Публикации Детская журналистика как инструмент социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Детская журналистика как инструмент социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Автор: Маннанова Альбина Ралифовна

"ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ".Маннанова Альбина Ралифовна, высш.кват.,старший воспитатель МБДОУ №1 «Золотой петушок», геверодвинск,Сегодняшних воспитанников ждет захватывающее будущее. Если они хотят быть успешными и уметь ориентироваться в постоянно меняющемся мире, их нужно научить легко и быстро усваивать информацию, анализировать ее, учиться новому и находить нестандартные решения в различных ситуациях.В контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в образовательном процессе особое место занимает подбор эффективных методик, направленных на формирование целевой ориентации, представляющей собой социально-психологические характеристики, которых дети смогут достичь на завершающем этапе дошкольного образования.Журналистика для детей- одна из таких технологий. Основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, новизна данной технологии заключается в том, что она формирует нравственную систему ценностей и важные компетенции, составляющие основу готовности к школе детей дошкольного возраста, а именно:Информационные (способность получать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем).Коммуникативные (межличностное сотрудничество)Речь (способность ребенка практически использовать родной язык в конкретных коммуникативных ситуациях, используя полный спектр выразительных средств речи, невербальных (мимика, жесты и движения) и интонационных. Речевая компетенция включает лексические, грамматические, фонетические, интерактивные элементы.Самоорганизация (умение ставить цели,  планировать)Саморазвитие(готовность к разработке, реализации и успешному осуществлению собственной деятельности).А нужна ли журналистика в детских садах и какую роль она играет в развитии старших дошкольников?Мы считаем, что основные преимущества этой методики заключаются в том, что, во-первых, дошкольники приобретают новый познавательный опыт, а во-вторых, эти занятия помогают детям развить навыки раннего обучения и способствуют развитию любознательности, наблюдательности, порядка и дисциплины. Таким образом, детская журналистика может быть использована и полностью интегрирована в любую образовательную среду.Таким образом, детская журналистика станет неотъемлемой частью образовательной работы. Она не только повысит профессиональный уровень, но и изменит представление о воспитании и обучении детей, раскрыв творческий потенциал детей дошкольного возраста.Целью данной методики является формирование творческой, культурно и социально активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальных и социальных способностей ученика в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.Во время практики детской журналистики мы используем инновационные методы и приемы, такие как моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, обучающие упражнения, импровизации, изучение рисунков и фотографий, беседы, дискуссии. Во образовательной деятельности используются визуальные, практические и вербальные методы обучения. Работа с детьми строится на коммуникативной и познавательной основе, которая дает детям творческую независимость.Содержание системы занятий овосновано на принципах педагогического оптимизма и гуманизма и направлено на воспитание и уважения к себе и другим, а также терпимости к чужому мнению. Эти занятия не только помогают детям овладеть средствами общения, но и убеждают их в том, что в процессе общения существует тесная связь между мыслями, чувствами и действиями. Игры разработаны таким образом, чтобы каждый участник мог выслушать и понять мнение своих сверстников, воспитателей и родителей, например, увидеть мир глазами других, написать рассказ с заданным концом или придумать много сюжетов на одну тему. Внимание также уделяется структуре режиссерских игр. Такие игры, как "Мы-журналисты", "Звукооператор" и "Журналист-творческая работа", дети ценят за их уникальность, разнообразие атрибутов и приближенность к реальности. У детей формируется представление о том, что журналистика-это творческая профессия.Занятия состоят из развивающих игр, работы с газетами и журналами, строятся они индивидуально в соответствии с имеющейся литературой, опытом, материалами и техническими возможностями: «Игра в профессию», «У кого микрофон», «Кем я буду» , «Какая профессия», «Не ошибись» и т.д.В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков можно использовать моделирование. Замена вербальных абстрактных образов на зрительные, что значительно облегчает обучение. Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со взрослым ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.Также рассматривается внедрение этого подхода как развитие детско-родительских отношений. Тема детской журналистики сосредоточена на уникальных отношениях между детьми и взрослыми. Эти отношения основаны на совместном участии в деятельности, предполагающей общение на равных, при этом дети сами участвуют в обсуждении идей, рассуждениях и экспериментах. Стало доброй традицией привлекать родителей воспитанников к работе над этой темой.Обращение к детской журналистике наполняет новым содержанием привычную среду развития ребенка,  становится эффективным фактором развития их познавательного интереса; дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.