Публикации
«Современные педагогические технологии»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные педагогические технологии»
Автор: Шрайнер Александра Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные педагогические технологии»
Автор: Шрайнер Александра Ивановна
«Современные педагогические технологии»Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого воспитателем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности воспитателя и воспитанника.Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: " ...Задача технологии как науки - выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических, производственных процессов ".Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование «технос» - искусство, мастерство, «логос» - учение.Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.ИСТОРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин "педагогическая техника" и использовал понятие "педагогическая технология". В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: " Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое" ("Педагогические сочинения", т.3).В.А. Сухомлинский делал ставку на "индивидуальное своеобразие каждой личности". Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:1) сочетание требований с уважением к детям;2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;3) доведение этого воздействия до конца.Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка воспитателя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.Методический взгляд на воспитание - приобщение воспитанника к культуре.Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.При использовании термина "технология" практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. В педагогике и педагогической литературе широко используется термины "педагогическая техника" и "педагогическая технология".СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону "восхождения" ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;- характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:- какие элементы составляют педагогическую технологию;- каково их необходимое и достаточное присутствие;- в какой взаимосвязи они находятся;- какие общие и специфические функции каждого элемента.Педагогическое требование - ещё один технологический элемент. Посредством него осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры. Получение в результате приучение к социальной норме является его индивидуальность в поведении. Следующий технологический элемент - конфликт. Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.Педагогический конфликт разрешается при реализации функций " снятия психического напряжения".В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника.Формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.1) "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;2) "соучастие" ребенку в педагогическом общении - достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;3) "возвышение" ребенка в педагогическом общении - это не завышенная оценка, а как стимулятор.Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить - значит "установить степень, уровень, качество чего-нибудь".Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.ФОРМЫ.ПоощренияНаказанияОдобрениеНеодобрениеПохвалаЗамечаниеАргументированное поощрение Аргументированное неодобрениеМатериальная формаЛишение удовольствия (кромеестественных потребностей)При высоком уровне самосознанияБлагодарностьВыговорПрисвоение званияИсключение из коллективаПедагогическое требование - это предъявление ребенку в процессевоспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. Отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между безусловными нормами и правилами.Реализация требования, доступного в данный момент развития ребенка, предусматривает и учет его психического состояния. Психика ребенка очень подвижна: настроение у детей может меняться очень часто. Эффектность педагогического требования возрастает, если воспитатель постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на высоком уровне культуры. Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях - "наглядный" и "демонстрационный" материал. Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Выявленные закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств.3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения4) Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине формы.5) Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы прямоугольником, овалом.6) Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы производимая запись легко прочитывалась. Увеличение букв повышает убедительность.7) Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ И СОЗДАНИЕ КОНФЛИКТА.Конфликт - это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт - это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пустые и содержательные конфликты. Первый возникает на основе неустойчивого психического самочувствия. Его разрешение не требует сложной технологии, а лишь снятия психического напряжения собеседника путем проявления заботы, внимания. В зависимости от степени развития содержательного конфликта усложняется и технология его педагогического разрешения. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам. Здесь можно выделить три фазы протекания педагогической ситуации:1 ФАЗА - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.2 ФАЗА - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход конфликта, и, самое главное, - последняя, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.3 ФАЗА - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.1. С О З Д А Н И Е П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Г О К Л И М А Т А.Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат - это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:- установление личных контактов;- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;- этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;- аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;- внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.2. Г Р У П П О В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь.Групповая деятельность может рассматриваться не только, как внеклассное мероприятие, но и занятие. Содержание групповой деятельности на занятии определяется знанием, которое предлагается детям для рассмотрения. Организуя урочную деятельность по усвоению знаний, педагог может исходить из двух позиций по отношению к детям. Во-первых, воспитатель относится к воспитанникам, как к пассивным участникам образовательного процесса, наблюдателям, в задачу которых входит восприятие материала. При такой позиции: воспитатель - субъект деятельности на занятии, воспитанники выполняют роль объекта. Во- вторых, рассмотрение группы детей как совокупность субъекта деятельности, организуемой на занятии. Если в первом варианте воспитатель, как правило, использует приказ, указание, распоряжение в качестве строгих требований к детям, то во втором случае он больше обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосознания своих воспитанников.Повышению результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя. Такая технология влияет на развитие и формирование субъективности ребенка, позволяя ему активнее включаться в деятельность, соизмеряя и реализуя свои возможности.3. С О З Д А Н И Е С И Т У А Ц И И У С П Е Х А И Н Е У С П Е Х.Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху. Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка. Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком. Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к себе становится тормозом для развития его личности. Во-вторых, завышенная самооценка, что ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению его. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог - это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию ребенком своих достижений и неудач.4. П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я Р Е А К Ц И Я Н А П О С Т У П О К.Далеко не каждое действие ребенка можно назвать поступком. Поступок - это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющего моральную оценку. Если же рассматривать поведение ребенка как поступок, то выстраивать педагогическое воздействие так, чтобы способствовать развитию личности. Чтобы помочь воспитаннику произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой, с культурным образом отношения к себе и другим.5. Э Т И Ч Е С К А Я З А Щ И Т А.Этическая защита - одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической.Этическая защита выполняет три основных функции: во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; в-третьих, она дает ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.Перечислим основные функции:1) сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;2) корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;3) сохранение достоинства партнера - развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.Кроме перечисленного, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психологических затрат.Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в ребенке способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер воспитанника, его состояние как объекта - но объекта, который является либо потенциально способен стать субъектом.Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в ребенке способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Стратегия операционного влияния - в преобразовании воспитанника из объекта среднего влияния в субъекта, производящего сознательно выбор в каждый отдельно миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных ценностей современного общества.Владение педагогической технологией обеспечивает воспитателю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.ЛИТЕРАТУРА:1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) - М., 19742. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.,19553. Леви В.Л. Искусство быть собой - М., 19774. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 19935. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М., 19866. Макаренко А.С. Педагогические сочинения - М., 19867. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 19848. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М.,19969. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) - М.,199510. Политехнический словарь - М.,198911. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников - М., 199212. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми - Калуга.1998