Публикации
"«Как помочь ребёнку хорошо учиться»."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "«Как помочь ребёнку хорошо учиться»."
Автор: Бердюгина Галина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "«Как помочь ребёнку хорошо учиться»."
Автор: Бердюгина Галина Васильевна
Конспект родительского собрания на тему
Как помочь ребёнку хорошо учиться.
Вступительное слова учителя
Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности-учёбе.
В словаре русского языка Ожегова слово успех рассматривается в трёх значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.
Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребёнка.
Рассмотрим самые важные из этих потребностей.
Ученик хочет приобретать в школе новые знания.
Ученик стремится к самоутверждению, признанию со стороны взрослых.
Нужно ли помогать ребёнку учиться? Разумеется, ДА.
Ваш ребёнок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовём 4 из них.
Самый очевидный- это знание, которое он получит, или умение, которое он усвоит.
Результат менее очевидный- это тренировка общей способности учиться, т.е. учить самого себя.
Результат- эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Результат- след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом) , либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Запомните. Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат. Ни в коем случае не забывайте об остальных трёх. Они гораздо важнее.
Для ребёнка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценка ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребёнку так важны ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.
Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребёнка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть, нужно в чем-то пересмотреть отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?
Напомню вам ещё одну особенность младшего школьника: любую работу он должен выполнять на успехе. Поэтому так важно поддерживать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.
Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научит его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы из дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей тесть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.
Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:
организация режима дня;
контроль за выполнением домашних заданий;
приучение детей к самостоятельности.
Организация режима дня позволяет ребёнку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
У 20 процентов школьников плохое здоровье- причина неуспеваемости.
Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребёнок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом, бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.
Точный распорядок занятий- это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей. Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребёнку не придётся напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду, и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо если вы будете просить пересказать, что прочитал ребёнок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесённые слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня- это организация досуга. Важно не оставлять ребёнка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учёбы время.
Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 часов).
Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон- это основа здоровья.
Позаботьтесь , чтобы после ужина ребёнок не перевозбуждался, не смотрел страшные фильмы, не играл в шумные игры, на компьютере. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.
Вы должны помнить , что у вас теперь ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор в то время ,когда ребёнок готовится ко сну. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида деятельности на другой.
Например, сядет ребёнок рисовать, а его посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
Контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть систематическим , а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие оценки получил? Выполнил ли уроки?
Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребёнка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку. Что приводит ребёнка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Контроль должен быть постоянным, каждодневным, ненавязчивым и тактичным.
Контроль-это организация помощи для ликвидации каких либо пробелов, трудностей.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
* какая бы погода не была
* какие бы ни шли телепередачи
* чей бы день рождения ни отмечался
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьёзному делу.
Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
Приучение к самостоятельности.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребёнок найдёт их сам. Не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении дом. заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки.
Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому;
по мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему;
Думайте при ребёнке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте вместе, планируйте. Научить собственного ребёнка думать- главная обязанность родителей!