Публикации "Экологическое воспитание дошкольников посредством игры"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экологическое воспитание дошкольников посредством игры"
Автор: Третьякова Ольга Евгеньевна

Доклад:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры»«Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В. А. Сухомлинский.Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».А.М. ГорькийИгра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.В  дидактических экологических играх ребенок приобретает всесторонний опыт взаимодействия с окружающим миром.  Ребенок усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду ,и учится выполнять реальную природоохранную работу.Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе.Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.Экологические игры мы включаем во все режимные моменты для развития личности ребенка и его экологического сознания.Играя с детьми, формируем первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.Развиваем способности детей к познанию мира природы. Формируем навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучаем элементарным нормам поведения в природе. Воспитываем гуманное отношение к живым организмам.Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.Задачи экологического образования:
  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  • Формирование знаний о природе.
  • Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.
  • Классификация экологических игр.При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.
  • По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:
  • Творческие игры:
  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.
  • Игры с правилами:
  • дидактические;
  • подвижные
  • По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:игры на тему «Живая природа»;игры на тему «Неживая природа».По форме организации и мере регламентации выделяют:самостоятельную игровую деятельность ребенка;совместную с педагогом игровую деятельность.По направленности действий:сенсорно-моторные;предметные;игры с перевоплощением;социальные;соревновательные.По тематике:«Где живая и неживая природа?»«Соседи по планете.» (Живая природа.)«Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»«Кому где нравится?», «Кто где живет?»«Что где растет?»«Кому что нужно?»«Что такое?», «Кто такой?»«Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)«Почему мы такие разные?»«Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)«Мы все нужны друг другу.»«Природно-рукотворное.»Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Домашние и дикие животные», «Что растет в поле?» (на огороде, в саду, в лесу», «Какого растения не хватает?», «Чьи детки на ветке», «Зоологическая столовая», «Путаница», «Найди дерево или куст по описанию», «Живые цепочки» и др. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.Игры – предложения: «Что было бы…», «Весной листья на деревьях растут, а зимой…», «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…», «Птицы могут летать, потому что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.Игры – беседы: «Что такое природа», «Почему идет дождь» . В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Перелет птиц», «Найди свой листок», «Собери урожай» , способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями .Сюжетно-ролевые игры: «Магазин (овощи или фрукты), «Путешествие в лес», «Зоопарк» . Через игру дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе. Закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.Игры — драматизации и театрализованные игры проводятся на основе литературных произведений: «Рукавичка», « Заюшкина избушка», «Утка с утятами», «Красная шапочка» . Дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы.Строительные игры с природным материалом (песок, глина, желуди, листики, шишки, камешки, снег, вода ), через такие игры дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.