Публикации "Футбол-игра нашего двора"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Футбол-игра нашего двора"
Автор: Исмайлов Олег Вячеславович

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование Шарангский детско-юношеский центрМетодическая разработка Мини-футболдля младших школьников Разработал: Тренер-преподавательИсмайлов О.В.Р.п. ШарангаАктуальностьМладший школьный возраст наиболее ответственный период в развитии организма и один из важнейших в становлении физических качеств. В эти годы продолжают закладываться базисные основы здоровья и физические показатели развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям условиям среды еще низка.Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети также испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки; координации движений; выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.Важное место в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста занимают действия с мячом. Мини - футбол способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, формируя костно-мышечный корсет, что способствует выработке хорошей осанки. Научные исследования игровой деятельности, деятельности с мячом подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности. Поэтому введение в работу игровых занятий занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.Мини-футбол в детстве. Когда правильно начинать занятияМини-футбол популярная игра, как отдельный вид спорта она стала культивироваться относительно недавно. В семидесятых годах прошлого века футзал активно набирал обороты, а сегодня, игра – один из самых массовых видов спорта. В нее с удовольствием играют взрослые и дети. Особенно популярным мини-футбол стал на просторах холодной в зимний сезон Европы. В силу климатических особенностей региона у ребятишек нет возможности играть в большой футбол круглогодично, а в футзал играют под крышей. Дети находятся в комфортных условиях и родители все чаще отдают своих маленьких чад в мини-футбольные секции.Преимущества мини-футбола для детей. Бразильский примерВ странах постсоветского пространства набор в секции большого футбола и футзала идет с 6-7 лет. Шестилетки – младшая группа большинства крупных футбольных школ при клубах и небольших секций при ДЮСШ. В развитых странах Европы детей принято отдавать в спорт начиная с 4 лет. В этом возрасте ребенок уже способен правильно воспринимать требования тренера, а заложенный в детстве технико-тактический базис, через несколько лет занятий, выгодно выделяет детей, начавших заниматься футзалом раньше, перед своими позже начавшими путь в спорте сверстниками.Особенно популярен детский мини-футбол в Бразилии. Именно с футзала начинало карьеру множество бразильских «больших» футболистов. У ранних занятий мини-футболом есть ряд преимуществ перед футболом, которые с успехом использует страна кудесников мяча при воспитании подрастающего поколения для основных футбольных и футзальных сборных.Меньшие размеры поля и количества игроков способствуют более частым встречам ребенка с мячом на игровой площадке. Это особенно важно в младших группах, ведь физическая подготовка оттачивается в юношестве, а технический базис закладывается в детстве. Ребенку в игре важно, как можно большее количество времени проводить с мячом. Во-первых, это намного интересней беготни без главного футбольного снаряда. Во-вторых, только с мячом в ногах можно совершенствовать навык ведения мяча.Динамическая ситуация на поле маленького размера заставляет детей играть в пас (короткий и средний), благодаря чему – оттачивается культура передач, также тренируется способность быстрого принятия решений игроком ситуативно владеющим мячом. Меньше отскакивающий от полиуретанового покрытия кожаный шар, стимулирует игру «низом», ставшую трендом современного футбола.Для юных вратарей в мини-футболе особенно важны хорошие навыки игры ногами. Голкипер в футзале исполняет и роль либеро (свободного защитника), помогая команде начинать атаки. Часто, при неудовлетворительном результате матча, футзальный страж ворот исполняет атакующие функции, как пятый полевой игрок. Главным качеством высококлассного вратаря остается реакция. Существенно улучшить данное качество возможно только в детстве. В зрелом возрасте, тренировками, остается только поддерживать полученный в юношестве навык.Польза мини-футбола в детстве. Психология юных игроковНе секрет, что большинство занимающихся в детских мини-футбольных (и не только) секциях не станут великими игроками, и далеко не все изберут спорт своим жизненным путем, главное в детстве – это общефизическое развитие. Футбол позволяет задействовать все группы мышц, отлично развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему.Немаловажным, а может быть и основным фактором является развитие детской психики. Ребенок воспринимает мир через игру, а в мини-футболе учат этой игре. Дети получают первый социальный опыт работы в команде, для достижения спортивного результата; учатся строить отношения в равном себе коллективе и взаимодействуют со старшими товарищами и наставниками. Это неоценимый опыт, который пригодится во время взросления. Дети, работающие в команде, становятся более коммуникабельны и дисциплинированы.Подготовка младших школьников В процессе многолетней подготовки юных футболистов необходимо придерживаться общей направленности тренировочной работы, которая предусматривает:- постепенный переход от обучения техническим приёмам и тактическимдействиям к их совершенствованию на основе роста физических и психических возможностей;- планомерное расширение вариантов выполнения технических приёмов и тактических действий;- переход от общеподготовительных средств подготовки к наиболее специализированным средствам;- увеличение в процессе обучения и тренировки объёма соревновательных упражнений;- постепенное повышение интенсивности тренировочных занятий и, следовательно, применение восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья занимающихся.В объединение по мини-футболу зачисляются все желающие не имеющие медицинских противопоказаний.Мини-футбол, как спортивная игра, является по своей сути одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений. В связи с этим, для развития юных футболистов важнейших физических качеств могут быть использованы методы типичные для большинства спортивных игр. Поэтому в практике работы с юными футболистами рекомендуется применять следующие методы:- интервальный метод,- метод максимальной интенсивности,- сопряженный метод,- круговой метод.Для развития физических, технических и тактических качеств, следует учитывать возрастные особенности, которые благоприятно могут действовать на организм, на его период развития или физическую подготовку.Чередование тренировочной нагрузки и отдыха – одно из главных условий рациональной организации занятий.В работе с юными футболистами рекомендуется использовать традиционные в воспитательной работе методы убеждения и разъяснения, поощрения, группового воздействия, самовнушения, приучения к повышенной трудности занятий, а также метод ситуационной тренировки.На всех этапах многолетнего процесса подготовки юных футболистов их обучение и тренировка строятся на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности активности, систематичности и постепенности, наглядности и доступности, индивидуальности.На каждом этапе учитывается поставленная задача, которая в процессе многолетней подготовки юных футболистов предусматривает:-постепенный переход от обучения техническим приемам и тактическим действиям к их совершенствованию на основе роста физических и психических возможностей;-планомерное расширение вариантов выполнения технических приемов и тактических действий;-переход от общеподготовительных средств подготовки к наиболее специализированным средствам;-увеличение в процессе обучения и тренировки объема соревновательных упражнений;-постепенное повышение интенсивности тренировочных занятий и следовательно применение восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья занимаюВ группах I этапа подготовки основной упор в тренировочном процессе делается на развитие общей физической подготовки. Теоретическая подготовка составляет лишь небольшой курс ознакомительной программы о понятии мини-футбола, основных терминов (тактика и техника) и элементарных основ правил игры. Специальной физической подготовке отводиться так же немало времени, но воспитание таких качеств, как быстрота, сила и скоростная выносливость, вырабатывается в подвижных играх, эстафетах в конкурсах. И лишь, пройдя ознакомление этого материала, можно перейти к специализированным упражнением на развитие скоростно-силовой подготовки. В техническом оснащении в группе 1-2 года обучения применяются элементарные упражнения для овладения передачи мяча, ведение мяча и обработки мяча. На втором году обучения те же самые элементы заметно усложняются определенным заданием и используются такие приемы, как обманные финты, ложный замах, перекат мяча с ноги на ногу и т.п. Тактическая и интегральная подготовки взаимосвязаны и требуют немного меньше внимания в ранней стадии обучения мини-футбола. В тренировочном процессе интегральная подготовка служит для закрепления тренировочных упражнений в технико-тактическом варианте. Элементарные тактические приемы и основные игровые положения так же изучаются в группах 1-2 года обучения. Для видимых результатов спортивного роста юных мини-футболистов следует использовать задачу контрольных нормативов, роль которых, безусловно, очень важна для дальнейшего исследования индивидуальной тренированности воспитанников. Соревнования для групп 1-2 года обучения представляют собой товарищеские игры или турниры по упрощенным правилам: без аутов, мяч футбольный, без набранных фалов, без угловых и т.п.; «веселые старты», конкурсы с футбольным уклоном, а так же и официальные соревнования, которые проводятся на городском уровне.Обучение в тренировочных группах является основной частью программного материала. Именно в этот период воспитанники изучают все тонкости мини-футбола, стараются овладеть умениями и навыками теоретической и практической деятельности, а итоги учебно-тренировочного процесса характеризуются результатами сдачи контрольно- переводных нормативов и соревновательного периода. Поэтому количество отведенных часов на участие в соревнованиях и товарищеских встречах значительно увеличивается с каждым годом. Время, отведенное на развитие общей физической подготовке, почти равномерно распределено на протяжении всего тренировочного процесса. Исключение составляет лишь второй год обучения. Это связано с возрастными особенностями занимающихся, с переходом к более насыщенному соревновательному периоду и с развитием специальной физической подготовки в более качественном и специализированном варианте. Именно такой подготовке уделяется большое внимание в группах третьего и четвертого года обучения. Также увеличивается время на прием контрольных нормативов, так как повышаются не только требования, но и качество выполнения элементов той или иной подготовки. Немалая роль в тренировочных группах отводится овладению технико-тактической подготовке, которая с каждым годом обучения требует к себе повышенное внимание и правильное выполнение заданных упражнений.Появляется несколько наигранных комбинаций, розыгрышей стандартных положений, отработанных вариантов защиты, коллективных действий при отборе мяча у соперника и т.п. Для усвоения и моделирования тактических схем игры и технических приемов используется интегральная подготовка, отведенное время которой тоже должно быть правильно распределено в течение тренировок. Этот вид подготовки юных мини- футболистов характеризуется участием команд в товарищеских матчах и двухсторонних играх с определенным заданием и поставленной инструктором целью. За время обучения спортсмены должны овладеть практикой инструкторов и судейскими навыками. Эта практика используется, как правило, при работе со своими младшими коллегами в товарищеских играх, в тренировочных занятиях, в теоретических беседах и в изучении тактики игры. Но времени на инструкторские занятия отводится не так много, ведь такая практика в основном проходит индивидуально или парно, а не коллективно. Изучение же теоретического материала с каждым учебным годом увеличивается не только по времени, но и в разнообразии тем. Основой теории в учебно- тренировочных группах служит изучение тактических вариантов ведения игры, стратегических целей предстоящих матчей или турниров, морально-волевых качеств, а также знакомство с особенностями организации соревнований и изучение тонкостей в правилах игры.Общая физическая подготовка (ОФП)1. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа и т.д.) вращения, махи, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, отведение и приведение, рывки одновременно двумя руками и разновременно. То же, но во время ходьбы и бега. То же, но с предметами. Многократные броски набивного мяча вперёд и над собой, ловля набивного мяча.2. Упражнения для мышц шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, круговые вращения туловищем. В положении лежа на сине - поднимание и опускание прямых и согнутых ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Из различных исходных положений (лёжа, сидя, из виса) выполнение угла. Смешанные упоры. Различные сочетания этих движений.3. Упражнения для мышц ног. Подымание на носки. Приседания на одной и обеих ногах. Маховые движения в переднем, заднем и боковом направлениях. Выпады с дополнительными пружинящими покачиваниями. Различные подскоки на одной и обеихногах. То же, но с предметами. Сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах. Прыжки. Упражнения с сопротивлением.4. Упражнения для всех групп мышц. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, гимнастические палки, резиновые амортизаторы, скакалки).Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастические стенка и скамейка, перекладина).Акробатические упражнения (группировки и перекаты в различных положениях; кувырки вперёд и назад; стойки на лопатках; голове и руках; соединение нескольких акробатических элементов в комбинации).Легкоатлетические упражнения (бег на 10,15,20,30,40,100,400,800 и 1000 м; повторный бег с короткими отрезками; бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями; кросс 500-1000 м; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; тройной прыжок с места и с разбега; многоскоки; метание малого мяча в цель и на дальность с места и с разбега).Подвижные игры и эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с преодолением полосы препятствий, переноской предметов, бросками и ловлей мячей.Спортивные игры (Гандбол, баскетбол, волейбол, бадминтон и др.).Специальная физическая подготовка (СФП).1.Упражнения на развитие быстроты. Бег с остановками и изменением направления. Бег под уклон 3-5*. Бег прыжками. Рывки на 5-8-10 м. из различных исходных положений. Бег за лидером. Бег с максимальной частотой шагов на месте, и перемещаясь. Повторный бег по дистанции от 20 до 40 м. со старта и с хода с максимальной скоростью. Челночный бег на 5-8-10 м.(общий пробег за одну попытку до 30 м.) Челночный бег (в начале отрезок преодолевается лицом вперёд, а затем – спиной вперёд и т. д.). Челночный бег приставными шагами. Эстафетный бег. Подвижные игры: «День и ночь», « Вызов номеров», «Рывок за мячом», «Салочки» и т.д. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом в цель. Стартовые рывки с партнёром за овладение мячом. Ведение мяча в быстром темпе на 10-15 м. То же, но с обводкой стоек. Выполнение технических приемов в быстром темпе (приём мяча под подошву, уход в сторону или с поворотом на 180* и удар в цель и т.д.).Для вратарей. Из основной стойки рывки вперед и в стороны на 3-5-8 м. Бег на короткие отрезки с прыжками вверх, вперёд в конце дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Из основной стойки вратаря рывки на 3-5-6 м. на перехват и отбивание катящихся мячей или же летящих на различной высоте.2.Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Упражнения с сопротивлением (в парах). Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх. То же, с прыжком вверх. То же, с набивным мячом в руках. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и обеих ногах на местеи с продвижением лицом вперёд, спиной вперёд и боком. То же, с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину с места и с разбега.Спрыгивание с высоты (40-80 см.) с последующим прыжком вверх или рывком на 5-8 м.Броски ногой мини-футбольного мяча на дальность за счёт энергичного маха ногой вперёд. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам.Эстафеты и подвижные игры с бегом и прыжками.Для вратарей. Из упора, стоя у стены, одновременное и попеременное сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лёжа передвижение на руках по кругу (вправо, влево), носки ног на месте. В упоре лёжа, одновременно отталкиваясь от пола руками и ногами, хлопки ладонями. Метание мячей различного веса на дальность и быстроту. Многократные броски набивных мячей одной рукой от плеча и двумя руками от груди, ловля мячей. Серии прыжков в основной стойке вратаря толчком обеих ног в стороны; то же, с предварительным приставным шагом с отягощением и без отягощения. Из основной стойки вратаря многократные рывки на 3-4 м. с броском на катящийся или неподвижно лежащий мяч. Многократные броски мяча в стенку с последующей ловлей.3.Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Повторный бег с ведением мяча.Переменный бег (несколько повторений с переменной скоростью). Кроссы с переменной скоростью. Бег в колонне по одному вдоль границ игрового поля и выполнение по сигналу определённого задания (ускорение, остановка, изменение, направления и способапередвижения, поворот на 90*,180* или 360*, прыжок вверх, кувырок вперёд или назад и т.д.). Многократное повторение специальных технико- тактических упражнений (повторный бег с мячом с обводкой стоек и ударом в цель; бег с мячом на скорость на 30- 40 м и т.д.). Игровые упражнения с мячом большой интенсивности. Игры с увеличением продолжительности. Учебные игры с уменьшенными по численности составами команд.Для вратарей. Многократное выполнение в течение 5-8 мин. приёмов ловли и отбивания мячей после ударов, выполняемых 3-4 игроками с минимальными интервалами. Многократное выполнение рывков с линии ворот с бросками за катящимися и летящими мячами, направленные в штрафную площадь с минимальными интервалами несколькими игроками. Вбрасывание мяча различными способами в различные цели, помещённые в различных участках игрового поля. Выбивание мяча ногой в различные зоны игрового поля. Многократное повторение ловли мячей набрасываемых несколькими партнёрами, в разные углы ворот, в прыжке с минимальными интервалами отдыха.4.Упражнения для развития игровой ловкости. Кувырки вперёд и назад, в стороны через правое и левое плечо. Жонглирование мячом, чередуя удары различными частями подъёма, стопы, бедром, головой. Ведение мяча по кругу, «восьмёрке», по ограниченному коридору. Ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с передачами, ведением мяча, обманными движениями и ударами в цель. Прыжки с места и с разбега, доставая головой подвешенный мяч. То же, но с поворотом на 90*. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по летящим мячам в цель. Эстафеты с ведением и передачей мяча. Удары ногой и головой в цель после выполнения кувырка вперёд, поворота на 180*и 360*, бега змейкой и т.д. Жонглирование теннисным мячом, чередуя удары различными частями подъёма со сторонами стопы. Подвижные игры с мячом «Живая цель», «Салки мячом», «Ловля парами» и др.Для вратарей. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на голове, лопатках и руках. Из стойки на руках – кувырок вперёд. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперёд с разбега. Упражнения на батуте: прыжки на обеих ногах, сальто вперёд и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись. Различные прыжки с короткой скакалкой. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками и кулаком. Из различных исходных положений (сидя, лёжа и т.д.) встать и в прыжке или броске овладеть мячом, набрасываемым партнёром. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке и бревне.Техническая, тактическая и игровая подготовка.1.Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, изменением направления и скорости. Бег зигзагом, с выпадом в стороны. Бег с подскоками, высоким подыманием бедра, захлёстыванием голени. Челночный бег. Защитная стойка.Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением "перекатом". Повороты переступанием, прыжками, на одной ноге, в стороны и назад; на месте и в движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком.2.Удары по мячу ногами. Удары внутренней и средней сторонами стопы и подъёма, внешней частью подъёма, по неподвижным и катящимся (навстречу, от игрока, справа или слева) мячам. Удары носком по неподвижным и катящимся мячам. Удары пяткой, пяткой скрестно. Удары - откидки мяча подошвой. Резаные удары внутренней и внешней частью подъёма. Удары – броски стопой. Удары с лёта внутренней стороной стопы, внутренней, внешней частью и серединой подъёма. Боковой удар серединой или внешней частью подъёма с лёта. Удар с лёта серединой подъёма по опускающемуся мячу через голову. Удары серединой или внешней частью подъёма с полулёта. Удары ногой различными способами на точность и силу после остановки, ведения, рывков. Удары ногой различными способами в единоборствах при пассивном и активном сопротивлении.3.Удары по мячу головой. Удары серединой лба, боковой частью головы из опорного положения, в прыжке. Удары с затылочной частью головы. Удары головой в броске. Удары головой различными способами на точность на короткое и среднее расстояние. Удары головой в единоборстве при пассивном и активном сопротивлении.4.Приём (остановка) мяча. Приём (остановка) катящихся и опускающихся мячей внутренней стороной стопы, подошвой, серединой подъёма Приём (остановка) опускающихся и низколетящих мячей внутренней стороной стопы в опорном положении. Приём (остановка) катящихся и опускающихся мячей в стороне от игрока, внешней частью стопы. Приём (остановка) мячей, прямо летящих на игрока, грудью в опорном положении. Приём мячей, прямо летящих на игрока, на бегу. Приём (остановка) мячей, опускающихся и летящих на игрока, головой грудью, бедром. Приём (остановка) отскочившего от площадки мяча животом, голенью.5.Ведение мяча. Ведение мяча внутренней стороной стопы, внутренней, внешней частью и серединой подъёма, подошвой, носком. Ведение мяча различными способами с изменением направления, скорости, зигзагообразно, меняя бьющую ногу.6.Обманные движения (финты). Обманные движения без мяча. Финт «Уходом» и различные его варианты. Финты: «Проброс мяча мимо соперника», «Остановка мяча подошвой», «Убирание мяча подошвой». Сочетание нескольких финтов, или выполнение их в единоборстве при пассивном и активном сопротивлении7.Отбор мяча. Отбор мяча накладыванием стопы, выбиванием, перехватом. Комплексное выполнение (сочетание) изученных технических приёмов с мячом.8.Техника игры вратаря. Перемещение в ворота. Стойка вратаря. Ловля катящихся и низколетящих мячей при параллельном расположении стоп, в стойке на одном колене. Ловля катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей в падении и броске. Ловля мячей, летящих на вратаря, выше колен и ниже головы. Ловля мячей, летящих на вратаря, на уровне головы или выше в опорном положении. Ловля полувысоких мячей, летящих в стороне от вратаря, в опорном положении и в броске. Отбивание катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей в выпаде, в шпагате. Отбивание мячей летящих (выше пояса) махом ноги. Отбивание мячей ладонью в падении или в броске при выходе навстречу атакующему сопернику. Отбивание мячей, опускающихся и высоколетящих перед воротами, кулаком (кулаками) или головой.Вбрасывание мяча рукой из-за плеча с места, в движении со скрестными шагами, в прыжке. Вбрасывание мяча с боку с места. Вбрасывание (выталкивание) мяча снизу. Выбивание мяча с рук ногой. Технические приёмы полевых игроков.Тактическая подготовка. Тактика игры в атаке. Индивидуальные действия, правильное расположение на площадке. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнера исоперника выбор момента и способа передвижения для "открывания" на свободное место с целью получения мяча. Освобождение зоны для получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.Командные действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачу, низом или верхом. Комбинация "игра в стенку", скрещивание, забегания, "каблучок", смена мест, выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начальном, угловом, штрафном и сводном ударах, от ворот, аута.Тактика игры в оборонеИндивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять "закрывание". Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Командные действия. Противодействия комбинациям "стенка", "крест","столб","треугольник". Взаимодействие игроков при розыгрыше противником "стандартных" комбинации. Коллективный отбор(прессинг), зонная защита, создание численного преимущества, подключение к обороне вратаря.Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от "угла удара", передачи ногой, введение мяча в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и сводном ударах вблизи своих ворот.