Публикации
Развитие эмоционального и творческого потенциала дошкольников через музыкальное воспитание.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоционального и творческого потенциала дошкольников через музыкальное воспитание.
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоционального и творческого потенциала дошкольников через музыкальное воспитание.
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна
Развитие эмоционального и творческого потенциала дошкольников через музыкальное воспитание.Главной задачей, при работе с детьми, является создание на музыкальных занятиях условия комфорта, творческой свободы. Только при таких условиях можно развить устойчивый интерес к музыкальной деятельности, раскрытию его творческого потенциала. Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию не только достигается психоэмоциональная коррекция, но и создаются условия на музыкальных занятиях для развития творческих способностей. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий, включающая: • создание в дошкольном учреждении предметно –развивающей среды (оформление музыкального уголка, создание иллюстративного материала использование муз. инструментов, костюмов в повседневной жизни детей); • использование метода музыкальной игры, который предполагает активное сотворчество педагога и ребенка; • создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных, календарных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.Поколения, жившие в 17 -19 вв. относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на музыкальных инструментах, танцам. Пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу, но сегодня большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому языку и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребенка и его семью. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях. Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребенка огромное по важности дело. Во – первых, ребенок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть знаниями и стать музыкантом — дело нелегкое. Во – вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной музыки развивает духовный мир ребенка, делает его богаче. В – третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, эмоциональнее и интеллектуальнее более развиты.Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал.С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.Различать нюансы музыки у детей формируются с раннего возраста. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие творческих способностей должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки, восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления .Задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.) Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.В музыкально-ритмической деятельности старшие дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах . Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Восприятие музыки , например,осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Cледует специально отметить возможности старших дошкольников в области творчества. Специальные исследования, и передовой опыт показывает, что дети старшего дошкольного возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ, могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.Так же музыкальному руководителю следует учесть некоторые особенности старших дошкольников:• Несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи, шаблонного поведения педагога• Отсутствие навыков целенаправленной умственной работы, но цепкая память.• Небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты».• Яркое образное воображение, его конкретность.• Склонность к игре; через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.Список литературы:1. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии.// – 2000. №4. С.5-9.2.Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 19813. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007.-92с.4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991