Публикации
Программа Программа развития технической направленности по LEGO – конструированию для детей дошкольного возраста"Леготека"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа Программа развития технической направленности по LEGO – конструированию для детей дошкольного возраста"Леготека"
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа Программа развития технической направленности по LEGO – конструированию для детей дошкольного возраста"Леготека"
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
«Леготека» Программа развитиятехнической направленностипо LEGO – конструированиюдля детей дошкольного возраста Паспорт программыСодержание:ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Легоконструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего – конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микрогруппы. Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего – конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Программа «Леготека» разработана на основе методического пособия Е.В. Фешиной «Лего – конструирование в детском саду» – М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO – конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в «LEGO–конструировании» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO – конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Цель, задачи Лего – конструирования Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO – конструирования. Задачи: Развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское техническое творчество.Приобщать детей к миру технического изобретательства. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Способствовать развитию эстетического вкуса; Развивать конструктивные навыки и умения в процессе конструирования по образцу, по модели, по условиям, по наглядным схемам, по замыслу, по теме. Основные принципы по Лего – конструированию: от простого к сложному; учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности; использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; комплексности решения задач; решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности; реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Планируемые результаты освоения программы У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, экспериментировать, изобретать. У ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов, он овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу. Ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения, он овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования. У ребенка хорошо развита моторика рук. У детей сформированы умения практически применять свои знания, по – разному подходить к решению проблем, планировать свои действия для достижения результата. У ребенка развит эстетический вкус. В ходе конструкторской деятельности дети умеют договариваться, они слышат друг друга, могут распределять роли в процессе совместного изготовления макетов. Мониторинг освоения программы В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга: первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней, итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.Для мониторинга результативности работы по программе «LEGO – конструирование» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей. (Таблицы в приложении 1)Качественных показателей программы фиксируется по трём уровням: Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень 3балла Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого – средний уровень 2балла Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень1балл2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Содержание образовательной деятельностиВ процессе организации работы с Лего – конструктором, воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми материала на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать материал. А так же в процессе деятельности у детей формируется инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего образовательную деятельность по данной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учителем – логопедом. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня.Средняя группаПервое полугодие: Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования.Использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем. Учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию. Формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения. Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия. Формировать умение строить по схеме. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой. Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Второе полугодие:Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели. Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается. Правильно называть детали лего – конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и другие). Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой. Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности. Сравнивать полученную постройку с задуманной. Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы. Старшая группаПервое полугодие: Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве. Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно. Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий. Продолжать знакомить с новыми деталями. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи. Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.Второе полугодие: Учить работать с мелкими деталями. Создавать более сложные постройки. Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки. Учить рассказывать о постройке других воспитанников. Самостоятельно распределять обязанности. Учить помогать товарищам в трудную минуту. Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями. Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций. Развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества, способности к анализу и планированию деятельности.Подготовительная группаПервое – второе полугодия: Закреплять навыки, полученные в старшей группе.Обучать конструированию по графической модели. Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Развивать эстетический вкус в ходе выполнения разнообразных построек. Формировать конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, устанавливать связь между их назначением и строением. Учить применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций. Учить работать в группе, в коллективе при изготовлении больших коллективных построек. 2.2. Методы и приемы, используемые при реализации программыДля обучения детей LEGO – конструированию используются следующие методы и приемы:В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO – конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними, затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.В наборах LEGO – конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на образовательной деятельности по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.В совместной деятельности по LEGO – конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе образовательной деятельности идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.Формы работы.В зависимости от темы, целей и задач конкретной образовательной деятельности предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются различные формы организации обучения: 1. Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных, из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.4. Конструирование по наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. 5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.2.3. Современные образовательные технологии, применяемые приреализации программы.ТРИЗ – технологияТРИЗ теория решения изобретательских задач. Адаптированная кдошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучатьребенка под девизом «Творчество во всем».Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду являетсяразвитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость,подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игри занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов,явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ ктворческому мышлению.В реализации Программы возможно использование следующих методов и приемов ТРИЗ – технологии: (Приложение 2)Игровая технологияИгровые технологии – вот фундамент всего дошкольногообразования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательныхстандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь вседошкольное детство должно быть посвящено игре.Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.Информационно – коммуникативные технологииИнформационно – коммуникативные технологии прочно входят во всесферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляетновые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,внедрению новых подходов, которые должны способствовать не заменетрадиционных методов, а расширению их возможностей.Применение компьютерной техники позволяет сделать занятиепривлекательным и по – настоящему современным, решать познавательные итворческие задачи с опорой на наглядность.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Тематическое планированиеПланирование в средней группеПланирование в старшей группеПланирование в подготовительной группе3.2. Описание материально – технического обеспечения программыТехническое оснащениеСтулья, рабочие столы. Ноутбук, проектор. МатериалыНаборы конструктора Лего Дупло. Наборы конструктора Лего Дакта Дидактическое обеспечениеТаблицы с поэтапным выполнением постройки. Иллюстрации. Образцы готовых построек. Разработки игр, бесед, экскурсий. Картотеки игр. 3.3. Обеспеченность методическими материалами1. Е.В. Фешина. «Лего – конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г. 2. А. Бедфорд. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.3. М.С. Ишмакова. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. О.В. Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г. 5. Л.Г. Комарова. Строим из LEGO/ Л.Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. 6. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО)/ Давидчук А. Н. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г.3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятийВ течение года возможно проводить выставки разнообразных построек по замыслу или теме, проводить фестиваль инженерных игр.3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.Важным моментом в успешной работе по погружению детей в мир конструирования – это соответствующее оснащение предметно – развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть организован центр конструирования. Так, если в образовательной деятельности раскрывалась тема, то в центре возможно поместить различные схемы, макеты, фотографии и д.р. В этом центре сконцентрирован материал, который поможет детям освоить конструкторские умения и развить воображение.Приложение № 1Диагностическая карта Средняя группаСтаршая группаПодготовительная группаПриложение № 2ТРИЗ – игры с Лего конструкторомИгры для развития образного мышленияВариант 1Первый игрок сооружает какую – либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Тот достраивает фигуру до узнаваемого образа какого – либо объекта. Например, однотипную «горку» из кубиков можно превратить в елочку, собачку или человека.Вариант 2Понадобится много одинаковых по размеру и форме кубиков. Педагог берет 1 кубик. - На что он может быть похож? Передает ребенку, он берет второй кубик, соединяет так, как хочет. - На что теперь стало похоже? Дальше передаем объект и присоединяем 3, 4, 5… кубик, соединяем произвольно и фантазируем, дополняем образы! Игры для развития диалектического мышления «Да – нет» Одному игроку необходимо построить объект, а затем, с помощью вопросов игры, другие игроки угадывают, что за объект построен.«Что лишнее?»Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).«Упражнения на продолжение ряда»Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.Первый этап – каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.Второй этап – каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.Третий этап – каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.«Поиск недостающей фигуры»Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.Комбинаторика«Светофор» Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться –кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.«Составь флаги» Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.Классификация«Выдели похожие – классификация по одному свойству» Педагог показывает детям набор деталей. Затем дети выделяют фигуры похожие по одному признаку.Игры, развивающие восприятие формы«Отгадай»Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.Правила игры:1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.«Найди закономерность» Игра направлена на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.Внимательно рассматриваем картинки и заполняем, пустую клетку, не нарушая закономерности.«Волшебные предметы»С героями приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации.Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть ребёнок придумает и построит этого волшебного «помощника».