Публикации
Методика использования краеведческого материала на уроках географии в 6 классе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика использования краеведческого материала на уроках географии в 6 классе
Автор: Татаркина Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика использования краеведческого материала на уроках географии в 6 классе
Автор: Татаркина Татьяна Викторовна
Методика использования краеведческого материала
на уроках географии в 6 классе
Важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, к стиранию граней между трудом умственным и трудом физическим, играет школа.
Этой цели всецело должны быть подчинено содержание, методы и организация всей школьной работы.
Осуществлению тесной связи обучения с жизнью и повышения уровня воспитания весьма содействует школьное краеведение.
Краеведческая работа открывает учащимся возможность познать свои способности, интересы и склонности, готовиться к сознательному выбору своей будущей профессии и овладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков.
Краеведческая работа представляет учителю широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения, преодолевать книжность, сухость, отрыв от жизненной практики в преподавании и в знаниях учащихся.
Краеведческая программная работа тесно связана с внеклассной краеведческой работой.
Построение внеклассной работы без тесной связи ее с учебной работой по программам, сможет не только привести к перегрузке учащихся, но и отвлечь их внимание от основного содержания учебных программ, что неизбежно затрудняет учащимся овладение прочными и глубокими знаниями основ наук.
В результате краеведческой работы в течение всех лет обучения в школе у учащихся должна сформировываться и система знаний о родном крае. Учащиеся должны узнать о важнейших естественных ресурсах края, его промышленности, сельском хозяйстве, людях, их труде, быте, о социально-экономическом и культурном развитии края. Эти знания должны дать ребятам ясное представление о современном лице края, о его отличительных способностях, его месте и значении в хозяйстве, экономике, историческом и культурном развитии нашей России.
Система знаний о крае у учащихся формируется в школе постепенно, начиная с изучения родного края на классных и внеклассных занятиях еще в первых классах.
В средних и старших классах сведения о родном крае расширяются и углубляются.
Школьное краеведение касается ряда предметов, но я остановлюсь на географическом краеведении.
Как любая система, географическое краеведение представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях.
Школьная география пронизана элементами краеведения. Рассмотрим элементы краеведения в содержании школьного курса географии 6 класса.
Программа географии в 6 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых, способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.
Уже на первом уроке, знакомя учащихся с целью и задачами изучения курса, Я восстанавливаю в памяти детей методику организации метеорологических и фенологических наблюдений и решаю в связи с этим ряд организационных задач.
Наблюдения за погодой и окружающей природой, учащиеся ведут в своих дневниках. Изучая погоду и климат, школьники имеют возможность сравнивать данные своих наблюдений с погодой и климатом других стран, материков, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Эта работа способствует развитию познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний. Кроме того, решая некоторые учебно-познавательные и практические задачи, они становятся в некоторой степени исследователями.
При изучении темы Суточный и годовой ход t воздуха, мы строим с ними графики хода t воздуха по месяцам, за год. Учащиеся, видят в каком (пункте) месяце самая высокая и самая низкая t.
График суточного изменения температуры воздуха в г. Старый Оскол, район железнодорожного вокзала, 15 апреля 2022г.
время замера (х)
16-00
18-00
10-00
12-00
14-00
16-00
18-00
20-00
22-00
Результат замера в градусах (у)
-2
-1
+3
+7
+10
+7
+6
+5
+5
Вывод: На графике видно, что температура воздуха изменяется в ветры
Вывод: На графике видно, что температура воздуха изменяется в течение суток. Колебание температуры воздуха зависит в основном от величины угла падения солнечных лучей.
Изучая тему Ветер строим графики Розы ветров, где определяем направления ветров, какие ветры преобладали и сколько дней в месяце дули.
На розе ветров видно, что за год преобладали ветры восточного и западного направления.
В 2007 году учащиеся подсчитали, что в Старом Осколе 142 дня без солнца, максимальное число без солнца приходится на декабрь и январь, минимальное – на период с мая по август.
Анализируя материал наблюдений за погодой, учащиеся сделали правильный вывод о погоде как комплексе метеорологических элементов, находящихся в определенной зависимости и характеризующих состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте.
Заканчивая изучение раздела, уделяем внимание охране атмосферы. С этой целью проводим работу по теме: Загрязнение атмосферы выбросами транспорта. Подсчитываем количество автомобилей, проезжающих на ближайшей дороге от школы в течение 1 часа, в течение рабочего дня.
Рассчитываем приблизительное количество выхлопных газов, которые выбрасывают автомобили. Известно, что один легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит до 30 г угарного газа, окиси азота, соединений свинца.
Примерный расчет:
В сутках: 24*60*60=86400(с) Сутки - 24 часа 1 ч - 60 мин, 1 мин. - 60 сек.
Скорость автомобиля V=50км/час или 14м/с
За одну секунду автомобиль выбрасывает . (грамм газов)
4.Определение общего количество газов
Где М - количество выбрасываемых газов
Т - время (с), затраченное автомобилем на проезд возле школы
N - количество автомобилей за определенное время
Количество автомобилей, проезжающих по дороге в течение часа около школы - 65 штук, в течение рабочего дня - 490.
Количество выхлопных газов – 68г. за 1 час, за рабочий день -510г.
В 6 классе при изучении темы Воды суши учащиеся изучают реки своего края. Опираясь на конкретный материал, характеризуют реку Оскол, ее притоки, рассказывают о том, что и сама река является притоком Дона.
Ребята также узнали, что любое воздействие на реку вызывает цепную реакцию. Например, вырубка леса в бассейне реки приводит к усыханию притоков, снижению уровня воды в реке. А насыпная дамба дороги Старый Оскол - ОЭМК у западной окраины села Обуховка создала подпор грунтовым потокам, и как результат привела к подтоплению в этом районе, в связи с застройкой северо-восточной части города в несколько раз увеличился расход ливневых вод в ручей Рудка, загрязненных нефтепродуктами с автомагистрали.
Изучение ручья проводим по плану:
а) Название, если оно есть.
б) Происхождение названия.
в) Направление течения.
г) Где исток и устье ручья.
д) Ширина русла и глубина.
е) Скорость поверхностного течения.
ж) Описание русла и берегов реки.
з) Свойства речной воды.
и) Использование вод ручья и экологическое состояние ручья.
В результате получаем комплексное исследование водоема:
оценка в баллах
да – 1 б.
нет – 0 б.
Физическое загрязнение :
Обилее наносов на дне
Свалки отбросов на берегу
Наличие кострищ
Стихийно возникшие пляжи
1
1
1
0
Химическое загрязнение :
Радужные и масляные пятна на поверхности
1
Биологическое загрязнение :
Наличие сине-зеленых водорослей
Наличие ряски в водоеме
1
0
4. Степень повреждения на берегу (вытаптывание, поломка) больше 50 %
1
5. Отсутствие околоводных птиц :
Уток
Куликов
Трясогузок
0
0
0
Вывод: Общее количество – 6 баллов, значит водоем сильно загрязнен.
Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросом охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом народном деле. Поэтому мы изучали наш ж/д парк. Цель работы: Формирование умений и навыков исследования экологического состояния ближайшего окружения.
Признаки загрязнения и разрушения
Степень
загрязнения
1. поломанные деревья.
1 балл
2. поломанные кустарники.
0 баллов
3. сухие деревья.
2 балла
4. сухие кустарники.
0 баллов
5. суховершинные деревья.
2 балла
6. трутовики на стволах.
1 балл
7. гниль на древесной растительности (а так же дупла, расщепление ствола).
1 балл
8. виды не свойственные данному сообществу.
-
9. отсутствие растительности на почве, вытапливание.
1 балл
Вывод: Общее количество - 8 баллов, значит, исследуемая территория имеет слабую степень загрязнённости.
При изучении географии родного края используются различные методы и приемы обучения. Широко применяются рассказы, беседы, практические работы. Особое внимание должно уделяться работе с картой. Она должна проводиться на всех этапах урока.
Весьма важным условием в организации краеведения является введение в учебный план уроков краеведения. Началом этой работы является организация наблюдений за природными (факторами) явлениями, сбор краеведческого материала.
По мере накопления опыта и развития интереса к самостоятельным наблюдениям учащихся в последующих классах работа углубляется.
Я считаю, что педагогическая эффективность географического краеведения может быть достигнута только в том случае, когда оно представляет собой систему в учебно-воспитательной работе.
на уроках географии в 6 классе
Важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, к стиранию граней между трудом умственным и трудом физическим, играет школа.
Этой цели всецело должны быть подчинено содержание, методы и организация всей школьной работы.
Осуществлению тесной связи обучения с жизнью и повышения уровня воспитания весьма содействует школьное краеведение.
Краеведческая работа открывает учащимся возможность познать свои способности, интересы и склонности, готовиться к сознательному выбору своей будущей профессии и овладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков.
Краеведческая работа представляет учителю широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения, преодолевать книжность, сухость, отрыв от жизненной практики в преподавании и в знаниях учащихся.
Краеведческая программная работа тесно связана с внеклассной краеведческой работой.
Построение внеклассной работы без тесной связи ее с учебной работой по программам, сможет не только привести к перегрузке учащихся, но и отвлечь их внимание от основного содержания учебных программ, что неизбежно затрудняет учащимся овладение прочными и глубокими знаниями основ наук.
В результате краеведческой работы в течение всех лет обучения в школе у учащихся должна сформировываться и система знаний о родном крае. Учащиеся должны узнать о важнейших естественных ресурсах края, его промышленности, сельском хозяйстве, людях, их труде, быте, о социально-экономическом и культурном развитии края. Эти знания должны дать ребятам ясное представление о современном лице края, о его отличительных способностях, его месте и значении в хозяйстве, экономике, историческом и культурном развитии нашей России.
Система знаний о крае у учащихся формируется в школе постепенно, начиная с изучения родного края на классных и внеклассных занятиях еще в первых классах.
В средних и старших классах сведения о родном крае расширяются и углубляются.
Школьное краеведение касается ряда предметов, но я остановлюсь на географическом краеведении.
Как любая система, географическое краеведение представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях.
Школьная география пронизана элементами краеведения. Рассмотрим элементы краеведения в содержании школьного курса географии 6 класса.
Программа географии в 6 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых, способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.
Уже на первом уроке, знакомя учащихся с целью и задачами изучения курса, Я восстанавливаю в памяти детей методику организации метеорологических и фенологических наблюдений и решаю в связи с этим ряд организационных задач.
Наблюдения за погодой и окружающей природой, учащиеся ведут в своих дневниках. Изучая погоду и климат, школьники имеют возможность сравнивать данные своих наблюдений с погодой и климатом других стран, материков, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Эта работа способствует развитию познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний. Кроме того, решая некоторые учебно-познавательные и практические задачи, они становятся в некоторой степени исследователями.
При изучении темы Суточный и годовой ход t воздуха, мы строим с ними графики хода t воздуха по месяцам, за год. Учащиеся, видят в каком (пункте) месяце самая высокая и самая низкая t.
График суточного изменения температуры воздуха в г. Старый Оскол, район железнодорожного вокзала, 15 апреля 2022г.
время замера (х)
16-00
18-00
10-00
12-00
14-00
16-00
18-00
20-00
22-00
Результат замера в градусах (у)
-2
-1
+3
+7
+10
+7
+6
+5
+5
Вывод: На графике видно, что температура воздуха изменяется в ветры
Вывод: На графике видно, что температура воздуха изменяется в течение суток. Колебание температуры воздуха зависит в основном от величины угла падения солнечных лучей.
Изучая тему Ветер строим графики Розы ветров, где определяем направления ветров, какие ветры преобладали и сколько дней в месяце дули.
На розе ветров видно, что за год преобладали ветры восточного и западного направления.
В 2007 году учащиеся подсчитали, что в Старом Осколе 142 дня без солнца, максимальное число без солнца приходится на декабрь и январь, минимальное – на период с мая по август.
Анализируя материал наблюдений за погодой, учащиеся сделали правильный вывод о погоде как комплексе метеорологических элементов, находящихся в определенной зависимости и характеризующих состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте.
Заканчивая изучение раздела, уделяем внимание охране атмосферы. С этой целью проводим работу по теме: Загрязнение атмосферы выбросами транспорта. Подсчитываем количество автомобилей, проезжающих на ближайшей дороге от школы в течение 1 часа, в течение рабочего дня.
Рассчитываем приблизительное количество выхлопных газов, которые выбрасывают автомобили. Известно, что один легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит до 30 г угарного газа, окиси азота, соединений свинца.
Примерный расчет:
В сутках: 24*60*60=86400(с) Сутки - 24 часа 1 ч - 60 мин, 1 мин. - 60 сек.
Скорость автомобиля V=50км/час или 14м/с
За одну секунду автомобиль выбрасывает . (грамм газов)
4.Определение общего количество газов
Где М - количество выбрасываемых газов
Т - время (с), затраченное автомобилем на проезд возле школы
N - количество автомобилей за определенное время
Количество автомобилей, проезжающих по дороге в течение часа около школы - 65 штук, в течение рабочего дня - 490.
Количество выхлопных газов – 68г. за 1 час, за рабочий день -510г.
В 6 классе при изучении темы Воды суши учащиеся изучают реки своего края. Опираясь на конкретный материал, характеризуют реку Оскол, ее притоки, рассказывают о том, что и сама река является притоком Дона.
Ребята также узнали, что любое воздействие на реку вызывает цепную реакцию. Например, вырубка леса в бассейне реки приводит к усыханию притоков, снижению уровня воды в реке. А насыпная дамба дороги Старый Оскол - ОЭМК у западной окраины села Обуховка создала подпор грунтовым потокам, и как результат привела к подтоплению в этом районе, в связи с застройкой северо-восточной части города в несколько раз увеличился расход ливневых вод в ручей Рудка, загрязненных нефтепродуктами с автомагистрали.
Изучение ручья проводим по плану:
а) Название, если оно есть.
б) Происхождение названия.
в) Направление течения.
г) Где исток и устье ручья.
д) Ширина русла и глубина.
е) Скорость поверхностного течения.
ж) Описание русла и берегов реки.
з) Свойства речной воды.
и) Использование вод ручья и экологическое состояние ручья.
В результате получаем комплексное исследование водоема:
оценка в баллах
да – 1 б.
нет – 0 б.
Физическое загрязнение :
Обилее наносов на дне
Свалки отбросов на берегу
Наличие кострищ
Стихийно возникшие пляжи
1
1
1
0
Химическое загрязнение :
Радужные и масляные пятна на поверхности
1
Биологическое загрязнение :
Наличие сине-зеленых водорослей
Наличие ряски в водоеме
1
0
4. Степень повреждения на берегу (вытаптывание, поломка) больше 50 %
1
5. Отсутствие околоводных птиц :
Уток
Куликов
Трясогузок
0
0
0
Вывод: Общее количество – 6 баллов, значит водоем сильно загрязнен.
Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросом охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом народном деле. Поэтому мы изучали наш ж/д парк. Цель работы: Формирование умений и навыков исследования экологического состояния ближайшего окружения.
Признаки загрязнения и разрушения
Степень
загрязнения
1. поломанные деревья.
1 балл
2. поломанные кустарники.
0 баллов
3. сухие деревья.
2 балла
4. сухие кустарники.
0 баллов
5. суховершинные деревья.
2 балла
6. трутовики на стволах.
1 балл
7. гниль на древесной растительности (а так же дупла, расщепление ствола).
1 балл
8. виды не свойственные данному сообществу.
-
9. отсутствие растительности на почве, вытапливание.
1 балл
Вывод: Общее количество - 8 баллов, значит, исследуемая территория имеет слабую степень загрязнённости.
При изучении географии родного края используются различные методы и приемы обучения. Широко применяются рассказы, беседы, практические работы. Особое внимание должно уделяться работе с картой. Она должна проводиться на всех этапах урока.
Весьма важным условием в организации краеведения является введение в учебный план уроков краеведения. Началом этой работы является организация наблюдений за природными (факторами) явлениями, сбор краеведческого материала.
По мере накопления опыта и развития интереса к самостоятельным наблюдениям учащихся в последующих классах работа углубляется.
Я считаю, что педагогическая эффективность географического краеведения может быть достигнута только в том случае, когда оно представляет собой систему в учебно-воспитательной работе.