Публикации Урок географии в 6 классе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок географии в 6 классе
Автор: Князева Ольга Геннадьевна

Технологическая карта урока географииТаблица № 2Таблица № 3Таблица № 4Дидактические задачи этапов урокаТабл № 5 Технология изученияУрок географии в 6-м классе, тема: "Атмосфера" Сатлыкова Гузель Сайгафаровна, учитель географииРазделы: Преподавание географии Цели и задачи урока: Определить уровень знаний учащихся:– основных понятий, терминов и определений по теме "Атмосфера";– состава атмосферы и её значения, основных свойств воздуха, элементов погоды и климата";– приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.Определить уровень умения учащихся:– составлять характеристику климата и погоды своей местности;– выполнять практические работы по характеристике элементов погоды с использованием календаря погоды;– определять по карте местоположение объектов с выдающимися климатическими характеристиками;– объяснять причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.Определять уровень понимания учащимися:– причин, влияющих на формирование погоды и климата;– особенностей распределения тепла и света на Земле, причин смены времен года;– значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.Оборудование: Глобус, физические карты полушарий и России;Приборы для изучения атмосферы – термометр, барометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер;календарь погоды, таблицы, схемы, картины, сундучок.Ход урока. Организационный момент.Повторение пройденной темы.Учитель:Представьте себе, что на Землю летит космический корабль с инопланетянами. Они увидят голубую планету, окутанную перемещающимися облаками, а в просветах между ними – огромный океан с пятнами суши – материками и островами.Приближаясь к земле, они не могут не заметить, что поверхность суши очень разнообразна.Всё то, что увидели бы инопланетяне, приближаясь к земле, образует её внешние оболочки.Воздух – газообразную оболочку – АТМОСФЕРУ.Вода – водную оболочку – ГИДРОСФЕРУ.Горные породы, которые слагают сушу и дно океанов – земную кору – ЛИТОСФЕРУ.Живые организмы вместе с той средой, где они живут – БИОСФЕРУ.Вопросы учащимся:1. Какие оболочки называют географическими оболочками?2. Какие оболочки мы уже изучили? Какие осталось изучить?3. Что называется атмосферой? Из чего она состоит?4. Назовите 3 основных слоя, из которых состоит атмосфера.Рассмотрим рис. 70 со стр. 117 учебника [1]. В каком слое образуются облака?Какое значение имеет атмосфера?Можем ли мы назвать атмосферу одеждой Земли?Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днём, а день там длится около 14 земных суток, поверхность нагревается до + 100-120оС, а с наступлением ночи остывает до – 200оС.Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли, благодаря воздушной оболочке, никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна.Что такое атмосферное давление? (Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.)Подсчитано, что на 1 см земной поверхности воздух давит с силой 1 кг. И если в среднем принять, что поверхность человеческого тела составит из 1,5 м3, то окажется, что на каждого из нас воздух давит с силой больше 15 тонн. Но такое давление способно раздавить всё живое. Так почему же мы его не ощущаем? (Объясняется это тем, что давление внутри нашего организма равно атмосферному. Внутреннее и внешнее давление как бы уравновешиваются.)БЛИЦ-ТУРНИРА теперь хочу с вами поиграть. Я буду называть понятия, а вы должны дать определения. Атмосфера;Ветер;Бриз;Муссон;Абсолютная и относительная влажность воздуха;Погода;Климат;Атмосферные осадки.Каковы особенности климата нашей местности? Что влияет на изменение климата?Какая величина принята за нормальное атмосферное давление?Что такое амплитуда температур?Перечислите виды атмосферных осадков?Давайте попробуем теоретический материал использовать в учебных ситуациях.ПОРЕШАЕМ-ПОСЧИТАЕМ1. Покрыты ли снегом вершины Урала летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет + 15оС? Объясните свой ответ.2. Вычислите среднюю температуру дня по следующим показателям:1 ч. – + 5оС; 7 ч. – + 7оС; 13 ч. – + 10оС; 19 ч. – + 6оС.Ответ: (5 + 7 + 10 + 6) : 4 = 28 : 4 = 7оС.Объясните причину суточного хода температуры.При какой погоде (облачной или безоблачной) суточная амплитуда температур бывает большей? Почему?3. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал в 7 ч. + 1оС, в 13 ч. + 15оС, в 19 ч. + 8оС.Ответ: + 14оС.4. Определите суточное количество осадков, если замеры в 7 ч. показали 4 мм, в 19 ч. – 2 мм.Ответ: 6 мм.5. В каком случае ветер будет дуть сильнее и в какую сторону (в сторону моря или суши):а) атмосферное давление над сушей 758 мм, над морем 761 мм. (Ответ: с моря на сушу.)б) над сушей 749 мм, над морем 747 мм. (Ответ: с суши на море.)6. Определите температуру воздуха за бортом самолёта, который летит на высоте 3000 м, если температура на уровне моря равна + 30оС.Ответ: + 12оС.ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ Главная причина образования ветра … (разность атмосферного давления).Количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха, это … (абсолютная влажность воздуха).Движение воздуха в горизонтальном направлении – это … (ветер).Атмосферные осадки – это …, …, …, … (снег, дождь, роса, иней, гололёд, изморось).ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ1. Я как песчинка мал, а землю покрываю; Я из воды, а в воздухе летаю. Как пух лежу я на полях, Как алмаз блещу на солнечных лучах. (Снег)2. Крупно, дробно зачастил Всю землю напоил. (Дождь)3. По синему морю Белые гуси плывут. (Облака)4.Вечером наземь слетает, Ночь на земле пребывает, Утром опять улетает. (Роса)5.Летит сова По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Тучи)6.Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его. Да не видишь его. (Ветер)7.Рассыпался горох На семьдесят семь дорог, И никто его не подберет. (Град)ОБЪЯСНИТЕ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ1. Среднюю суточную температуру;2. Среднюю месячную температуру;3. Среднюю годовую температуру воздуха;4. Годовую амплитуду колебания температуры воздуха;5. Среднюю многолетнюю температуру (январь);6. Среднее годовое количество осадков.ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТРис. 1.Что это за ветер? (Бриз)ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАВИСИМОСТЬОпределите зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры. (Используется рис. 80 со стр. 133 учебника [1]).РАБОТА С КАЛЕНДАРЯМИ ПОГОДЫ ЗА ФЕВРАЛЬ1) Определить самую высокую температуру.2) Определить самую низкую температуру.3) Определить самое высокое атмосферное давление, самое низкое атмосферное давление.4) Определить амплитуду колебаний температуры за месяц.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПОГОДЫРис. 2.ВОПРОСЫ1) Какие виды облаков вам известны? В каких слоях атмосферы образуются облака?2) Как освещается и нагревается поверхность Земли в течение года?3) Какую скорость имеет Земля? (30 км/с). Приблизительно какое расстояние проходит Земля вокруг Солнца за 45 минут урока? (80 тыс. км.)4) Под каким углом наклонена ось Земли к плоскости орбиты?5) Почему происходит смена дня и ночи?6) Какие пояса освещенности вам известны? Назовите 4 даты, которые связаны с освещением Земли Солнцем.РАБОТА ПО КАРТЕПоказать по карте и определить где проходят:а) полярные круги;б) полярные тропики.ОПРЕДЕЛИТЬ:1) Типы климатов.2) Почему температура января в Москве ниже, чем в Калининграде? (рис. 93, стр. 156 учебника [1]).3) Где климат теплее и почему (назвать города)? Показать по карте.ИГРА "СУНДУК"(За время изучения темы "Атмосфера", при знакомстве с приборами, все названия записывались на листочках и складывались в сундучок. При завершении изучения темы, извлекают из сундучка по листочку и определяют назначение прибора).Определяем следующие приборы: термометр, термограф, флюгер, шар-пилот, анемометр, барометр-анероид, ртутный барометр, альтиметр (высотомет), гидрометр, гидрограф, снеговая рейка, осадкомер. (Впоследствии опознаются сами приборы).ПИСЬМОНа место пропусков вставьте слова: мало, много, потепление, похолодание.Воздушные массы, приходящие с Атлантического океана, содержат ________ (много) водяных паров, _______ (мало) пыли, зимой приносят ________ (потепление), летом _______ (похолодание).ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫПо каким признакам можно предсказать погоду?Существует мнение, что животные и растения могут предсказать погоду. Так ли это? Приведите примеры, подтверждающие это. Признаки изменения погоды по поведению растенийПризнаки изменения погоды по поведению животных КРОССВОРДРис. 3.По вертикали:1. Прибор для измерения температуры воздуха. (Термометр)2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами. (Облако)3. Прибор для определения направления и силы ветра. (Флюгер)4. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)По горизонтали:1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км. (Тропосфера)5. Капелька воды, осаждающаяся при конденсации на поверхности растений. (Роса)6. Один из видов атмосферных осадков. (Снег)7. Прибор для измерения давления воздуха. (Барометр)ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ1) "Много снега – много хлеба".2) "Когда облака редки, земля – плешива".3) "От искры пожар, от дождя – наводнение".ДИСКУССИЯ "ВОЗДЕЙСТВИЕ АТМОСФЕРНЫХ ОСАДКОВ" Атмосферные осадки – это благо …Атмосферные осадки – это беда … Закрепление.Домашнее задание.Творческая работа.Написать рассказ на тему "Я – снежинка", "Я – градинка", "Я – капелька дождя". Из дополнительных источников определить, что означает понятие "городской бриз". Схож ли он с бризом, с которым вы познакомились.Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: Определение темы учебного материала. Определение дидактической цели темы. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Продумывание структуры урока. Обеспеченность урока (таблица). Отбор содержания учебного материала. Выбор методов обучения. Выбор форм организации педагогической деятельности Оценка знаний, умений и навыков.Рефлексия урока. <...> Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:1) предъявление контролируемого варианта;2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;4) критериальную оценку результата сопоставления.Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:1) написание учащимися варианта контрольной работы;2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Остановимся более подробно на структуре уроков каждого типа.УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;2) этап актуализации и пробного учебного действия;3) этап локализации индивидуальных затруднений;4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;5) этап реализации построенного проекта;6) этап обобщения затруднений во внешней речи;7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;8) этап решения заданий творческого уровня;9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.1урок (Проведение контрольной работы)1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.Поэтому для реализации этой цели требуется:1)определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);2)актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);4)установить форму и процедуру контроля;5)предъявить критерий выставления оценки.2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.Для этого необходимо:1) организовать повторение контролируемых способов действий (норм);2) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;3) организовать мотивациюучащихся («хочу» - «надо» могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;4)организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;5)организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);6)предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.II урок (Анализ контрольной работы)Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.Для реализации этой цели необходимо:1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.Далее учащиеся, которые допустили ошибки:1)уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;2)в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:1)обсуждение типовых ошибок;2)проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:1)выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;2)провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.3)зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующих разделов курса.Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.Для реализации этой цели учащиеся:1)проговаривают механизм деятельности по контролю;2)анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;3)называют способы действий, вызвавшие затруднение;4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;5)оценивают полученные результаты собственной деятельности;6)при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);