Публикации
Педагогический совет "Качество обучения в условиях обновленных ФГОС"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический совет "Качество обучения в условиях обновленных ФГОС"
Автор: Князева Ольга Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический совет "Качество обучения в условиях обновленных ФГОС"
Автор: Князева Ольга Геннадьевна
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».В.А. Сухомлинский В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.Повышение качества образования – одна из основных задач по обновленным ФГОС.В наше время, как никогда ранее, на первый план вышла проблема развития интеллектуального потенциала личности в целом и отдельных личностей в частности. Высокие технологии, быстрыми темпами овладевающие всеми сторонами нашей жизни, требуют, чтобы сегодняшний выпускник школы был не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и смог самостоятельно добывать знания и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Учащийся должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, должен уметь анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий.Эти современные процессы могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в обновленных ФГОС. Базовым положением новых образовательных стандартов служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов универсальных действий. Модернизация образования и введение образовательных стандартов нового поколения уже изначально предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. «Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммызнаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Мостиком между ОУ и учреждениями дополнительного образования является внедрение внеурочной деятельности . В нашей школе занятия внеурочной деятельностью осуществляются по следующему плану.Курсы внеурочной деятельности помогают учителю освоить ООП . Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся.Говоря о качестве образования, необходимо было узнать представление об этом учителей школы. Ответы на вопрос «Как вы понимаете термин качество образования?»: Вот такие ответы дали учителя нашей школы:качество знаний, успеваемости, успешности, поступаемости в вузы выпускников; интеллектуального развития, самообразования, способности к творчеству учащихся; качества процесса образования. Самое большое количество ответов: Качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы. Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости падает. Это можно отметить и в сильных классах. Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам,. По полученным данным также проводится анализ информации, следовательно, необходимость проведения педсовета по данной теме очевидна. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Слайд качество образования в нашей школе ( по предметам 1 четверть) Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем — индеферентное (безразличное, безучастное) отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. Пример: олимпиады, учитель даже не сообщает ученику о том, что он должен пойти на Олимпиаду, некоторым учителям проще не отправить учащихся на олимпиаду, чем заниматься с ними.. Качество знаний ,В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.С одной стороны, все как будто просто, разработан Федеральный государственный стандарт, изучай и внедряй. Но проблема заключается в том, что этот Стандарт задает концептуально новые цели и ценности, и требует качественно новых результатов. Эти новые результаты названы компетентностью. Цель школьного образования - формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных задач (проблем). Почему речь идет о ключевых компетенциях? Дело в том, что мир стремительно меняется, информация быстро устаревает, мы реально не знаем, какие конкретные умения и навыки нужно сформировать сегодня, чтобы они пригодились нашему выпускнику через 10-20-30 лет. К примеру, относительно недавно мы обходились без сотовых телефонов, а сейчас не представляем жизни без них. Принцип: «Если не знаете чему учить, то учите главному, ключевому, т.е тому, что пригодится в любое время, в любых условиях. Сложность ситуации заключается в том, что, требуя новые результаты, Стандарт не дает готового механизма формирования таких результатов, не детализирует процесс, оставляя разработку таких механизмов, видимо, школам и самим педагогам. Осмысление механизмов изменения содержания образования в связи с внедрением нового ФГОС – это самая актуальная на сегодня проблема. Состоится ли завтра внедрение ФГОС зависит от того состоится ли уже сегодня осмысление механизмов изменения содержания образования учителями. Ведь качество образования не может быть качества работающих в нем учителей. Меняется роль учителя. Учитель -это проектировщик содержания образования.Можно лишь предполагать, к какому итогу придут ученики. Поэтому в рабочую программу введен раздел «Планируемые результаты». Для педагогов, работающих в пилотном режиме, а их в нашей школе 28 человек из 36 педагогов (77 %)Итак, надо создавать школу учащую мышлению, и школу, в которой ребенок станет личностью. Критерии личности: творческая, креативная, способная создавать что-то новое; способная менять ситуацию вокруг себя, задавать свои правила игры;способная на принятие инициативного ответственного решения в ситуации неопределенностиМодель урока должна отражать этот процесс: Проблема - поиск и нахождение способов и средств его решения на основе анализа ситуации - применение способа - решение задачи – рефлексия способа. Это и есть процесс формирования метапредметных умений (УУД). Все должно быть в одном (программа формирования УУД по проекту РАО –приводит к тому, что учитель отдельно воспринимает)Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? Вдумайтесь в эти слова. Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». Качество знаний - уровни усвоения учебного материала учащимися. Уровни усвоения учебного материала можно разделить на 4 вида: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий. Ученический уровень обеспечивает только такое качество знаний, как правильность (на первом уровне - это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев). Алгоритмический уровень усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений.3-й уровень - эвристический. На этом уровне ученик может выполнять задания познавательного - поискового (эвристического) типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные ранее знания и одновременно приобретают новые. Это требует таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и выделение главного, обобщение. При решении подобных заданий возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приемами решения учебных задач.4-й уровень - творческий. Задания требуют от учащихся опоры на свой жизненный опыт, работы воображения и активного мышления, что позволяет им создать оригинальный речевой продукт, в той или иной манере отражающий их индивидуальные склонности.2 часть : отчеты по самообразованию . Творческое задание: Я думаю, многие из вас обеспокоины низким качеством обучения. Предлагаю вам работу по группам. На листочках написаны вопросы, на них необходимо ответитьКакие условия в нашей школе созданы для получения нового качества образования? Что в школе необходимо оставить без изменения как успешную модель для достижения качества образования Чем еще, кроме итоговой оценки, по вашему мнению, можно измерить качество обучения. На каких методических мероприятиях Вы бы хотели побывать у своих коллег.Работа в группах. Обсуждение выступлений.Педагогический совет подводит итоги, принимает решение определяет основные направления на новый учебный год, утверждает план работы. АНАКЕТА Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в анкетировании по теме педагогического совета «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения», ответив на следующие вопросы. 1.Что Вы понимаете под результатом образования в своей работе? 2. Что Вы понимаете под качеством образования в своей работе? 4. Что Вы понимаете под «новым качеством образования»? 5. Каковы, по Вашему мнению, основные критерии нового качества образования? 6. Что необходимо изменить в школе для достижения нового качества образования 6. Считаете ли Вы реальным достижение нового качества образования?