
Сегодня мы продолжим работать со случаями деления. Я вам предлагаю поработать в парах.
Продолжим работу, которую начали на уроке технологии. Мы с вами изготовили шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы.
Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.
- Посчитайте количество пуговиц. (13)
- Разделите поровну 13 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.
- Что заметили? (поровну разделить не удалось).
- разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.
- какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось)
- как вы думаете. Что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).
-Какую тему будем изучать на уроке?
(Слайд Деление с остатком)
- Предположите цель урока? (научиться делить числа с остатком)
Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.
(Слайд
Деятельность учителя
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.
Деятельность ученика
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.
Оценивают себя на лесенке.
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Способность решить проблему,которая возникает в окружающей действительности может быть решена средствами математики.
Умение решать практические задачи , связанные с бытовыми жизненными ситуациями
Готовность ребёнка изучать математику
осознанно, с применением игровой ситуации.
Умение выполнить расчёты, прикидки для решения учебной задачи
Умение формулировать результаты решения.
Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)
Содержание-
Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?
Как рассуждали?
Рассмотрите, как правильно записывать примеры с остатком:
13 : 2 = 6 (ост.1) проговорить, вспомнить компоненты.
–Работа в тетради. Откройте тетради и запишите самостоятельно математическое выражение ваших действий с карманами. Два человека у доски.
Проверка с места. Проговорить.
Деятельность учителя
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило
Деятельность ученика
Выполняют работу
в группах, доказывают свой ответ. Пытаются сформулировать правило
Формируемые компоненты функциональной грамотности
умение находить и выделять необходимую информацию;
Умение формулировать суждения с использованием математических знаков и терминов.
Выполнение пробного учебного действия
Содержание Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.
Работа по учебнику: стр. 26 № 1,2.
- Прочитайте на с. 26, как разделить 17 на 3.
- Как называются компоненты деления в таких примерах?
- Прочитайте равенство на математическом языке.
- Правильные ли выводы мы сделали?
№ 1 стр. 26 (устно)
№ 2 стр. 26
- Рассмотрите первый пример.
- Какое самое большое число до 7 делится на 3 без остатка? (6)
- Сколько получится, если 6 разделить на 3 ? (2)
- Сколько останется? (1)
- Сделайте рисунок к примеру.
- Прочитайте пример на математическом языке.
(Остальные примеры учащиеся изображают с помощью схематических рисунков, решают и комментируют у доски)
7 : 3 10 : 4 10 : 6 11 : 4 12 : 3
Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.
- А можно ли решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?
- Как вы думаете, что нам поможет? (Поможет нам правило, алгоритм)
Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.
(на доску к●Составление алгоритма
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.
Проверяем, остаток должен быть < делителя.
каждая группа) (СЛАЙД)
Сравнить алгоритм .
Что заметили? (4пункт)
Завтра мы дополним шаг алгоритма.
Для этого вы дома понаблюдаете за делителем и остатком
Давайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием.
Деятельность учителя
- Контролирует процесс составления алгоритма.
Деятельность ученика
Работа в группах:
Составляют алгоритм в парах, используя карточки проверка (на слайде)
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Потребность учеников составлять, простой алгоритм деления с остатком.
Готовность к формулированию этой проблемы на языке математики,
Формирование приёмов умственных действий
Умение анализировать предложенные методы решения
Способность интерпретировать информацию полученную при проведении исследований
Умение применить умственные операции при составлении инструкции (алгоритма)деления с остатком
Готовность учащихся применить алгоритм для формирования вычислительных навыков..
Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий
Содержание
Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием.
1 ряд – 10: 6;
2 ряд – 11 : 4;
3 ряд – 17 : 4
Деятельность учителя
Проверяет понимание способа действия
Деятельность ученика
Проговаривают алгоритм работы при решении примеров
Готовность к выполнению письменных вычислений на основе изучения алгоритма.
Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий
Содержание Какую цель мы ставили ?
Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
Помогло вам открытие достичь цели?
Отметьте на лестнице успеха, своё настроение и достижения
Покажите своё настроения с помощью смайликов.
Спасибо ребята, за работу на уроке.
- А сейчас поднимите руки, кто согласен с утверждением:
Новая тема мне понятна
Я хорошо понял(а) алгоритм
Я знаю, как пользоваться алгоритмом
Я сумею найти частное и остаток
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял (а) алгоритм деления с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки
Деятельность учителя
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей
Деятельность ученика
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни, умение делать расчёты.
Учебный предмет
Математика
Учитель
Загребельная Наталья Геннадьевна
Школа, класс
МОУ МСОШ№2 3 класс
Тема урока
Деление с остатком.
Тип урока
Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий
Цель изучения (целевые установки урока):
создание условий для выведения способа деления с остатком, для выявления причин ошибок и составления заданий, оценивания своей работы: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные (УУД)
Предметные
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные:волевая саморегуляция,
уметь формулировать тему и цель урока
Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям
Коммуникативные: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Материально-техническое обеспечение урока- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник Математика, часть 2, М.2Просвещение, 2020г. – с.26
Ресурсы для учащихся:
- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник Математика, часть 2, М.2Просвещение, 2020г. – с.26
- наглядный материал для исследовательской работы в парах., карточки для самостоятельной работы.
Учебно-методическая литература
ЦОР
Ход урока
Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий
Содержание-
Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, необходимы е в жизни
Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для нас ещё много неизвестного.
На уроке нам помогут знания, смекалка и хорошее настроение. Начнём с настроения: покажите своё настроение с помощью смайликов – сигналов.
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что к концу урока оно будет у всех отличным.
А работать будем под девизом: (хором) Ученье нас объединяет
-Продолжите закономерность: 3, 7, 11, 15, 19, 23.
Деятельность учителя
- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.
Деятельность ученика
- Настраиваются на работу.
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни
Умение учащихся сравнивать числа, мыслить логически, выполнять умозаключения
Актуализация учебной деятельности
Содержание-
Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках. (карточки на доску)
(25 + 15) : 5; 69: 3; 66:22;
15 : х = 3
Деятельность учителя
Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления
Деятельность ученика
Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Использование свойств для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности , готовность осознания того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Способность развивать мышление
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий
Содержание
Сегодня мы продолжим работать со случаями деления. Я вам предлагаю поработать в парах.
Продолжим работу, которую начали на уроке технологии. Мы с вами изготовили шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы.
Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.
- Посчитайте количество пуговиц. (13)
- Разделите поровну 13 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.
- Что заметили? (поровну разделить не удалось).
- разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.
- какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось)
- как вы думаете. Что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).
-Какую тему будем изучать на уроке?
(Слайд Деление с остатком)
- Предположите цель урока? (научиться делить числа с остатком)
Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.
(Слайд
Деятельность учителя
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.
Деятельность ученика
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.
Оценивают себя на лесенке.
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Способность решить проблему,которая возникает в окружающей действительности может быть решена средствами математики.
Умение решать практические задачи , связанные с бытовыми жизненными ситуациями
Готовность ребёнка изучать математику
осознанно, с применением игровой ситуации.
Умение выполнить расчёты, прикидки для решения учебной задачи
Умение формулировать результаты решения.
Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)
Содержание-
Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?
Как рассуждали?
Рассмотрите, как правильно записывать примеры с остатком:
13 : 2 = 6 (ост.1) проговорить, вспомнить компоненты.
–Работа в тетради. Откройте тетради и запишите самостоятельно математическое выражение ваших действий с карманами. Два человека у доски.
Проверка с места. Проговорить.
Деятельность учителя
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило
Деятельность ученика
Выполняют работу
в группах, доказывают свой ответ. Пытаются сформулировать правило
Формируемые компоненты функциональной грамотности
умение находить и выделять необходимую информацию;
Умение формулировать суждения с использованием математических знаков и терминов.
Выполнение пробного учебного действия
Содержание Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.
Работа по учебнику: стр. 26 № 1,2.
- Прочитайте на с. 26, как разделить 17 на 3.
- Как называются компоненты деления в таких примерах?
- Прочитайте равенство на математическом языке.
- Правильные ли выводы мы сделали?
№ 1 стр. 26 (устно)
№ 2 стр. 26
- Рассмотрите первый пример.
- Какое самое большое число до 7 делится на 3 без остатка? (6)
- Сколько получится, если 6 разделить на 3 ? (2)
- Сколько останется? (1)
- Сделайте рисунок к примеру.
- Прочитайте пример на математическом языке.
(Остальные примеры учащиеся изображают с помощью схематических рисунков, решают и комментируют у доски)
7 : 3 10 : 4 10 : 6 11 : 4 12 : 3
Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.
- А можно ли решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?
- Как вы думаете, что нам поможет? (Поможет нам правило, алгоритм)
Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.
(на доску к●Составление алгоритма
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.
Проверяем, остаток должен быть < делителя.
каждая группа) (СЛАЙД)
Сравнить алгоритм .
Что заметили? (4пункт)
Завтра мы дополним шаг алгоритма.
Для этого вы дома понаблюдаете за делителем и остатком
Давайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием.
Деятельность учителя
- Контролирует процесс составления алгоритма.
Деятельность ученика
Работа в группах:
Составляют алгоритм в парах, используя карточки проверка (на слайде)
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Потребность учеников составлять, простой алгоритм деления с остатком.
Готовность к формулированию этой проблемы на языке математики,
Формирование приёмов умственных действий
Умение анализировать предложенные методы решения
Способность интерпретировать информацию полученную при проведении исследований
Умение применить умственные операции при составлении инструкции (алгоритма)деления с остатком
Готовность учащихся применить алгоритм для формирования вычислительных навыков..
Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий
Содержание
Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием.
1 ряд – 10: 6;
2 ряд – 11 : 4;
3 ряд – 17 : 4
Деятельность учителя
Проверяет понимание способа действия
Деятельность ученика
Проговаривают алгоритм работы при решении примеров
Готовность к выполнению письменных вычислений на основе изучения алгоритма.
Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий
Содержание Какую цель мы ставили ?
Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
Помогло вам открытие достичь цели?
Отметьте на лестнице успеха, своё настроение и достижения
Покажите своё настроения с помощью смайликов.
Спасибо ребята, за работу на уроке.
- А сейчас поднимите руки, кто согласен с утверждением:
Новая тема мне понятна
Я хорошо понял(а) алгоритм
Я знаю, как пользоваться алгоритмом
Я сумею найти частное и остаток
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял (а) алгоритм деления с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки
Деятельность учителя
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей
Деятельность ученика
Формируемые компоненты функциональной грамотности
Понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни, умение делать расчёты.