Публикации Статью: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий»
Автор: Романова Татьяна Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Саяногорскдетский сад комбинированного вида № 16 «Дюймовочка»Доклад«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий"Автор: воспитатель Романова Татьяна СергеевнаСаяногорск, 2023Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий"«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)  Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. Дошкольные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству.Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формирование умения договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками, уважительное отношения к окружающим людям.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребёнка – дошкольника, начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, любви к своей Родине, дому, улице , детскому саду, городу. (3)Важнейшим средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своего народа. Одной из таких традиций является русские народные игры, которые формируют начало к своему народу, к своей стране. Русские народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников.Так как игра - ведущая деятельность детей, то среди множества игр, которые мы предлагаем детям, есть и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить дошкольников с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа к удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.Значительное место игры занимали с древних времен в жизни русского народа. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку и стремление к победе, радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Игра –  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. «В песнях и хороводах большой частью вспоминаются времена давно прошедшие и настоящие; в играх же нередко передается драматическое» содержания жизни народа, и, таким образом последняя как бы исторически отражается в этих хороводах, песнях и играх. Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству… ». Практически каждая из русских народных игр имеет свой смысл и свою поэзию. Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т. д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.(5)Русские народные игры способствуют развитию навыка общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации и являются благоприятным фоном для положительного социально - эмоционального состояния и развития ребенка. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания. Например, в таких играх, как «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка», отображается быт народа. Так, если отец или дедушка приносил из леса зайчика, лису, то хвост добычи служил забавой для маленького ребенка. Отсюда и появились такие интересные игры.(4)Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые качества. Например, в игре «коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам своих детей, ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все за - одного»- цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка). При объяснении правил игры важно рассказывать детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, они позволяют закреплять знания детей о народных традициях. Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Особенность подвижных народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Подвижные народные игры учат ребенка тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.(2)Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Важно заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. В ходе народных подвижных игр необходимо привлекать внимание ребят к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально — положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращать внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются веселыми моментами считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют ценный игровой русский фольклор. Через народные игры, речевки, зазывалки, жеребьевки, считалки формируются у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.По содержанию русские народные игры лаконичны, выразительны и доступны дошкольникам. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. Таким образом, русские народные игры  для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Русские народные игры приближают ребёнка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к Родине, народным традициям, доброте, благородству, выносливости. Для дошкольников русские народные игры выдержали испытания временем, отшлифованы годами и представляют истинную школу нравственности и патриотизма.Список литературы:1.Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 12. — С. 17–19.2.Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры: КН. Для воспитателей дет.сада и родителей-М.: Просвещение; Владос, 1995.-224с.3.Маханева.М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера,2009.4.Раскатова К. В., Кулько И. Ю. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 56-585.Литвинова.М.Ф.Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003.Русские народные игрыМатушка-веснаОдна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и говорят:Идет матушка - весна,Отворяй-ка ворота!Первый март пришел,Всех детей привел.А за ним апрель-Отворил окно и дверь.А уж как пришел май-Сколько хошь теперь гуляй!Пройдя через ворота, дети делятся на две команды. Одна команда говорит другой:Ходит матушка – веснаПо полям, лесам одна.Первый раз прощается,Другой раз запрещается,А на третий разНе пропусти вас!После переклички команды мерятся силой, перетягивание каната, веревки.Игра «Капуста»Круг- это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:Я на камешке сижу,Мелки колышки тешу.Мелки колышки тешу, Огород свой горожу.Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волки и синицы, бобры и куницы,Заяц усатый, медведь косолапый.Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает - из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты»,- победитель.Игра «Заря-заряница» Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.Заря-заряница, красная девица,По полю ходила, ключи обронила,Ключи золотые, ленты расписные.Один, два, три – не воронь, а беги, как огонь!На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьметосвободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.Игра «Плетень»Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).Игра «Карусели»Продолжаем мы веселье,Все бегом на карусели.К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, вдругую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:Еле, еле, еле, елеЗакружились карусели,А потом, потом, потомВсе бегом, бегом, бегом.Тише, тише, не спешите,Карусель остановите.Раз-два, раз-два,Вот и началась игра.Игра «Жмурки с колокольчиком» По жребию (считалкой) выбирают «Жмурка» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязывают глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков.«Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»Игра «Жмурки»Скок-поскок, скок-поскок,Зайка прыгнул на пенек,В барабан он громко бьет,В жмурки всех играть зовет.Проводится игра «Жмурки».Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:- Кот, кот, на чем стоишь?- На квашне.- Что в квашне?- Квас!- Лови мышей, а не нас!После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.Игра с СолнцемВ центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:Гори, солнце, ярче –Летом будет жарче,А зима теплее, а весна милее.Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «солнца» «Горячо!» - «солнце» догоняет детей.Игра «Почта»
  • Динь, динь, динь!
  • Кто там?
  • Почта!
  • Откуда?
  • Из города...
  • А что в городе делают?
  • Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется. Задания могут придумывать и сами участники игры.КоршунИграющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:Вокруг коршуна хожу,По три денежки ношу,По копеечке, по совелочке.Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
  • Коршун, коршун, что ты делаешь?
  • Ямку рою.
  • На что тебе ямка?
  • Копеечку ищу.
  • На что тебе копеечка?
  • Иголочку ищу.
  • Зачем тебе иголочка?- Мешочек сшить.
  • Зачем мешочек''
  • Камешки класть.
  • Зачем тебе камешки?
  • В твоих деток кидать.
  • За что?
  • Ко мне в огород лазят!
  • Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна:— Ши, ши, злодей!Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего.Игра кончается, когда поймано несколько цыплят. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.ГусиНа площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие дети делятся на гусей и гусят. Гуси, взявшись за руки, образуют большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом гусей встают в небольшой крут гусята. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Гуси спрашивают гусят:
  • Гуси, вы гуси!
  • Га-га-га, га-га-га!
  • Вы, серые гуси'
  • Га-га-га, га-га-га!
  • Где, гуси, бывали?
  • Га-га-га, га-га-га!
  • Кого, гуси, видали?
  • Га-га-га, га-га-га!
  • С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гусята разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга — в логово. Гусята встают в круг и отвечают:Мы видели волка,Унес волк гусенка,Самого лучшего,самого большого.Далее следует перекличка гусей и гусят:
  • А, гуси, вы гуси!
  • Га-га-га, га-га-га!
  • Щиплите-ка волка,Выручайте гусенка!
  • Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гусята уходят от волка. Игра повторяется, но гуси и гусята меняются ролями. Волка выбирает.Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.Игра «Большой мяч»Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг, и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.ВолкВсе играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,Серому волку грязи на лопату!Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется. Гуляя по лесу волки должны расходиться по всей поляне.Детство- это то счастливое время,когда возможно закрепление в сознании национальной культуры.Русские народные игры приближают ребёнка к прекрасному,порождают в сознании маленького человека любовь к Родине,народным традициям,доброте,благородству,выносливости.Для дошкольников русские народные игры выдержали испытания временем,отшлифованы годами и представляют истинную школу нравственности и патриотизма.№ слайда 4 Описание слайда: На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… .» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора. : потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д. На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… .» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора. : потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.№ слайда 5 Описание слайда: На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.№ слайда 6 Описание слайда: Сказки- особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, Сказки научат смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают. Сказки- особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, Сказки научат смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают.№ слайда 7 Описание слайда: Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши»,«Заинька», «Солнышко и дождик»,«У медведя во бору» Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши»,«Заинька», «Солнышко и дождик»,«У медведя во бору» Хороводные – , «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Манечки и Ванечки», «Березка»№ слайда 8 Описание слайда: Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.№ слайда 9